ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-172/19 от 18.11.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

Дело № 12-172/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ейск 18 ноября 2019 года

Судья Ейского городского суда Краснодарского края Панченко С.Л.,

при секретаре Коваленко А.А.,

с участием представителя заявителя первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 – Рева В.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея – ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений <адрес>ФИО1 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Н-3 об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

установил:

первый заместитель руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанной жалобой, обосновывая ее тем, что ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея при обследовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 9,0 га, расположенного в водоохраной зоне Ейского лимана Азовского моря в границах <адрес>, выявлен факт организации несанкционированных свалок, а также захламления карьерной выемки отходами производства и потребления на площади более 3,5 га. Результаты обследования зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ-Н. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ-Н и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым она привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты>. Постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с тем, что полномочия по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земель закреплено за администрацией муниципального района, департамент не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений и не является пользователем земельных участков в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ. При этом полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа. Следовательно, правовых оснований для привлечения департамента к административной ответственности у Межрайонного управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не имелось. Разделом 3 Положения о департаменте определены функции департамента, в перечне, которых не указаны полномочия, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных и иных отходов. Полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Также ни структурой департамента, ни Законом Краснодарского края от 19.12.2016 года № 3515-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены механизмы и средства для осуществления действий по соблюдению требований, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и по причине отсутствия в ведомственной структуре расходов такой графы расходов как расходы по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и соответствующих полномочий согласно положению о департаменте.

Просит восстановить срок на обжалование постановления Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении нее и отменить указанное постановление, а производство по делу - прекратить ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 – Рева В.И. настаивал на доводах изложенных в жалобе, просил восстановить срок на обжалование постановления Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении нее и отменить указанное постановление, а производство по делу - прекратить ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы, в связи с тем, что в ходе проведения предварительной проверки произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером площадью 9,0 га, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в водоохраной зоне Ейского лимана Азовского моря, г. Ейск, в районе <адрес>. В соответствии с письмом Администрации МО Ейский район земельный участок с кадастровым номером находится в государственной собственности субъекта Российской Федерации - <адрес>. Согласно информации Департамента имущественных отношений <адрес> договор аренды земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут постановлением Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края на сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером свободен от прав третьих лиц. В ходе проведения проверки Департаментом не предоставлены документы, указывающие на передачу в федеральную либо муниципальную собственность земельного участка е кадастровым номером . Таким образом данный земельный участок находится в собственности Краснодарского края и в соответствии с и. 3.3 положения о Департаменте в его основные функции входит обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а так же п. 3.13 осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарскою края. Проводит в установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. в нарушение требований Федерального законодательства, Положения о Департаменте, заявителем не осуществлялся контроль за защитой земель от негативного воздействия, использованием по назначению, земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края и не предпринимались эффективные меры по недопущению, пресечению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства допускаемых на земельном участке с кадастровым номером расположенном в водоохранной зоне Ейского лимана Азовского моря, г, Ейск, в районе <адрес> что привело к ухудшению качественного состояния земель.

Судья, выслушав стороны, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин срока на обжалование, и данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.

Из материалов дела следует, что решением Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отменено и производство по делу прекращено.

Решением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено с направлением на новое рассмотрение, так как жалоба на постановление государственного инспектора управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республика Адыгея представителем ФИО1 не подписана, в связи, с чем разрешить вопрос по существу не представляется возможным.

Постановлением Ейского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея оставлена без рассмотрения, о чем стало известно заявителю ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах ходатайство о восстановлении срока на обжалование подлежит удовлетворению, а жалоба - рассмотрению по существу.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея при обследовании земельного участка с кадастровым номером , площадью 9,0 га, расположенного в водоохраной зоне Ейского лимана Азовского моря в границах <адрес>, в районе <адрес>, выявлен факт организации несанкционированных свалок, а также захламления карьерной выемки отходами производства и потребления на площади более 3,5 га.

Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ХМ от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо первый заместитель руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д. 10-18).

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. При этом данные мероприятия по охране земель не входят в полномочия департамента.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 утверждено Положение о департаменте, разделом 3 Положения определены функции департамента, в перечне которых не указаны полномочия, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных и иных отходов.

Департамент, в соответствии со своим правовым статусом, в рамках полномочий, установленных постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края» является органом исполнительной власти Краснодарского края осуществляющим реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, координацию деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений, уполномоченным на осуществление в установленном порядке на управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

При этом полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Ни структурой департамента, ни Законом Краснодарского края от 19.12.2016 № 3515-K3 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены механизмы и средства для осуществления действий по соблюдению требований, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и по причине отсутствия в ведомственной структуре расходов такой графы расходов как расходы по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, а также деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных и иных отходов и соответствующих полномочий согласно Положению о департаменте.

Нормативное регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также межселенной территории».

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией муниципального района полномочий по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земель.

Департамент не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений и не является пользователем земельных участков в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ.

При этом полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа.

Согласно ч. 4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

ДД.ММ.ГГГГ департаментом в министерство финансов Краснодарского края направлено письмо о финансировании мероприятий и увеличения бюджетных ассигнований департаменту для проведения рекультивационных работ в отношении земельных участков, занятий стихийными свалками (л.д. 19-20).

Согласно поступившему ответу из министерства финансов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вопрос о выделении средств на указанные в обращении цели возможно будет рассмотреть в 2020 году после принятия соответствующих расходных обязательств при наличии дополнительных источников финансирования (л.д. 21), что является основанием для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, подлежащие выяснению по каждому делу об административном правонарушении.

В соответствии с данной нормой по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из положений, закрепленных в пункте 8 части 2 статьи 30.6 и части 2 статьи 30.7 КоАП РФ, суд, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет его законность и обоснованность.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Вместе с тем, вина первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений <адрес>ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения не установлена и не доказана.

В соответствие со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в частности, отсутствие состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах жалоба первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 обоснованна и подлежит удовлетворению, производство по делу об административном правонарушении в отношении первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1, подлежит прекращению.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд,

решил:

восстановить первому заместителю руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 пропущенный процессуальный срок на обжалование постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ-Н-3 по делу об административном правонарушении.

Жалобу первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 - удовлетворить.

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ – отменить, производство по делу - прекратить ввиду отсутствия в действиях первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья