ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-172/2017 от 07.02.2017 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

№12-172/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г.Сургут ХМАО-Югра 17 апреля 2017 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа–Югры ФИО5, при участии законного представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3, действующего на основании доверенности №216/17 от 07.02.2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО2 №45-ОН/5 от 16 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз», <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО2 №45-ОН/5 от 16 января 2017 года юридическое лицо ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее по тексту – Общество) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Считая вынесенное постановление незаконным, законный представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 обратилась в Сургутский районный суд ХМАО-Югры с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, поскольку в действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, выводы административного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку Обществом надлежаще исполняются обязанности по в части содержания в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременного проведения инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; Общество осуществляет ежегодные осмотры и ревизии трубопроводов; Обществом осуществляются мероприятия для снижения коррозийного износа трубопроводов; Обществом осуществлены все необходимые мероприятия по ликвидации произошедшего инцидента; в ходе административного расследования анализ технического состояния трубопровода не проводился; не отражено, что трубопроводы не отвечают требованиям нормативных актов; в постановлении не отражено, что применяемые Обществом меры являются не эффективными и не определено, какие меры будут являться эффективными; административным органом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, поскольку по обжалуемым постановлениям вынесено одно определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административных правонарушениях; вменяемые Обществу нарушения привели к нарушению одной и той же нормы закона, что позволяет расценивать все выявленные нарушения как одно нарушение с назначением одного наказания.

В судебном заседании законный представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО3 поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемое постановление.

Выслушав законного представителя юридического лица ФИО3, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Статья 8.1 КоАП РФ признает наказуемым несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Как установлено ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Положениями п.9.1.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 390132-94 определено, что отказы трубопроводов возникают в результате нарушений при их эксплуатации

Пунктами 3.1.9, 7.7.4 РД 390132-94 закрепляется правило, согласно которому трубопроводы должны быть надежно защищены от внутренней коррозии путем, в том числе, прочих методов применения антикоррозийных внутренних покрытий.

В судебном заседании изучены представленные материалы, из которых установлено, что в административный орган от Общества поступила телефонограмма № 1171 от 30.01.2016 года, содержащая следующую информацию: 29.01.2016 года в 23 часа 10 минут на <адрес>, пользование которым осуществляет ООО «РН-Юганскнефтегаз», при эксплуатации водовода высокого давления <адрес>, произошел некатегорийный отказ на землях запаса. Причина разлива подтоварной воды – внутренняя коррозия.

По данному факту административным органом 29.11.2016 года в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе расследования которого было установлено, что причиной разлива подтоварной воды, повлекшего загрязнение природных объектов, является внутренняя коррозия по телу трубы водовода высокого давления; внутренняя антикоррозийная защита трубопровода отсутствует.

28.12.2016 года главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре ФИО4 составлен протокол №2726-ОН/44 об административном правонарушении.

16.01.2017 года административным органом вынесено постановление №45-ОН/5 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Выслушав мнение участвующего лица, исследовав представленные материалы, судья считает, что действия юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз» при вынесении обжалуемого постановления обоснованно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Факт и обстоятельства правонарушения подтверждены представленными материалами, а именно: телефонограммой №1171 от 30.01.2016 года; определением №577-ОН/44 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.11.2016 года; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 29.11.2016 года; сведениями о категории земель; актом технического расследования инцидента, происшедшего 23.01.2016 года от 01.02.2016 года, в котором отражено, что причиной инцидента является внутренняя коррозия трубопровода; расчетом жидкости, излившейся из трубопровода при инциденте на водоводе высокого давления; эскизом нарушения трубопровода и схемой места инцидента; мероприятиями по ликвидации инцидента и его последствий и мероприятиями по определению и устранению причин инцидента на водоводе высокого давления; справкой №33 о материальном ущербе; топографическим планом; заключением №250 толщинометрии трубопровода от 01.12.2016 года, в котором указано, что по внешнему виллу в местах замера дефектов нет; свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2013 года; паспортом трубопровода №13122
52; уведомлением о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях от 23.12.2016 года; протоколом №2726-ОН/44 об административном правонарушении от 28.12.2016 года; определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 09.01.2017 года.

Оснований не доверять совокупности приведенных доказательств не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, являются необоснованными, так как в силу ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства должны быть приняты все зависящие меры по соблюдению экологических требований при эксплуатации трубопровода.

При этом объективная сторона, наличие которой оспаривает заявитель, в исследуемом случае выражена в невыполнении лицом, привлекаемым к административной ответственности, возложенных на него обязанностей по соблюдению экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Таким образом, привлеченное к административной ответственности лицо не выполнило принятые на себя обязанности по эксплуатации трубопровода.

Имеющийся довод рассматриваемой жалобы о том, что выводы административного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку Обществом надлежаще исполняются обязанности по в части содержания в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременного проведения инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, Общество осуществляет ежегодные осмотры и ревизии трубопроводов, Обществом осуществляются мероприятия для снижения коррозийного износа труб, опровергнут исследованными материалами.

Так, согласно акту технического расследования исследуемого инцидента от 09.02.2016 года, причиной инцидента является внутренняя коррозия водовода высокого давления.

Как указано в заключении №250 толщинометрии трубопровода от 01.12.2016 года по внешнему виду в местах замеров дефектов нет.

Довод о том, что Обществом осуществлены все необходимые мероприятия по ликвидации произошедшего отказа не исключают привлечение юридического лица к административной ответственности за допущенное нарушение.

Ссылки в поданной жалобе на то, что в ходе административного расследования анализ технического состояния трубопровода не проводился не подтвержден, поскольку в обжалуемом постановлении оценены представленные Обществом документы, содержащие информацию о техническом состоянии водовода, в том числе вышеназванный акт технического расследования исследуемого инцидента от 09.02.2016 года, расчет излившейся жидкости и топографический план.

В опровержение довода о том, что в постановлении не отражено, что трубопроводы не отвечают требованиям нормативных актов, постановление содержит указание, что в нарушение п.п. 3.1.9, 7.7.4 РД 390132-94 Общество не применялись технологические методы защиты трубопровода от внутренней коррозии путем применения антикоррозийных внутренних покрытий.

Оценка эффективности применимых Обществом мер и обязательства, возложенные на генерального директора, отражена в представлении №44-ОН/5 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 16.01.2017 года, что не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «РН-Юганскнефтегаз» необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено.

Довод рассматриваемой жалобы о том, что административным органом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, поскольку по обжалуемым постановлениям вынесено одно определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения, поскольку КоАП РФ не содержит запрета о вынесении одного определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административных правонарушениях.

Судья считает, что не обоснован и позиция представителя привлеченного лица о том, что вменяемые Обществу нарушения привели к нарушению одной и той же нормы закона, что позволяет расценивать все выявленные нарушения как одно нарушение с назначением одного наказания, поскольку согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Кроме того, в силу п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу ч. 1 ст.4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.

Не могут расцениваться как одно нарушение допущенные Обществом некатегорийные отказы также в силу того, что места и время произошедших инцидентов не идентичны.

Обществу назначено наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, при отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих применить ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

Проанализировав представленные материалы дела об административных правонарушениях, судья приходит к вводу о том, что при производстве по данному делу не было допущено существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение вынесенного постановления, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При отсутствии оснований для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении, доводы жалобы представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО2 №45-ОН/5 от 16 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Сургутского

районного суда ХМАО-Югры А.Б.Сухарева-Черненко