ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-172/2021 от 07.02.2022 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Богородицкого межрайонного суда Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п.Волово) ФИО1,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда жалобу генерального директора ООО «Воловский бройлер» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Воловский бройлер» ФИО2,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2021 года генеральный директор ООО «Воловский бройлер» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 07 октября 2021 года отменить, указывая на то, что копия постановления, направленная почтовой связью, была получена заявителем 20.10.2021г. Кроме этого, указал, что в оспариваемом постановлении Управление Росприроднадзора указывает, что обстоятельства правонарушения подтверждаются актом проверки от 23.07.2021г. Отмечает. что в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 30.04.2014г. № 262 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности» был утвержден образец акта проверки (приложение № 35 к Приказу). В разделе акта: «в ходе проверки установлено» должна быть описательная часть по проверяемым направлениям (в том числе информация по обследованию территории юридического лица, индивидуального предпринимателя). Однако в акте проверки не отражено, что в ходе проверки проводились контрольные мероприятия, связанные с обследованием территории ООО «Воловский бройлер». В то же время к акту проверки Приложением № 6 приложена фототаблица от 23.07.2021 г., в которых указана дата сьемки 01.07 2021 года. Учитывая изложенное, заявитель отмечает, что непонятно, в рамках каких контрольных мероприятий была сделана фототаблица, если обследование территории, согласно акту проверки, не проводилось, и в рамках каких мероприятий установлено нарушение, указанное в п. 9 Акта проверки. Кроме этого указывает, что в постановлении указано, что проверкой установлено, что в 20 м от здания АБК зоны Б обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, перевернутый контейнер с надписью ТБО, строительные отходы, покрышка, твердые коммунальные отходы, емкость из- под краски, металлолом, некондиционные поддоны. На одной карте площадок ферментации Зоны Б совместно с твердой фракцией бесподстилочного помета обнаружены строительные отходы. Однако Письмом от 09.06.2014 года Росприроднадзор внес ясность в терминологию, которая используется его территориальными органами при описании мест несанкционированного размещения отходов. Рекомендует понимать под определениями: навал мусора - несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; свалка - несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Заявитель полагает. что как видно из терминологии, описание Управления Росприроднадзора не подходит под понятие «несанкционированная свалка». Отмечает, что в целях минимизации отходов, поступающих в окружающую среду ООО «Воловский бройлер» производит их сортировку. Отсортированные отходы: пластик, металл, картон и т.д. сдаются на утилизацию, остальные поступают в места накопления в соответствии с проектом нормативов образования и лимитов размещения отходов. Так в 2020 году ООО «Воловский бройлер» сдано специализированным организациям 47430 кг отходов упаковочного картона – акт утилизации от 31.12.2020 года <данные изъяты>, 3700 кг отходов полиэтиленовой тары – акт утилизации от 30.12.2020 года <данные изъяты>. Отмечает, что если и имело место складирование отходов на территории ООО «Воловский бройлер», то только с целью их сортировки и извлечения вторсырья. Прежде чем складировать отходы по видам в местах их накопления отходы надо рассортировать. Однако указанные доводы Управлением Росприроднадзора безосновательно не были приняты и рассмотрены. Заявитель считает, что в такой ситуации законодательство об отходах производства и потребления им не нарушалось.

В дополнении к жалобе указал, что им не было получено уведомление о времени и месте составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также сам протокол об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое постановление. Как следует из оспариваемого постановления, протокол об административном правонарушении был составлен 28.09.2022 года. Уведомление о месте и времени составления указанного протокола вручено заявителю не было. Так же в протоколе отсутствует информация о надлежащем извещении заявителя о составлении протокола, отсутствует ссылка на номер и дату уведомления и факта надлежащего вручения такого уведомления. Отмечает, что в период с 20.09.2021 года по 01.10.2021 года находился в служебной командировке, то есть отсутствовал не только по месту своего жительства, но и по месту нахождения юридического лица, генеральным директором которого является, что подтверждает, что никакого уведомления о времени и месте составления и подписания протокола об административном правонарушении ему не вручалось. Однако несмотря на это, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление были вынесены в его отсутствие.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет суду прийти к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации конституционного права на судебную защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Исходя из положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ с правом лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать в судебном заседании корреспондирует обязанность суда предоставить указанному лицу такую возможность.

В силу ч.2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела, 28.09.2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, составлен государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в отношении ответственного должностного лица – генерального директора ООО «Воловский бройлер» ФИО2 в его отсутствие.

В материалах дела имеется определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29 сентября 2021 года, из которого следует, что назначено время и место рассмотрения постановления о назначении административного наказания: на 07 октября 2021 года в 16 часов 15 минут по месту нахождения отдела государственного экологического надзора по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора: <...>. Графа «отметка о дате вручения (направления по почте) отправления» и графа «определение получил» не заполнены и не имеют отметок о вручении указанного определения лицу, в отношении которого ведется административное производство.

В материалах дела имеется копия приказа о направлении работника в командировку, согласно которой ФИО2 - генерального директора ООО «Воловский бройлер», в период с 20.09.2021 года по 01.10.2021 года находился в служебной командировке, то есть отсутствовал не только по месту своего жительства, но и по месту нахождения юридического лица, генеральным директором которого является.

Из представленных в адрес суда материалов дела об административном правонарушении следует, что как на момент составления протокола об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года, так и на момент вынесения постановления о назначении административного наказания на 07 октября 2021 года в отношении ФИО2 - генерального директора ООО «Воловский бройлер», у государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 отсутствовали сведения о надлежащем извещении ФИО2 о дате и месте рассмотрения дела, а материалы дела не содержат каких-либо сведений как о извещении, так и о вручении ФИО2 направленных в его адрес извещений и телеграмм, как по адресу проживания, так и по месту нахождения юридического лица о том, что будут рассматриваться указанные протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела ФИО2 привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В нарушение требований ст.25.15 КоАП РФ извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела ФИО2 как по месту его жительства, так и по месту нахождения юридического лица, не направлялись, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 8.1 КоАП РФ, вынесен в отсутствие ФИО2 с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание указанное выше, а также положения статьи 30.7 КоАП РФ, не допускающие возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья, пересматривающий постановление по жалобе, приходит к выводу о необходимости отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, которым должностное лицо ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного нормой ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, не истек.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности не истек, считаю необходимым отменить состоявшееся по делу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 о назначении административного наказания от 07 октября 2021 года и возвратить дело на новое рассмотрение в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе,

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 о назначении административного наказания от 07 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п.Волово) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья