дело № 12-2/2022 (№12-172/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
город Алдан 12 января 2022 года
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Сверидюк И.А., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности на постановление государственного инспектора Алданского комитета Государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Резерв»» (ООО «ЗДК Резерв»), суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора ГЭН Минэкологии РС (Я) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021 года юридическое лицо ООО «ЗДК Резерв» подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160 000,00 рублей.
С указанным постановлением лицо, привлекаемое к административной ответственности ООО «ЗДК Резерв», не согласился и подал жалобу, в которой настаивал постановление госоргана, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям. Исходя нормы права, предусмотренной ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" – открытый отстойник является гидротехническим сооружением. В силу абзаца 3 статьи 3 вышеназванного закона эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение, а собственник гидротехнического сооружения, это - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. ООО «ЗДК Резерв» не является ни собственником, ни эксплуатирующей организацией открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод. Данное гидротехническое сооружение находилось в долине р. Турукан, до получения ООО «ЗДК Резерв» лицензии на пользование недрами, и является следами техногенных отработок предыдущих недропользователей, которые не произвели рекультивацию, в соответствии с требованиями ФЗ «О недрах». Материалами дела подтверждается, что ООО «ЗДК Резерв» не осуществлялись добычные работы с эксплуатацией, либо строительством гидротехнических сооружений. В постановлении № 30-53/1 должностное лицо указывает: «На момент обнаружения вытекающих сточных загрязненных вод с отстойника горного участка ООО «ЗДК Резерв», представителя юридического лица не было. Работы на горном участке не велись, тяжелая землеройная техника отсутствовала, рабочего персонала не было. В вахтовом поселке все здания и строения были опечатаны». Схемой расположения участка недр р. Турукан, являющейся приложением № 3 к лицензии на пользование недрами, определены границы горного отвода с указанием координат. При этом координаты отбора проб, в том числе и на слиянии сточных вод с р. Турукан, указанные в постановлении № 30-53/1 находятся за пределами границ горного отвода ООО «ЗДК Резерв». Так же за пределами горного отвода ООО «ЗДК Резерв» находится и открытый отстойник, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод. В постановлении по делу об административном правонарушении должностное лицо указывает на нарушение требований «Водного кодекса РФ», а так же ФЗ «Об охране окружающей среды», приводя в обоснование выдержки из данных законов, диспозиции которых начинаются с фразы «эксплуатация объектов» или «юридические лица, осуществляющие эксплуатацию». При этом, материалы дела не содержат ни одного доказательства, подтверждающего факт эксплуатации открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод, либо нахождение данного отстойника на территории горного отвода ООО «ЗДК Резерв». Материалы дела не содержат сведений в результате, каких действий ООО «ЗДК Резерв» произошла утечка сточных (загрязненных) вод в р. Турукан. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 г., лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. Кроме того, госорганом нарушены нормы процессуального права, а именно в нарушение ч. 2 ст. 26.4, ч. 3 ст. 25.9 КоАП РФ определение о назначении экспертизы № 30-53 от 08.10.2021 г. и определение о назначении экспертизы № 30-53/1 от 11.10.2021 г. не содержит сведений о разъяснении эксперту его прав и обязанностей. Отбор проб, на основании которых проведена экспертиза, осуществлен 07 октября 2021 г., в соответствии с протоколом взятия проб и образцов № 30-53 и 10 октября 2021 г. в соответствии с протоколом взятия проб и образцов № 30-53/1. В соответствии с экспертными заключениями на содержание взвешенных веществ № 146 и № 147 от 22 октября 2021 г., лабораторные испытания были произведены 20 октября 2021 г. В соответствии с п. 6.4.6, ГОСТ 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб» срок хранения отобранных проб, предназначенных для проведения анализа взвешенных веществ без консервации, составляет 2 суток, охлажденные до температуры от 2С-10С составляет 7 суток. В нарушение данной нормы срок хранения проб воды с момента отбора до проведения анализа составил более 10 суток. Как следует из протоколов взятия проб и образцов, отбор проб производился с соблюдением ГОСТ 59024-2020. Однако, данный ГОСТ был нарушен экспертной организацией, в связи с чем, результаты заключения эксперта по результатам количественного содержания взвешенных веществ в пробах воды, в данном случае является ненадлежащим доказательством по делу и выводы эксперта вызывают обоснованные сомнения в связи с нарушением сроков хранения проб воды. Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Настаивает постановление государственного инспектора Алданского комитета ГЭН Минэкологии PC (Я) ФИО2, о привлечении к административной ответственности ООО «ЗДК Резерв» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 160 000 рублей отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, пояснения дал аналогичные изложенным в жалобе. Настаивает постановление государственного инспектора Алданского комитета ГЭН Минэкологии PC (Я) ФИО2, о привлечении к административной ответственности ООО «ЗДК Резерв» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 160 000 рублей отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.
В судебном заседании представитель административного органа – государственный инспектор Алданского комитета ГЭН Минэкологии PC (Я) ФИО2, суду пояснил, что с доводами, изложенными в жалобе ООО «ЗДК Резерв», не согласны. В ходе планового (рейдового) осмотра на основании Распоряжения (Приказа) Руководителя Алданского комитета ГЭН № 30-53 от 07.10.2021г. визуально установлено загрязнение водного объекта р. Турукан Алданского района, отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод с водотоком р. Турукан, по информации, имеющейся в Алданском комитете ГЭН Минэкологии PC (Я), в бассейне долины р. Турукан с притоком Боковой, Открытый осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении ООО "Золотодобывающая компания РЕЗЕРВ" согласно лицензии на право пользования недрами [Номер], о чем составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 30-53 от 08.10.2021 года. По данному факту в отношении юридического лица ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» 29.10.2021г., составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. На основании ст. 26.5 КоАП РФ государственным инспектором АКГЭН Минэкологии PC (Я) произведен отбор проб природной воды из поверхностного водного объекта р. Турукан (лицензия на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР) отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод на предмет содержания в пробах загрязняющих веществ (протокол взятия проб и образцов от 07.10.2021г. №30-53). Согласно протоколу испытаний от 20.10.2021г. № 224-Н/1-21 установлено превышение относительно нормативов ПДКр/х взвешенных веществ в 95 раз, железа в 40 раз, меди в 7,1 раза, превышения относительно фоновых показателей составили; взвешенных веществ в 115 раз, железа в 17 раз, меди более чем в 7,1 раза, цинка более чем в 1,3 раза в природной воде, отобранной р. Турукан, 500 м ниже места слияния со сточной загрязненной водой, вытекающей с отстойника ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» (географические координаты N 58,280595; Е 125,222895). Таким образом, местом совершения административного правонарушения является р. Турукан правый приток р. Томмот Алданского района лицензия на право пользования недрами [Номер]. Дата и время нарушения: 07.10.2021г. 17 ч. 20 м. Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, был составлен должностным лицом 29.10.2021 года, в присутствии исполнительного директора ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» ФИО3, что подтверждается его собственноручной подписью в данном протоколе. На основании заключенного договора водопользования от 28.07.2021г. за № 14- 18,03,06,001-Р-ДЗВХ-С-2021-09226/00 между Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства PC (Я) и юридическим лицом ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» водопользователь обязан: п.п. «Р», п. 19 не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на представленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, соблюдать режим хозяйственной деятельности в пределах территории водоохраной зоны водного объекта, регламентированный положениями ст. 65 Водного кодекса РФ. По полученным космическим снимкам установлено, что на лицензионном участке [Номер] принадлежащий ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» имеются факты возведения гидротехнических сооружений (удерживающих дамб, насыпей) с перекрытием русла поверхностного водотока руч. Открытый. Данные обстоятельства выяснились в ходе проведенного анализа космических снимков во временном периоде с 05.06.2021г. и по 09.08.2021г. Так, в период с 05.06.2021г. и по 09.08.2021г. на лицензионном участке [Номер] принадлежащий ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» появилось 4 пруда-отстойника с удерживающими дамбами, предположительно со сточными (загрязнёнными) водами светло-бежевого цвета. На космическом снимке от 09.08.2021г. рельеф местности, на определённом лицензионном участке, полностью изменен и не соответствует космическому снимку от 05.06.2021г. Это свидетельствует о том что, на лицензионном участке [Номер] принадлежащий ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» в период 05.06.2021г. и по 09.08.2021г. проводились горные работы, с изменением русла поверхностного водотока р. Открытый, строительством ГТС прудов-отстойников, возведением удерживающих дамб, на не которых участках исчезла растительность, а так же изменение рельефа местности в квадрате, где ранее 07.10.2021г. был обнаружен сброс сточных загрязнённых вод с последнего пруда-отстойника с дальнейшим попаданием в поверхностный водоток р. Турукан. Анализ космических снимков свидетельствует о том что, юридическое лицо ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» в ходе хозяйственной деятельности построила ГТС пруды-отстойники и в дальнейшем эксплуатировало. В акватории ручья Открытый произведены землеройные работы для последующей установки промывочного прибора, о чем свидетельствует наличие и монтаж бункера промывки золотосодержащего концентрата, а также шлюзов накопления драгоценных металлов, насосной установки, зумф погружения всасывающего трубопровода, отстойник (без воды) оборотного цикла водопользования. Это подтверждает тот факт что, юридическое лицо ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» осуществляло свою хозяйственную деятельность согласно лицензия на право пользования недрами [Номер] и в последующем использовало уже имеющие пруды-отстойники для геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении, что привело к нарушению требований к охране водных объектов. Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 30-53 от 14.10.2021г. установлено: «Далее при осмотре горного участка в сторону вахтового поселка ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» визуально наблюдается поток воды, который по каскаду стекает в нижнюю точку по рельефу местности. Для определения источника попадания водного потока на горный участок была визуально обследована верхняя часть горного участка, где проводились горные работы по выемки грунта с помощью тяжелой землеройной техники до выпадения снежного покрова. В точке (географические координаты N 58°18 34,33"; Е 125 °11'16,67”) визуально установлено, поток природной воды р. Открытый с естественного русла попадает в канаву высотой приблизительно 2-2,5 м. и далее стекает по рельефу на горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ». Так же в этой местности визуально отмечается работы по выемке грунта с помощью тяжелой землеройной техники, которые проводились до выпадения снежного покрова. В 400-500 м. от попадания р. Открытый в канаву ниже по рельефу находиться не большой отстойник, с удерживающей дамбой. Природная вода в р. Открытый визуально чистая, прозрачная.». В ходе обследования установлено, что на верхней границе лицензионного участка (р. Открытый, географические координаты N 58°18'34,33"; Е 125° 11'16,67") зафиксировано попадание поверхностного водотока р. Открытый с естественного русла в обустроенную канаву высотой 2-2,5 м. и далее по канаве попадает на разработанный в текущем году горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ», что предположительно является источником поднятия уровня загрязненной воды в отстойнике. В результате обследования других источников попадание вод на горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» не установлено. Данный факт указывает, о том что, верхней границы лицензионного участка ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» попадает поверхностный водоток руч. Открытый протекая по лицензионному участку, наполняет образовавшиеся пруды-отстойники с загрязненной сточной водой вследствие чего образовываются ситуации с выносом загрязняющих веществ с дальнейшем попаданием в поверхностный водоток р. Турукан Алданского района. Следовательно, в нарушение обязательств ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» допустила сброс в поверхностный водный объект р. Турукан загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением норматива допустимого воздействия на водные объекты. Определением государственного инспектора АКГЭН Минэкологии PC (Я) от 29.10.2021г., данное дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, было назначено к рассмотрению на 08.11.2021г., о чем юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» было извещено надлежащим образом. Согласно Постановления государственного инспектора АКГЭН Минэкологии PC (Я) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021г., юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания РЕЗЕРВ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей. Не согласны также с доводами представителя ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» о нарушении госорганом норм процессуального права, поскольку запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения указывается в Определении о назначении экспертизы, а не в самом экспертном заключении. Отсутствие в экземпляре определения о назначении экспертизы ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» подписи эксперта не говорит о том, что эксперту не разъяснены его права и обязанности и об отсутствии предупреждения его «об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения». В протоколе результатов испытаний имеются сведения о дате отбора проб, дате поступления проб в лабораторию и дате проведения измерений (испытаний) и сроки хранения проб воды до проведения испытаний на содержание взвешенных веществ лабораторией не нарушены. Также, хотим отметить, что дата выдачи протокола результатов испытаний не является датой проведения измерений (испытаний). Настаивают в удовлетворении жалобы ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» отказать.
Выслушав участников процесса, изучив, огласив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела, судом установлено, Постановлением государственного инспектора АКГЭН Минэкологии PC (Я) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021г., юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания РЕЗЕРВ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» к административной ответственности, послужил тот факт, что в ходе планового (рейдового) осмотра на основании Распоряжения (Приказа) Руководителя Алданского комитета ГЭН № 30-53 от 07.10.2021г. государственным органом визуально установлено: загрязнение водного объекта р. Турукан Алданского района, отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод с водотоком р. Турукан, по информации, имеющейся в Алданском комитете ГЭН Минэкологии PC (Я), в бассейне долины р. Турукан с притоком Боковой, Открытый осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении ООО "Золотодобывающая компания РЕЗЕРВ" согласно лицензии на право пользования недрами [Номер], о чем составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 30-53 от 08.10.2021 года. По данному факту в отношении юридического лица ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» 29.10.2021г., составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. На основании ст. 26.5 КоАП РФ государственным инспектором АКГЭН Минэкологии PC (Я) произведен отбор проб природной воды из поверхностного водного объекта р. Турукан отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод на предмет содержания в пробах загрязняющих веществ (протокол взятия проб и образцов от 07.10.2021г. №30-53). При осмотре горного участка в сторону вахтового поселка ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» визуально наблюдается поток воды, который по каскаду стекает в нижнюю точку по рельефу местности. Для определения источника попадания водного потока на горный участок была визуально обследована верхняя часть горного участка, где проводились горные работы по выемки грунта с помощью тяжелой землеройной техники до выпадения снежного покрова. В точке (географические координаты N 58°18 34,33"; Е 125 °11'16,67”) визуально установлено, поток природной воды р. Открытый с естественного русла попадает в канаву высотой приблизительно 2-2,5 м. и далее стекает по рельефу на горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ». Так же в этой местности визуально отмечается работы по выемке грунта с помощью тяжелой землеройной техники, которые проводились до выпадения снежного покрова. В 400-500 м. от попадания р. Открытый в канаву ниже по рельефу находиться не большой отстойник, с удерживающей дамбой. Природная вода в р. Открытый визуально чистая, прозрачная.». В ходе обследования установлено, что на верхней границе лицензионного участка (р. Открытый, географические координаты N 58°18'34,33"; Е 125° 11'16,67") зафиксировано попадание поверхностного водотока р. Открытый с естественного русла в обустроенную канаву высотой 2-2,5 м. и далее по канаве попадает на разработанный в текущем году горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ», что предположительно является источником поднятия уровня загрязненной воды в отстойнике. В результате обследования других источников попадание вод на горный участок ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» не установлено. Данный факт указывает, о том что, верхней границы лицензионного участка ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» попадает поверхностный водоток руч. Открытый протекая по лицензионному участку, наполняет образовавшиеся пруды-отстойники с загрязненной сточной водой вследствие чего образовываются ситуации с выносом загрязняющих веществ с дальнейшем попаданием в поверхностный водоток р. Турукан Алданского района. Согласно протоколу испытаний от 20.10.2021г. № 224-Н/1-21 установлено превышение относительно нормативов ПДКр/х взвешенных веществ в 95 раз, железа в 40 раз, меди в 7,1 раза, превышения относительно фоновых показателей составили; взвешенных веществ в 115 раз, железа в 17 раз, меди более чем в 7,1 раза, цинка более чем в 1,3 раза в природной воде, отобранной р. Турукан, 500 м ниже места слияния со сточной загрязненной водой, вытекающей с отстойника ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» (географические координаты N 58,280595; Е 125,222895).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В соответствии с абз. 3 ст. 7 выше названного Закона после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Схемой расположения участка недр р. Турукан, являющейся приложением № 3 к лицензии на пользование недрами выданной ООО «ЗДК РЕЗЕРВ», определены границы горного отвода с указанием координат.
Границы горного отвода ООО «ЗДК Резерв» определены крайней точкой северной широты: 58°19'26'', крайней точкой восточной долготы: 125°14'18''.
Вместе с тем, судом установлено, что в протоколе взятия проб и образцов № 30-53 от 07.10.2021 г. в графе «место отбора пробы и тип пробы» указано: троекратный отбор проб сточной загрязненной воды, вытекающей с отстойника горного участка ООО «ЗДК Резерв». При этом указаны координаты сточной воды вытекающей с отстойника ООО «ЗДК Резерв»: 58°292675' северной широты, и 125°226584' восточной долготы.
Таким образом, установлено, что отстойник с вытекающей сточной водой находится за пределами крайних границ горного отвода ООО «ЗДК Резерв».
Установленный госорганом, в ходе планового (рейдового) осмотра открытый отстойник с вытекающей сточной водой, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относится к числу гидротехнических сооружений.
В соответствии с абзацем 3 статьи 3 Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение, а собственник гидротехнического сооружения, это - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
ООО «ЗДК Резерв» не является ни собственником, ни эксплуатирующей организацией открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод.
Из анализа постановления госоргана и материалов дела установлено, что ООО «ЗДК Резерв» не осуществлялись добычные работы с эксплуатацией, либо строительством гидротехнических сооружений. На момент обнаружения вытекающих сточных загрязненных вод с отстойника горного участка, представителя юридического лица ООО «ЗДК Резерв»на участке не было. Работы на горном участке не велись, тяжелая землеройная техника отсутствовала, рабочего персонала не было. В вахтовом поселке все здания и строения были опечатаны».
Таким образом, факт использования гидротехнических сооружений за пределами горного отвода ООО «ЗДК Резерв» материалами дела не установлен.
Данное гидротехническое сооружение находилось в долине р. Турукан, до получения ООО «ЗДК Резерв» лицензии на пользование недрами, и является следами техногенных отработок предыдущих недропользователей, которые не произвели рекультивацию, в соответствии с требованиями ФЗ «О недрах».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственником гидротехнического сооружения может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного закона правительство Российской Федерации устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.
В с п. 4, п. 5, «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1606, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Обеспечение капитального ремонта, консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.
Таким образом, ООО «ЗДК Резерв» не являясь собственниками указанного гидротехнического сооружения, не имеют обязанности по его содержанию.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из анализа представленной копии административного материала, судом установлено, в ходе планового (рейдового) осмотра государственным органом обнаружено, что на верхней границе лицензионного участка зафиксировано затекание поверхностного водотока р. Открытый с естественного русла в обустроенную канаву высотой 2-2,5 м и далее по канаве попадает на разработанный в текущем году горный участок ООО «ЗДК Резерв», что предположительно является источником поднятия уровня загрязненной воды в отстойнике».
Таким образом, суд приходит к выводу, что причины попадания сточных вод в р. Турукан не установлены. Поскольку в силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Обстоятельства, установленные на предположениях, догадках, так как собраны с нарушением закона, и являются недопустимыми доказательствами.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт эксплуатации открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод, либо нахождение данного отстойника на территории горного отвода ООО «ЗДК Резерв». Материалы дела не содержат сведений в результате, каких действий ООО «ЗДК Резерв» произошла утечка сточных (загрязненных) вод в р. Турукан.
Позиция госоргана непоследовательна, противоречива: так в возражении на жалобу № 03- 08/361 от 06.12.2021 г. (стр. 5 абз. 2) указано: «...ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» осуществляло свою хозяйственную деятельность.. . ив последующем использовало уже имеющие пруды-отстойники для геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении». В ходатайстве № 03-08/2 от 10.01.2022 г. (стр. 2 абз. 3) указано: «...юридическое лицо ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» в ходе хозяйственной деятельности построило ГТС пруды-отстойники и в дальнейшем эксплуатировало...».
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 г., лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных; правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, суд приходит к выводу, госорганом не представлено суду доказательств того, что именно в результате, действий ООО «ЗДК Резерв» произошла утечка сточных (загрязненных) вод в р. Турукан.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Кроме того, судом установлено, определение взвешенных веществ в испытательной лаборатории, проводилось, согласно «Методике измерений массовых концентраций взвешенных и прокаленных взвешенных веществ в пробах питьевых, природных и сточных вод гравиметрическим методом» ПНД Ф 14.1:2:4.254-09.
Отбор проб воды, на основании которых проведена экспертиза № 146 от 22.10.2021 г. осуществлен 07 октября 2021 г., в соответствии с протоколом взятия проб и образцов № 30-53 от 07.10.2021 г., согласно которому взяты: проба № 1 в 17:20 часов, проба № 2 в 17:35 часов, проба № 3 в 17:50 часов, проба № 4 в 18:30 часов, проба № 5 в 18:55 часов, проба № 6 в 19:17 часов.
Согласно протоколам результатов испытаний № 239-Н/1-21 от 20.10.2021 г., № 240-Н/1-21 от 20.10.2021 г., № 241-Н/1-21 от 20.10.2021 г., № 242-Н/1-21 от 20.10.2021 г., № 243-Н/1-21 от 20.10.2021 г., № 244-Н/1-21 от 20.10.2021 г. – измерение взвешенных веществ произведено с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.; измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г.; консервация проб не производилась.
Вместе с тем, согласно п. 9.3 методики ПНД Ф 14.1:2:4.254-09, срок хранения пробы до начала анализа составляет 24 часа без принудительного охлаждения. Если в указанный срок анализ не начат, то проба может дополнительно храниться при температуре (2 - 10) °С в течение 7 суток.
В силу п. 1 методики ПНД Ф 14.1:2:4.254-09, продолжительность анализа одной пробы на определение взвешенных веществ 14 часов, серии из 10 проб - 15 часов.
Таким образом, согласно данной методике, максимальный срок измерения взвешенных веществ составил: 24 часа с момента отбора проб и 15 часов с момента начала анализа.
Для пробы № 1, которая взята 07.10.2021 г. в 17-20 крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 17:20 часов, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 08:20 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Для пробы № 2, которая взята 07.10.2021 г. в 17:35 часов крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 17:35 часов, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 08:35 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Для пробы № 3, которая взята 07.10.2021 г. в 17:50 часов крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 17:50 часов, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 08:50 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Для пробы № 4, которая взята 07.10.2021 г. в 18:30 часов крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 18-30, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 08:30 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Для пробы № 5, которая взята 07.10.2021 г. в 18:55 часов крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 18:55 часов, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 09:55 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Для пробы № 6, которая взята 07.10.2021 г. в 19:17 часов крайний срок окончания хранения (+24 часа): 08.10.2021 г. в 19:17 часов, крайний срок окончания анализа (+15 часов) 09.10.2021 г. в 09:17 часов.
Таким образом, измерение взвешенных веществ произведено за пределами срока продолжительности анализа (с 08.10.2021 г. по 11.10.2021 г.). Измерение железа, меди, цинка произведено 20.10.2021 г. за пределами срока продолжительности анализа и срока хранения проб.
Как следует из протоколов, отбор проб и образцов произведен с соблюдением ГОСТ 59024-2020.
В соответствии с п. 6.4.6, ГОСТ 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб» срок хранения отобранных проб, предназначенных для проведения анализа на содержание железа, меди, цинка без консервации составляет 24 часа. При нарушении условий транспортирования или хранения анализ проб воды на показатели, для которых эти условия нарушены, проводить не рекомендуется, если это не предусмотрено целью исследования.
Вместе с тем, судом установлено, что условия срок хранения отобранных проб воды, установленные ГОСТ 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб», предназначенных для проведения анализа на содержание железа, меди, цинка без консервации, нарушены. В связи с чем, заключения эксперта произведенного по результатам количественного содержания взвешенных веществ в пробах воды, в данном случае является ненадлежащим доказательством по делу, и выводы эксперта вызывают обоснованные сомнения в связи с нарушением сроков хранения проб воды.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, экспертные заключения от 22.10.2021 года № 146, № 147 являются недопустимыми доказательствами.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ГЭН Минэкологии РС (Я) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЗДК Резерв», подлежит отмене, производство по делу прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Алданского комитета Государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) ФИО2 № 30-53/1 от 08.11.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Резерв»» - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.А. Сверидюк