ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-173/19 от 05.06.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

№ 12-173/2019

УИД 24RS0002-01-2019-001708-40

РЕШЕНИЕ

город Ачинск Красноярского края,

улица Назарова, 28 Б 05 июня 2019 года

Судья Ачинского городского суда Красноярского края Антипов В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - руководителя Ачинского территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края Кинк Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кинк Г.Н. на постановление военного комиссара города Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края от 02 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.21.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением военного комиссара города Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края от 02 апреля 2019 года Кинк Г.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.21.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей за то, что 15.02.2019 года Ачинским территориальным отделом агентства ЗАГС Красноярского края зарегистрировано заключение брака гражданки Т.В. и И.В., перемена имени Т.А. на Т.В., согласно свидетельства о заключении брака № от 15.02.2019 года, в 2-х недельный срок, то есть до 01.03.2019 года руководитель Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Кинк Г.Н. не сообщила в военный комиссариат г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края по адресу: г.Ачинск, ул.Свердлова, 30, сведения о внесении изменений в записи актов гражданского состояния Т.В., состоящей на воинском учете в военном комиссариате г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов, чем нарушила ч.4 ст.4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Кинк Г.Н., не согласившись с указанным постановлением, обжаловала его в Ачинский городской суд, мотивируя жалобу тем, что в постановлении указано на нарушение части 4 статьи 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которой органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, предусмотрен пунктом 1 статьи 47 ГК РФ и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон № 143-ФЗ) В них предусмотрены следующие виды актов гражданского состояния: рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); перемена имени; смерть гражданина. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 Закон № 143-ФЗ, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами орган ЗАГСа вносит исправления и изменения в записи актов гражданского состояния. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Государственная регистрация брака и государственная регистрация внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния также регламентированы Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 № 307 (далее - Административный регламент). 15.02.2019 Ачинским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края действительно составлена запись акта о заключении брака Т.В. и И.В., после заключения брака присвоены фамилии: мужу Е., жене Е.. При этом военный комиссар ошибочно считает, что в результате заключения брака были внесены изменения в запись акта гражданского состояния Т.В.

В данном случае была проведена Государственная регистрация заключения брака в соответствии со статьей 24 Закона № 143-ФЗ и пунктами 73.14 - 73.41 Административного регламента, составлена первичная запись о регистрации заключения брака между гражданами И.В. и Т.В. Государственная услуга по внесению исправлений или изменений в записи актов гражданского является самостоятельной государственной услугой, оказание которой регулируется статьями 69 - 73 Закона 143-ФЗ и пунктами 79 - 79.34 Административного регламента. Регистрация акта гражданского состояния о внесение изменений в записи акта гражданского состояния в отношении Т.В. Ачинским территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края в 2019 году не производилась. Кроме того, военный комиссар не учел следующие обстоятельства. До 01.10.2018 года порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния был закреплен статьей 12 Закон № 143-ФЗ. Положениями пункта 2 данной статьи был предусмотрен перечень органов и организаций, в чей адрес органы ЗАГС обязаны были передавать сведения о регистрации определенных видов актов гражданского состояния, в том числе было предусмотрено предоставление сведений о регистрации смерти в военные комиссариаты, Данная норма предусматривала, что порядок передачи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается Правительством Российской Федерации. В развитие положений статьи 12 Закона № 143-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1030 были утверждены Правила передачи органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения и смерти, которыми было предусмотрено, что сведения о государственной регистрации смерти передаются органом ЗАГС по месту своего нахождения в военные комиссариаты в течение 14 дней после государственной регистрации смерти в порядке, определенном Соглашением об информационном взаимодействии, заключенном между органом ЗАГС и получателем сведений. На основании вышеназванных положений нормативных правовых актов между агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края (далее - Агентство), как органом исполнительной власти Красноярского края, оказывающим государственные услуги в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и Военным комиссариатом Красноярского края было заключено Соглашение от 27.01.2014 года о предоставлении сведений органами ЗАГС в военный комиссариат Красноярского края (далее – Соглашение о предоставлении сведений), которым определялись виды и перечень сведений, сроки, место и формы их передачи. Таким образом, до 30.09.2018 года Ачинский территориальный отдел Агентства предоставлял в адрес военного комиссариата Красноярского края по г.Ачинск, Ачинскому и Болыпеулуйскому районам сведения о государственной регистрации смерти, перемены имени и внесении изменений в актовые записи в порядке, предусмотренном названными нормативными актами и Соглашением о предоставлении сведений. Положениями части 2 статьи 4, пункта 8 статьи 1Федерального Закона от 23.06.2016 № 219-ФЗ (далее - Закон № 219 -ФЗ) статья 12 Закона № 143-ФЗ, на основании которой заключалось Соглашение о предоставлении сведений, признана утратившей силу с 01.10.2018 года, в связи с чем Агентство письмом № А/01-08-0743 от 23.10.2018 уведомило Военный комиссариат Красноярского края о прекращении действия Соглашения о предоставлении сведений. Согласно положениям подпункта «б» пункта 9 Закона № 219-ФЗ порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния после 01.10.2018 года регулируется статьей 13.2 Закона № 143-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 13.2. Закона 143-ФЗ предоставление сведений о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемен имени федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны (его территориальным органам), осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы - ФНС России. Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся ЕГР ЗАГС, в электронной форме осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 13 статьи 3 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что до обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предусмотрено предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, органами ЗАГС на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу положений пункта 13 статьи 3 Закона №219-ФЗ, установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС (далее - Новый порядок), отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, до настоящего времени вышеназванный новый порядок Правительством Российской Федерации не утвержден. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 13.2 Закона № 143-ФЗ внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон. Статья 12 Закона № 143-ФЗ, положениями которой в том числе предусматривалась обязанность органов ЗАГС предоставления сведений в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом, отменена с 01.10.2018 года. В адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации поступило письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2018 года № 12/151469-ДН о том, что органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей. Органам, имеющим право на получение сведений из ЕГР ЗАГС рекомендовано обращаться в Минфин России за получением разъяснений о возможных действиях для получения сведений в сложившейся ситуации. До урегулирования данного вопроса предоставление непосредственно органами ЗАГС сведений из ЕГР является нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании Кинк Г.Н. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.

Военный комиссар г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края Нечипоренко В.Б., уведомленный судом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юрисдикционного органа.

Изучив доводы жалобы, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несообщение в установленный срок должностным лицом органа записи актов гражданского состояния в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Из системного токования вышеприведённых норм следует, что на органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, а не сведения об актах гражданского состояния граждан.

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об актах гражданского состояния", основанием для внесения изменений в записи актов гражданского состояния является: запись акта об усыновлении; запись акта об установлении отцовства; запись акта о перемене имени; решение суда; решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка; заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении; заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями); документ установленной формы, выданный органом дознания или следствия, об установлении личности умершего, смерть которого зарегистрирована как смерть неизвестного лица; документ установленной формы о факте смерти необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий лица в случае, если смерть зарегистрирована ранее; заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных статьей 70 настоящего Федерального закона.

Согласно вышеприведенной норме, государственная регистрация заключения брака, в том числе сопряженная с изменением фамилии, не является основанием для внесения изменений в записи актов гражданского состояния, поскольку государственная регистрация заключения брака (в том числе сопряженная с изменением фамилии) не тождественна государственной регистрации перемены имени. Заключение брака и перемена имени являются самостоятельными актами гражданского состояния, подлежащими государственной регистрации.

В связи с чем, в действиях (бездействии) Кинк Г.Н. нет состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21.4 КоАП РФ.

Кроме того, в силу положений пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018), установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 10 статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об актах гражданского состояния" внесение изменений в состав и способы предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, об исправлении или изменении записей актов гражданского состояния и изменение перечня органов и организаций, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в Федеральный закон. Статья 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об актах гражданского состояния", положениями которой, в том числе, предусматривалась обязанность органов ЗАГС предоставления сведений в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом, отменена с 01.10.2018 года.

В период, относящийся к вмененному правонарушению, новый порядок предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния Правительством Российской Федерации не утвержден.

В связи с вышеизложенным, судья приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, пунктом 3 части 1 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Кинк Г.Н. удовлетворить.

Постановление военного комиссара города Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края от 02 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.4 КоАП РФ в отношении Кинк Г.Н., отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья В.В.Антипов