УИД 55 МS0112-01-2020-000130-05
Мировой судья с/у № 112 Дело № 12-173/2020
в Куйбышевском судебном районе
в г. Омске – Калашникова А.Н.
РЕШЕНИЕ
25 июня 2020 года город Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.А.,
при секретаре Захаровой О.Б.,
с участием защитника ООО «Фирма «Резерв» - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Резерв» на постановление мирового судьи судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 10 февраля 2020 г. (резолютивная часть объявлена 10.02.2020) по делу № 5-156/2020 о привлечении ООО «Фирма «Резерв» к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 10 февраля 2020 г. по делу № 5-156/2020 ООО «Фирма «Резерв» (далее по тексту Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество признано виновным в том, что оно не выполнило в установленный срок до 10.11.2019 законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный контроль об устранении нарушений законодательства от 10.07.2019 № 502-16, обязывающего устранить допущенное нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном использовании земельного участка площадью 563,0 кв. м, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310, под увеличение территории АЗС в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (л.д. 66).
Не согласившись с данным постановлением, юридическое лицо обратилось в районный суд с жалобой, с учетом дополнений к ней, в которой просило об отмене постановления и прекращении производства по делу, полагая, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. В обоснование указав, что автозаправочная станция представляет собой производственно-технологический комплекс. Часть элементов АЗС расположены на земельном участке без его предоставления Обществу для указанных целей. 22 мая 2017 г. Общество обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением об установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 площадью 626 кв.м.. 15 июня 2017 г. Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска отказал в заключении указанного соглашения. Обществом данный отказ был обжалован в Арбитражный суд Омской области. Решением арбитражного суда Омской области от 23 января 2018 г., оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в силу 07 мая 2018 г. Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязан был в срок до 06 июня 2018 г. направить предложение о заключении соглашения об установлении сервитута, что сделано не было. Обществом было получено письмо Департамента № Исх-ДИО/2649 от 27 февраля 2019 г., в котором указывалось об отсутствии у Департамента полномочий на заключение соглашений о сервитуте. Таким образом, податель жалобы полагает, что Обществом были предприняты все возможные меры к исполнению предписания заинтересованного лица, суд признал право Общества на использование части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 на правах сервитута, неисполнение решения суда со стороны уполномоченного государственного органа о предоставлении сервитута не может быть поставлено в вину Обществу по неисполнению им предписания Госземнадзора в виде умысла, либо неосторожности, что исключает в его действиях состава административного правонарушения (л.д. 72-77, 86-89).
В судебном заседании законный представитель ООО «Фирма «Резерв», должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2 не участвовали, извещались надлежаще (л.д. 112, 113).
Защитник ООО «Фирма «Резерв» по доверенности ФИО1 (л.д. 114) доводы, изложенные в жалобе на постановление поддержал в полном объеме, дополнив, что в свое время Общество обратилось в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска по вопросу установления частичного сервитута на часть земельного участка, но ему было отказано в этом. Данный отказ Общество обжаловало и решением арбитражного суда Омской области на департамент имущественных отношений была возложена обязанность по заключению соглашения об установлении сервитута. Однако данное решение ответчик не исполнил до сих пор, в связи с чем, предписание об устранении нарушений не исполнено не по вине Общества. С заявлением об оспаривании предписания они не обращались, но обращались с заявлением об отсрочке его исполнения, в удовлетворении заявления было отказано. В настоящее время ими подано заявление в арбитражный суд с требованием о взыскании компенсации за неисполнение судебного акта, обязанность по исполнению которого лежит на должнике. В тот период, когда полномочия департамента имущественных отношений касающиеся заключения соглашений по установлению сервитутов были переданы департаменту архитектуры и градостроительства, в департамент архитектуры они не обращались, так как указанными полномочиями они обладали не продолжительное время, кроме того, должник обязан был самостоятельно передать решение Арбитражного суда и все документы, чтобы департамент архитектуры смог исполнить решение суда.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит правовых оснований для отмены или изменения постановления.
Учитывая, что копия постановления мирового судьи судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 10 февраля 2020 г. о привлечении ООО «Фирма «Резерв» к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ направлена в адрес заявителя почтой, а кроме того, получена защитником лично 04.03.2020, жалоба поступила 11.03.2020 (л.д. 72), срок для обжалования не пропущен.
Часть 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.5 КоАП РФ, является установленный порядок управления, в частности, в сфере государственного контроля и надзора.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в том, что виновный не выполняет в установленный законом срок законное предписание органа или должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении ООО «Фирма «Резерв», проведенной 24 июня 2019 г., установлено ненадлежащее использование земельного участка, выразившееся в самовольном использовании земельного участка площадью 563,0 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310, под увеличение территории АЗС в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок. Обществу выдано предписание № 502-16 от 10 июля 2019 г. об устранении указанного нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 10 ноября 2019 г. Устранить допущенное нарушение необходимо путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 563,0 кв. м. либо освободить (разгородить) часть земельного участка площадью 563,0 кв. м.
03 декабря 2019 г. на основании распоряжения Управления Росреестра по Омской области № 1939 от 18 ноября 2019 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Фирма «Резерв», в ходе которой выявлен факт невыполнения в установленный срок – до 10 ноября 2019 г. законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор от 10 июля 2019 г. по делу № 502-16, обязывающее устранить допущенное нарушение земельного законодательства.
14 января 2020 г. в отношении ООО «Фирма «Резерв» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок – до 10 ноября 2019 г. законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор от 10 июля 2019 г. № 502-16 об устранении нарушения земельного законодательства, выразившемся в том, что на части земельного участка площадью 2150 кв.м. расположено одноэтажное здание операторной с неделимым производственно-техническим комплексом автозаправочной станции (АЗС), принадлежащее АО «Фирма «Резерв» на праве собственности (№ 55-55-01/195/2014-881, дата государственной регистрации права – 25.09.2014).
Используемый АО «Фирма «Резерв» земельный участок состоит из земельных участков:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:170101:117;
-часть земельного участка площадью 563,0 кв.м., находящаяся с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 55:36:170101:117, расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310, используется в целях увеличения территории АЗС под эксплуатацию рекламной конструкции информационным табло из алюкобонда.
Из письменных пояснений представителя ООО «Фирма «Резерв» по доверенности от 14.01.2020 следует, что согласно распоряжению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 2320 от 04.10.2017 АО «Фирма «Резерв» разрешено использование земель площадью 6 кв.м. из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 55:36:000000:1310 для размещения информационной стелы (л.д. 5).
Таким образом, земельный участок площадью 557,0 кв.м. (563,0-6) используется ООО «Фирма «Резерв» под увеличение территории АЗС в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (л.д. 2).
Факт административного правонарушения и вина ООО «Фирма «Резерв» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 14 января 2020 г. № 502-16, в котором изложено существо правонарушения (л.д. 2); предписанием Управления Росреестра по Омской области № 502-16 от 10 июля 2019 г. (л.д. 26-28); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 18 ноября 2019 г. N 1943 (л.д. 32); актом проверки юридического лица 502-16 от 03 декабря 2019 г., копией распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 2320 от 04.10.2017 (л.д. 23-24), а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Фирма «Резерв» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения материалами дела не подтверждаются.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23 января 2018 г. по делу № А46-16463/2017 признан недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администраций г. Омска, выраженный в письме от 15.06.2017 исх. № ДИО-9195 в установлении частного сервитута на часть земельного участка площадью 626 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 в пределах координат, установленных в межевом плане от 18.05.2017, приложенном к заявлению АО «Фирма «Резерв» об установлении сервитута от 23.05.2017 вх.№ ДИО-4345. Суд обязал Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить акционерному обществу «Фирма «Резерв» подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в части земельного участка из участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 в границах, установленных в межевом плане от 18.05.2017, приложенном к заявлению АО «Фирма «Резерв» об установлении сервитута от 23.05.2017 вх.№ ДИО-4345 (л.д. 8-15).
27.02.2019 на имя директора ООО «Фирма «Резерв» Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска направлено письмо исх. № ДИО/2649 с предложением о заключении соглашений об установлении сервитутов, в том числе и в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 в границах, установленных в межевом плане от 18.05.2017. В данном письме также имелось разъяснение о необходимости обращения с целью заключения соглашений в уполномоченный орган - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (л.д. 19-20).
В судебном заседании защитник указал, что в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Общество не обращалось, полагая, что должник, как обязанное к исполнению решения суда лицо, должен был передать решение и все необходимые для его исполнения документы в департамент архитектуры и градостроительства, которому, кроме того, полномочия по заключению соглашений по установлению сервитутов были переданы на непродолжительное время.
24.09.2019 ООО «Фирма «Резерв» направлено в адрес Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска заявление о бездействии должностных лиц, в котором указывается на неисполнение Департаментом решений Арбитражного суда Омской области, в том числе решения по делу № А46-16463/2017 и содержится предложение о заключении с Обществом необходимых сервитутов (л.д. 16-18).
В свою очередь в письме от 01.11.2019 исх. № ДИО/14716 Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска указывает на исполнение им решений Арбитражного суда Омской области направлением им предложений о заключении сервитутов, изложенных в письме исх. № ДИО/2649 от 27.02.2019 (л.д. 21-22).
Учитывая диспозицию ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Как следует из материалов дела, у ООО «Фирма «Резерв» имеется разрешение на использование земель из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 6 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 для размещения информационной стелы. Земельный участок площадью 557,0 кв.м. используется ООО «Фирма «Резерв» под увеличения территории АЗС в отсутствии предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок. Вопрос о заключении необходимых сервитутов до настоящего времени не решен. Сведения о надлежащем оформлении прав при проведении проверки исполнения предписания ООО «Фирма «Резерв» не предоставлены. Продолжая использовать данный земельный участок, ООО «Фирма «Резерв» правоотношения, связанные с использованием земельного участка, в том числе, в срок, установленный в предписании, не оформило.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года № 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт з).
Таким образом, законность и исполнимость предписания в данном случае сомнений не вызывают.
Сведения о наличии заявления (ходатайства) о переносе срока выполнения предписания в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности его исполнения в установленный срок, об оспаривании предписания отсутствуют.
Поскольку ООО «Фирма «Резерв» не устранило допущенные нарушения в срок, установленный надзорным органом в предписании, и не приняло каких либо мер по надлежащему и своевременному исполнению предписания Управления Росреестра по Омской области от 10 июля 2019 г. по делу № 502-16, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении данное предписание в установленном порядке незаконным не признано и не отменено, действия ООО «Фирма «Резерв» обоснованно квалифицированы по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ООО «Фирма «Резерв» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, менее минимального размера с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ООО «Фирма «Резерв» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений, свидетельствующих о незаконности привлечения ООО «Фирма «Резерв» к административной ответственности, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи с/у № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 10 февраля 2020 г. (резолютивная часть объявлена 10.02.2020) о привлечении ООО «Фирма «Резерв» к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья