ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-173/2018 от 25.06.2018 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

г.Ростов-на-Дону 25 июня 2018 года

Судья Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Пухкалова М.О., рассмотрев жалобу начальника ...ФИО1 на постановление начальника ... по ....... по делу об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ... по ...ФИО2 от ... начальник ......» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

ФИО1 не согласившись с указанным постановлением подал на него жалобу в которой просит указанное постановление отменить и производство прекратить по следующим основаниям. Так, по мнению заявителя, законных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ не имелось, поскольку, в соответствии со статьей 5 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от ..., организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организации федеральной почтовой связи; относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии со статьей 2 Закона № 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. В силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля. В статье 6 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из перечисленных в статье видов операций. Этим же законом предусмотрено, что получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх, относится к иным сделкам с движимым имуществом. Пункт 1 статьи 7 названного закона предусматривает обязанность по идентификации клиента во всех случаях за исключением, установленных пунктами 1.1. 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 указанной статьи. То есть, в соответствии с пунктом 1.1. ст. 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции е денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Таким образом, ... обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600 000 рублей, а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств на сумму более 15 000 рублей. В оспариваемом заявителем постановлению от ...... вменяется реализация физическому лицу лотерейного билета на сумму 100 рублей, однако, указанная операция не подлежит обязательному контролю, а покупатель лотерейного билета идентификации в силу пункта 1.1 статьи 7 Закона №115-ФЗ. Заявитель ФИО1 полагает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку на основании ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона «О лотереях» от ..., с ... идентификация клиента (покупателя лотерейного билета) и выгодоприобретателя при получении платы за участие в лотереях при сумме расчёта, составляющей менее 15 000 рублей, не проводится, и в настоящее время ФГУП «Почта России» не обязано проводить идентификацию клиента при реализации лотерейных билетов на сумму менее 15 000 рублей. Кроме того, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, в частности, дело рассмотрено по существу в отсутствие заявителя, о дате и времени рассмотрения его не уведомляли, вследствие чего дело рассмотрено без надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности.

ФИО1 и его защитник Горбанёв А.С. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали, просили суд постановление начальника ... по ...ФИО2 от ... по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ... по ... в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставлен отзыв от начальника ... по РО ФИО2, в котором он просит заявленные требования начальника ... об оспаривании постановления от ... о привлечении к административной ответственности оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Названные требования закона в равной мере распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Кроме того, по смыслу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и обязан проверить дело в полном объеме.

Проверив с учетом положений ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление начальника ... по ...ФИО2 по делу об административном правонарушении от ... о привлечении начальника Ростовского-на-Дону почтамта ...ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.27 КоАП РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела и протокола об административном правонарушении от ..., в ходе проверки ... сотрудниками ... России по РО в ... минут в помещении отделения почтовой связи по адресу ..., при приобретении покупателем одного лотерейного билета за № тиража , государственной тиражной лотереи «Русское лото» по цене 100 рублей, кассир оператор связи 1 класса ФГУП «Почта России» ФИО3, не произвел идентификацию покупателя, то есть не потребовал паспорт или иной документ удостоверяющий личность. Таким образом, ... ИНН - при осуществлении своей деятельности по распространению лотерейных билетов идентификация клиентов не проводится, а именно не устанавливаются персональные данные физических лиц (клиентов) паспортные данные клиентов не проверяются. То есть установлен факт не идентификации покупателя при реализации вышеуказанного лотерейного билета. Таким образом, начальником ...ФИО1 допущено неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона №115-ФЗ при осуществлении деятельности по распространению лотерейных билетов. В результате чего был нарушен пп.1п.1ст.7 Закона №115-ФЗ от ... «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма». Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ... начальник ...ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ преследуется неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступные путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, назначением предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, урегулированы нормами Федерального закона от ... № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно статьи 5 названного закона организации федеральной почтовой связи, а так же организации, организующие и проводящие лотереи, являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу статьи 2 Федерального закона от ... № 138-ФЗ «О лотереях» проведение лотереи включает в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов.

На основании приведенных норм права ... является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе в связи с реализацией лотерейных билетов.

Согласно статьи 3 Закона № 115-ФЗ операциями с денежными средствами или иным имуществом являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 1 статьи 6 упомянутого закона определено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из перечисленных видов операций, в том числе при получении денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх. Пунктом 2 статьи 3 Закона № 115-ФЗ также установлено, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установление порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризм) либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или пс: контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лице действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии со статьей 3 Закона № 115-ФЗ обязательный контроль включает совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях выявления сделок, подлежащих обязательному контролю, организации обязаны проводить внутренний контроль посредством разработки правил внутреннего контроля, назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию прав и внутреннего контроля, и реализации таких мер. Осуществление внутреннего контроля проводится в том числе выполнением требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей.

Из приведенных норм права, в их совокупности, следует, что реализация лотерейного билета подлежат обязательному контролю в случае, если цена сделки равна или превышает 600 000 рублей, либо в случае, если в отношении покупателя имеется информация о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Статьей 7 Закона №115-ФЗ определена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом идентифицировать клиента и (или) выгодоприобретателя до приема клиента н. обслуживание, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 названной статьи.

Согласно пункту 1.1 статьи 7 названного закона идентификация клиента- физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов- физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Из приведенной нормы следует, что в целях выявления сделок, подлежащих обязательному контролю, ФГУП «Почта России» обязана осуществлять внутренний контроль посредством идентификации клиента при получении от клиентов денежных средств по сделкам, превышающим 15 000 рублей.

Материалами дела подтверждается, что ... предприятие в ..., реализовало физическому лицу лотерейный билет стоимостью 100 рублей без проведения идентификации. Данное обстоятельство предприятием не оспаривается.

Ранее судом отмечено, что такая сделка не отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, а также не перечислена в числе случаев, при которых проводится идентификация клиента в рамках внутреннего контроля.

Тем самым не проведение предприятием идентификации клиента не является нарушением норм Федерального закона от ... № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и не образует событие правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, доказательств того, что покупателем лотерейного билета ... стоимостью 100 рублей, являлось лицо, внешний вид и поведение которого должны были послужить основанием для возникновения у работника предприятия сомнений, что приобретаемый лотерейный билет стоимостью 100 рублей, осуществляется им в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, налоговым органом в материалы дела не представлены.

Таким образом, начальником ...ФИО1 не допущено нарушений при исполнении им своих организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в том числе по осуществлению контроля за соблюдением требований федерального закона №115-ФЗ при осуществлении деятельности по распространению лотерейных билетов, о которых указано в обжалуемом заявителем постановлении от ....

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражным судом ... постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по ... от ... о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия ...ОГРН ) к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ... признано незаконным и отменено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях начальника ...» ФИО1 не допущено нарушений по ст.7 Закона №115-ФЗ от ... «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление начальника ... по ...ФИО2 от ..., вынесенное в отношении начальника ...ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника ... по ...ФИО2 от ..., вынесенное в отношении начальника ...ФИО1 по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья: