Судья Яковлев Д.Ю. № 12-173/2021 года
№ 7-596/2022 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 7 октября 2022 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Искандарян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 18 мая 2021 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 18 мая 2021 года № ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года постановление административного органа в отношении ФИО1 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления административного органа и судьи районного суда, указывая, что в его действиях отсутствовал состав административного правонарушения, поскольку превышение допустимых габаритов транспортного средства обусловлено особенностями конструкции креплений перевозимого груза.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, свидетеля ФИО3, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м осуществляется в соответствии с специальными правилами.
Статьей 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи (часть 1).
Согласно приложению N 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 допустимые габариты транспортного средства не должны превышать следующие значения: длина одиночного транспортного средства - 12 метров, прицепа - 12 метров, автопоезда - 20 метров, длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза - 2 метра; ширина всех транспортных средств - 2,55 метра, изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра; высота всех транспортных средств - 4 метра. Предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в данном приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2021 года в 12 часов 25 минут на 47 км автомобильной дороги Р-216 с. Курченко Наримановского района Астраханской области ФИО1 осуществлял движение крупногабаритного транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, с полуприцепом государственный регистрационный номер № с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину 7см по ширине, без специального разрешения и составило 2,62м, чем нарушил пункт 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке статей 30.1 - 30.2, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
С данными выводами судьи районного суда нельзя согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2021 года ФИО1, являясь работником ООО ПКФ «Югземстрой», осуществлял перевозку груза – экскаватора «<данные изъяты>» на транспортном средстве марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер № с полуприцепом государственный регистрационный номер №.
Паспортом транспортного средства № от 29 апреля 2020 года на полуприцеп марки «Тверьстроймаш» 993931 и техническим характеристикам завода-изготовителя установлено, что ширина полуприцепа составляет 2530 мм.
В соответствии с паспортом самоходной машины № от 30 марта 2015 года на экскаватор «<данные изъяты>» габаритная ширина самоходной машины составляет 2500 мм.
Согласно схеме размещения и крепления перевозимого груза, крепление перевозимого груза произведено металлическими цепями, талрепами и крюками, при этом крюки, которыми удерживающие устройство крепилось к платформе полуприцепа, выступали за габариты полуприцепа.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ДПС ФИО3 пояснил, что замеры транспортного средства производились с учетом креплений перевозимого груза, при этом конструктивно кузов полуприцепа допускает, чтобы крепежи груза не находились за пределами транспортного средства.
Вместе с тем, суд не может принять во внимание показания данного свидетеля, поскольку крепление груза при перевозке крупногабаритного груза не может крепиться произвольно, регулируется Международным руководством по безопасному креплению груза на автомобильном транспорте 2014 IRU I-0323, на основании которого организации-перевозки разрабатывают схему крепления груза.
Согласно указанного Международного руководства по безопасному креплению груза на автомобильном транспорте, крепление техники при ее перевозке с помощью цепей должно осуществляться с боковым креплением крепежных крюков цепей за края горизонтальной платформы полуприцепа, на котором осуществляется перевозка. Данный вариант крепления является максимально безопасным вариантом крепления перевозимого груза в части исключения бокового опрокидывания, в то время как внутреннее крепление крюков под перевозимым экскаватором противоречит требованиям Международного руководства и переводит перевозку груза в менее безопасное состояние.
Согласно подпункту 2 пункта 13 приказа Минтранса России от 31 августа 2020 N 348 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств" при измерении ширины транспортного средства не учитываются: таможенная пломбировка и элементы ее защиты, устройства крепления тента и элементы их защиты, устройства контроля давления в шинах, выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из-под колес, наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности, вспомогательные средства наблюдения, убирающиеся подножки, устройства освещения и световой сигнализации, деформирующаяся часть боковых стенок шин непосредственно над точкой соприкосновения с поверхностью, навесное оборудование транспортных средств, выполняющих работы при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (плужно-щеточное оборудование (плуг, щетка), навесная косилка, манипулятор, рейка навесная для мытья покрытия, мойка шумоизоляционного экрана, ковш навесной, передний и боковой отвалы, шнекороторы, мульчеры, мусоропылесборники).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 18 мая 2021 года, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях названного лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 18 мая 2021 года №, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 21 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.Р. Хаирова