РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.
Кировский районный суд в составе
председательствующего судьи Роговой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе ФИО1 на на постановление суда в составе мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1
у с т а н о в и л :
Постановлением суда в составе мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление в обоснование которой указала, что являясь заместителем министра сельского хозяйства и рыбной промышленности допустила грубое нарушение требований к составлению и предоставлению бюджетной отчетности в части своевременного признания доходов будущих периодов от предоставления межбюджетного трансферта.
Полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, поскольку Министерством еще в 2018 году на основании Соглашения об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета была осуществлена передача полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению бюджетной отчетности подведомственному государственному казенному учреждению «Управление по техническому обеспечению деятельности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности ». Полномочия министерства по составлению и предоставлению бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств переданы централизованной бухгалтерии, министерство указанные полномочия самостоятельно не осуществляет. Подчиненные ФИО1 структурные подразделения министерства не наделены полномочиями по составлению и предоставлению бюджетной отчетности, иные должностные обязанности ФИО1 так же не включают и не затрагивают вопросов составления и предоставления бюджетной отчетности. Все необходимые документы и информация необходимые для составления бюджетной отчетности имелись в распоряжении Управления.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в дополнении к жалобе, поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в ее полномочия ведение бюджетного учета не входит. При этом должностные лица, осуществляющие ведение бюджетного(бухгалтерского) учета и формирование отчетности Министерства, допустившие нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой к ответственности не привлечены.
Представитель контрольно-счетной палаты ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, просила оставить постановление мирового судьи без изменения. Пояснила, что при составлении протокола об административном правонарушении были исследованы и учтены все имеющие значения обстоятельства, в том числе, должностной регламент ФИО1 и Соглашение о передаче полномочий по ведению бухгалтерского(бюджетного) учета и установлено, что именно ФИО1 являлась лицом ответственным за организацию и осуществление финансово-хозяйственной деятельности министерства, в связи с чем субъект правонарушения определен верно.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрена норма о недопущении пропусков или изъятий при регистрации в регистрах бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета, в том числе обязательств и фактов хозяйственной жизни, их изменяющих.
Признание в бухгалтерском учете доходов от трансфертов с условиями осуществляется в соответствии с положениями Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 28 Федерального стандарта от ДД.ММ.ГГГГ№н по факту возникновения права на получение трансферта с условиями в бухгалтерском учете признаются доходы будущих периодов от межбюджетных трансфертов (согласно соглашению на предоставление трансферта с условиями, либо, в случае предоставления трансферта с условиями без заключения соглашения, на основании Уведомления о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение (ф. 0504320), направленного согласно пункту 2.1 ст. 219 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Порядок отнесения дебиторской задолженности к краткосрочной и долгосрочной задолженности установлен Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н.
В соответствии с пунктом 27 Федерального стандарта от ДД.ММ.ГГГГ№н краткосрочные активы включают материальные запасы, дебиторскую задолженность и другие активы, которые могут быть потреблены, переданы (проданы) или обращены в денежные средства в течение 12 месяцев после отчетной даты, даже если их выбытие в течение этого периода и не предполагается. Краткосрочные активы включают также текущую долю долгосрочных финансовых активов, то есть часть долгосрочных финансовых активов субъекта, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При этом прочие активы субъекта отчетности, включая материальные, нематериальные и финансовые активы, классифицируются как долгосрочные.
Кроме того, в соответствии с пунктом 167 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н, задолженность, срок исполнения которой на отчетную дату превышает 12 месяцев, относится к долгосрочной задолженности и информация о такой задолженности отражается в графах 3, 10, 13 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
С учетом пункта 301 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н, в целях раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе для отражения расчетов по межбюджетным трансфертам, с ДД.ММ.ГГГГ применяются счета аналитического учета: 1.401.41.000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году», 1.401.49.000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с пунктом 4.1 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2022 г., распоряжением Контрольно-счетной палаты от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении контрольного мероприятия», удостоверением Контрольно-счетной палаты от ДД.ММ.ГГГГ№ проведено контрольное мероприятие «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за 2021 г. с учетом внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, включая проверку достоверности ее показателей» на объекте: министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности .
В ходе проверки выявлено нарушение министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности методологии ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, определенной пунктом 197 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н, пунктом 78 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н, пунктом 28 Федерального стандарта от ДД.ММ.ГГГГ№н, в части своевременного признания доходов будущих периодов от предоставления межбюджетного трансферта, повлекло нарушение требований части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 27 Федерального стандарта от ДД.ММ.ГГГГ№н, пункта 167 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н, приведшем к грубому нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, а именно: Баланса (ф. 0503130) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:- по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам (0.205.00.000, 0.209.00.000), всего» отклонение: на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 960 586,262 тыс. рублей вместо 2 387 859,862 тыс. рублей; на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 2 572 210,818 тыс. рублей вместо 2 624 642,818 тыс. рублей; - по строке 251 «из них: долгосрочная» отклонение: на сумму 1 428 737,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 0 рублей вместо 1 428 737,600 тыс. рублей; на сумму 1 724 313,300 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 0 рублей вместо 1 724 313,300 тыс. рублей;- по строке 350 «Баланс» отклонение: на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 980 955,885 тыс. рублей вместо 2 408 229,485 тыс. рублей (искажена информация об активах баланса на 145,50 %); на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 2 593 415,658 тыс. рублей вместо 2 645 847,658 тыс. рублей (искажена информация об активах баланса на 2,02 %);- по строке 510 «Доходы будущих периодов (0.401.40.000)» отклонение: на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 960 150,300 тыс. рублей вместо 2 387 423,900 тыс. рублей; на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 2 572 008,800 тыс. рублей вместо 2 624 440,800 тыс. рублей; - по строке 550 «Итого по разделу III (стр. 400+стр. 410+стр. 420+стр.430+стр. 470+стр. 510+стр. 520)» отклонения: на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 975 235,243 тыс. рублей вместо 2 402 208,843 тыс. рублей (искажена информация об обязательствах на 146,35 %); на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 2 587 200,111 тыс. рублей вместо 2 639 632,111 тыс. рублей (искажена информация об обязательствах на 2,03 %); - по строке 700 «Баланс» отклонения: на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 5 «На начало года» отражена сумма 980 955,885 тыс. рублей вместо 2 408 229,485 тыс. рублей (искажена информация об обязательствах на 145,5 %); на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 8 «На конец отчетного периода» отражена сумма 2 593 415,658 тыс. рублей вместо 2 645 847,658 тыс. рублей (искажена информация об обязательствах на 2,02 %); Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) вид задолженности - дебиторская): - по строке «Итого по синтетическому коду счета» 1.205.00.000 «Расчеты по доходам» отклонения: «На начало года» на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 2 отражена сумма 960 586,262 тыс. рублей вместо 2 387 859,862 тыс. рублей, в графе 3 отражена сумма 0 рублей вместо 1 428 737,600 тыс. рублей; «На конец отчетного периода» на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 9 отражена сумма 2 572 210,818 тыс. рублей вместо 2 624 642,818 тыс. рублей, в графе 10 отражена сумма 0 рублей вместо 1 724 313,300 тыс. рублей. Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) вид задолженности - кредиторская):- по строке «Всего по 0.401.40.000» отклонения: «На начало года» на сумму 1 427 273,600 тыс. рублей в графе 2 отражена сумма 960 150,300 тыс. рублей вместо 2 387 423,900 тыс. рублей; «На конец отчетного периода» на сумму 52 432,000 тыс. рублей в графе 9 отражена сумма 2 572 008,800 тыс. рублей вместо 2 624 440,800 тыс. рублей.
Функции по ведению бюджетного учета и представление отчетности о финансово-хозяйственной деятельности осуществляется ГКУ АО «Управление по техническому обеспечению деятельности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности » на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности и ГКУ АО «Управление по техническому обеспечению деятельности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности ».
Управление находится в ведении министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности , в соответствии с Уставом целью деятельности которого является сопровождение деятельности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности по вопросам создания, внедрения, развития и обеспечения функционирования информационных систем и баз данных, проведение конференций, совещаний, встреч и т.п. по вопросам развития агропромышленного комплекса, обеспечение функций в сфере регулирования бухгалтерского и бюджетного учета, формирование достоверной бухгалтерской и бюджетной отчетности и осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание необходимых материально-технических и иных условий для обеспечения деятельности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности и подведомственных ему учреждений, а также осуществление направлений деятельности Центра компетенций.
Установленное нарушение в полной мере связано с государственной программой, на реализацию которой были выделены средства из федерального бюджета, на основании соглашений, заключенных в период 2019-2020 г.г. с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета бюджету межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по развитию сельского хозяйства в , утвержденных государственной программой от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
ФИО1 занимает должность государственной гражданской службы заместителя министра сельского хозяйства и рыбной промышленности со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (приказ Минсельхоза АО от ДД.ММ.ГГГГ № К-139-л).
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя министра сельского хозяйства и рыбной промышленности министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности п. 3.1 раздела 3 «Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей» закреплено, что гражданский служащий обязан, в том числе:-координировать деятельность отдела формирования и исполнения бюджета, финансового обеспечения мероприятий государственной программы, отдела экономического анализа и планирования АПК, сектора налогообложения АПК; -организовывать и координировать работу по подготовке отчетов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности гражданского служащего; -координировать деятельность подведомственных министерству государственных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности гражданского служащего;- осуществлять внутренний финансовый контроль, ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в установленной сфере деятельности гражданского служащего; -организовывать осуществление министерством функций главного администратора доходов бюджета , а также главного распорядителя и получателя средств бюджета , предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство полномочий в пределах компетенции структурных подразделений министерства, деятельность которых координирует; - обеспечивать своевременное, полное и качественное выполнение возложенных на гражданского служащего задач.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
Таким образом, в отчетном периоде, исходя из вышеуказанных положений должностного регламента, обязанности по организации исполнения министерством функций главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов бюджета (включающие, в том числе, формирование и представление бюджетной отчетности) были возложены на заместителя министра - ФИО1, следовательно, ответственность за соблюдение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету возложена на данное должностное лицо.
Эти обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении и подтверждены другими документами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, действия правильно квалифицированы мировым судьей ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
При этом доводы ФИО1 о заключении договора на бухгалтерское обслуживание были рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка, не согласится с которой, оснований не имеется.
Другие доводы жалобы также не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении ФИО1 административного наказания вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется и в удовлетворении жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление суда в составе мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Рогова Ю.В.