ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/18 от 09.07.2018 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

№12-174/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале 9 июля 2018 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сидельник Н.А., рассмотрев жалобу Пимашина С.В. на постановление и.о. заместителя начальника отдела-лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Гайсина Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица, мастера по добычи нефти, газа и конденсата Цеха добычи нефти и газа Управления добычи нефти, газа и газового конденсата общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» Пимашина Сергея Владимировича, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением полномочного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ Пимашин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Пимашин С.В., обратился с жалобой, в которой просит признать постановление, вынесенное в отношении него, незаконным и отменить его.

В обосновании своей жалобы заявитель ссылается на то, что отсутствует наличие события административного правонарушения. Инцидент произошел на территории кустовой площадки Комсомольского месторождения, что подтверждается актом расследования и паспортом на трубопровод.

Заявитель ссылается на инструкцию по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатацию скважин на кусте, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 №14, кустовая площадка - ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и т.<адрес> образом, загрязнение лесов не допущено, поскольку на территории кустовой площадки отсутствует зелень, деревья или иная растительность, которой мог быть причине вред в результате инцидента.

Пимашин С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайства от отложении судебного заседания, не заявил.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, своевременно извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив дополнительные документы, истребованные судом.

Неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении по существу.

В соответствии со п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ за нарушение правил санитарной безопасности в лесах предусмотрена административная ответственность и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления. Постановление должностного лица является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Из материалов административного дела следует, что основанием для привлечения Пимашина С.В., как должностного лица, к административной ответственности послужило нарушение Обществом правил санитарной безопасности в лесах, а именно, разлив нефтесодержащей жидкости на Комсомольском месторождении на земли лесного фонда в квартале выдел <адрес>. Инцидент произошел ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта технического расследования причин инцидента на трубопроводе от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на промысловом нефтесборном трубопроводе ООО «РН-Пурнефтегаз» (<адрес>) на территории Комсомольского месторождения произошел разлив транспортируемого сырья на земли лесного фонда в квартале выдел 70 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, в результате которого площадь загрязнения составила 0,001 га, объем разлитой нефти 0,001 тн.

В соответствии с п. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закреплено, что загрязнением окружающей среды признается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из п. 25 вышеуказанных правил, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, законодателем предусмотрена безусловная охрана санитарной безопасности лесов от нефтяного загрязнения.

Оценивая довод жалобы о том, что действиями (бездействием) должностным лицом не допущено загрязнения лесов путем разлива нефти, так как на кустовой площадке отсутствует зелень, деревья или иная растительность, и кустовая площадка оборудована в соответствии с Инструкцией по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 №14, это – ограниченная территория месторождения, на которой подготовлена специальная площадка для размещения группы скважин, нефтегазодобывающего оборудования, служебных и бытовых помещений и.т.п., суд приходит к следующему убеждению.

Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Таким образом, отсутствие растительности на кустовой площадке не означает признания данного земельного участка не относимому к лесному участку. Более того, на кустовых площадках растительность отсутствует вообще, как таковая, в силу правил обустройства таких сооружений.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

На основании ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Следовательно, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков и на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.

Таким образом, кустовая площадка Комсомольского месторождения расположена на землях лесного фонда.

Это подтверждено таксационным описанием Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества кварталы № и Абрисом места разлива нефти и нефтепродуктов в квартале , выделе 70, на котором размещена кустовая площадка 74 Комсомольского месторождения.

Лесные участки лесничеств определены согласно требованиям закона и сомнений по этому поводу у суда не возникает.

Факт разлива нефтепродуктов именно на землях лесного фонда также был подтвержден и самим юридическим лицом в сведениях об аварии (инциденте) разлива нефти и нефтепродуктов, сообщаемых в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес>.

Поэтому доводы жалобы об отсутствии нарушений правил санитарной безопасности в лесах, то есть загрязнения земель лесного фонда в результате инцидента на нефтепроводе (кустовой площадке Комсомольского месторождения) суд находит несостоятельными.

Нефтепровод представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки, в соответствии с действующим законодательством относящийся к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Следовательно, утверждение того, что разлив нефти в пределах кустовой площадки не создал угрозы для природных объектов, не нарушил правила санитарной безопасности лесного участка, суд находит нелогичными, так как нефть является опасной жидкостью, природным жидким токсичным продуктом, относящимся к 3-му классу опасности. Содержит легкоиспаряющиеся вещества опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

Данные понятия нефти и требования безопасности установлены в пунктах 6.1, 6.2 «ГОСТ Р 51858-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Нефть. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст).

Кроме того, Лесной кодекс Российской Федерации прямо предусмотрел охрану лесов, лесных почв, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах от нефтяного загрязнения.

Таким образом, поступление в естественную экологическую систему земель лесного фонда не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, нефтепродуктов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду, приводит к порче земли, и как следствие нарушает взаимосвязи естественной экологической системы.

Кроме того, исходя из системного законодательного понимания охраны лесных участков и санитарной безопасности в лесах размер площади загрязненного участка и объема излившейся нефтесодержащей жидкости не имеет правового значения для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Для состава данного административного правонарушения достаточно самого факта разлива нефти на землях лесного фонда, и для установления вины не имеет юридического значения, был ли причинен вред или ущерб лесному участку.

Нарушение указанных требований законодательства ООО «РН-Пурнефтегаз» в квартале <адрес>, допущен разлив транспортируемого сырья, что привело к загрязнению участка лесного фонда нефтесодержащей жидкостью, что свидетельствует о нарушении правил санитарной безопасности в лесах.

То, что указанное правонарушение допущено в ходе деятельности ООО «РН-Пурнефтегаз» подтверждено Договором на оказание операторских услуг от ДД.ММ.ГГГГД, заключенным между ООО «РН-Пурнефтегаз» и ПАО «НК «Роснефть», на основании которого Общество оказывает услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений и. т. п. в интересах ПАО «НК «Роснефть».

Ответственным лицом за данное правонарушение является мастер по добыче нефти, газа и конденсата Цеха добычи нефти и газа Управления добычи нефти, газа и газового конденсата ООО «РН-Пурнефтегаз» - Пимашин С.В.

В соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ, и п. ДД.ММ.ГГГГ. должностной инструкции на мастера по добыче нефти, газа и конденсата Цеха добычи нефти и газа Управления добычи нефти, газа и газового конденсата ООО «РН-Пурнефтегаз» возложена обязанность по ведению контроля за исправностью запорной арматуры, давлением в точках врезок нефтесборных коллекторов, а так же контролировать экологическую обстановку (разливы нефти, газоконденсата, подтоварной воды и хим. реагентов) на кустовых площадках и территориях прилегающих к ним.

Суду не представлено сведений о том, что у должностного лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Соответственно, у должностного лица при должной заботливости и осмотрительности при соблюдении требований должностной инструкции имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, состав и событие вменяемого Пимашину С.В. административного правонарушения административным органом доказаны, и судом установлены.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Пимашина С.В. на постановление и.о. заместителя начальника отдела-лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Гайсина Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица, мастера по добычи нефти, газа и конденсата Цеха добычи нефти и газа Управления добычи нефти, газа и газового конденсата общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» Пимашина Сергея Владимировича по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.

Постановление и.о. заместителя начальника отдела-лесничего отдела Таркосалинское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Гайсина Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица, мастера по добычи нефти, газа и конденсата Цеха добычи нефти и газа Управления добычи нефти, газа и газового конденсата общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» Пимашина Сергея Владимировича по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.А. Сидельник