ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/20 от 15.12.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-174/2020

Судья Мурадова С.Л.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 декабря 2020 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2020 года, вынесенное в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2020 года руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 50000 рублей.

В жалобе, рассматриваемой Верховным Судом Чувашской Республики, ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что истребование прокурором первичных статистических сведений не основано на нормах Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а при возникших правоотношениях положения Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не являлись приоритетными.

Изучив представленные материалы, проверив в соответствии с требованиями части 6 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, выслушав защитника ФИО1 – Порфирьеву Т.Г., поддержавшую доводы жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Михайловой Я.С. об оставлении постановления судьи без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 02-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) определено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки (статья 6 Закон о прокуратуре).

Предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статья 21 Закона о прокуратуре).

В соответствии со статьей 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания вышеуказанных норм закона, органы прокуратуры в целях реализации возложенных на нее законом полномочий вправе запрашивать необходимую информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о прокуратуре. требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения законодательства при реализации полномочий по осуществлению федерального статистического наблюдения по формам №22- ЖКХ (ресурсы) и №22-ЖКХ (жилище), проведенной в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике на основании решения первого заместителя прокурора Чувашской Республики от 23.09.2020 № 73-94-2020 23.09.2020 старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей ФИО2 30.09.2020 у руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 запрошены сведения о размере кредиторской задолженности организаций, представивших сведения по формам №22- ЖКХ (жилище) и №22-ЖКХ (ресурсы) за январь - июнь 2020г. На устный запрос в представлении сведений отказано.

В последующем в Чувашстат направлен письменный запрос от 01.10.2020 № 73-31/5371-20-20920001 о предоставлении сведений о перечне организаций, представивших сведения в Чувашстат по формам №22-ЖКХ (жилище) и №22- ЖКХ (ресурсы) за январь - июнь 2020г. о размере задолженности каждой организации за каждый вид коммунальных ресурсов.

На запрос получен ответ от 05.10.2020 о невозможности представления информации со ссылкой на статью 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 16 октября 2020 года заместителем прокурора Чувашской Республики постановления о возбуждении в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, и вынесения судьей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики постановления от 27 октября 2020 года о привлечении ФИО3 к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и ее виновность подтверждены представленными в материалы настоящего дела допустимыми и достоверными доказательствами, которые в своей совокупности достаточны, а именно: решением первого заместителя прокурора Чувашской Республики от 23.09.2020 о проведении проверки (л.д.7); запросом от 01.10.2020 (л.д.10); письмом от 05.10.2020 за подписью руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 о представлении информации по запросу (л.д. 11-44); справкой от 1 октября 2020 года, которой зафиксированы обстоятельства непредставления истребованных сведений; и другими.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для выводов о неверной оценке доказательств по делу не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Доводы жалобы заявителя, которые сводятся к незаконности требований прокурора по тем мотивам, что истребованные сведения о размере задолженности каждой организации за каждый вид коммунальных ресурсов, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения №22-ЖКХ (жилище) и №22- ЖКХ (ресурсы) за январь - июнь 2020 г., отнесены к первичным статистическим данным, являющейся информацией ограниченного доступа, не подлежащей разглашению и представлению прокурору от субъектов официального статистического наблюдения для использования данных для иных целей, не связанных с формированием официальных статистических целях в силу статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», и обязанность по представлению указанных сведений у ФИО4 отсутствовала, суд второй инстанции находит необоснованными.

Согласно частям 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, другие физические и юридические лица не вправе требовать предоставление первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, от субъектов официального статистического учета и использовать их в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях.

Вместе с тем в данном конкретном случае требования прокурора о предоставлении информации ограниченного доступа не являлись произвольными, были предъявлены 1 октября 2020 года при осуществлении органом прокуратуры прокурорского надзора в рамках проверки, проводимой на основании решения первого заместителя прокурора Чувашской Республики от 23.09.2020 в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики в Чувашской Республики в целях анализа полноты реализации полномочий по осуществлению федерального статистического наблюдения по формам №22-ЖКХ (жилище) и №22- ЖКХ (ресурсы).

Таким образом, законность требований прокурора как уполномоченного лица единой федеральной централизованной системы органов прокуратуры основано на положениях статей 4, 6 Закона о прокуратуре, и, как вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьей 22 названого закона, подлежали безусловному исполнению, законность этих требований положениями Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» не исключается.

Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что у должностного лица ФИО1 отсутствовали законные основания для непредставления прокурору запрашиваемых сведений, являются правильными.

Действиям ФИО1, образующим объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, дана правильная юридическая оценка.

Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 октября 2020 года, вынесенное в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ)оставить без изменения, жалобу– без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В. Голубев

Дело № 12-174/2020