№ 12-174/20
Р Е Ш Е Н И Е
28 сентября 2020 года п. Ленинский
Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу генерального директора АО п/ф «Тульская» ФИО5 на постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 15 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества Птицефабрика «Тульская»,
установил:
постановлением № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 15 июня 2020 года Акционерное общество Птицефабрика «Тульская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 275000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, генеральный директор АО п/ф «Тульская» ФИО5 обратилась с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что Общество не согласно с количеством обнаруженных отходов производства и потребления в составе очаговых свалок. Обращает внимание на то, что в результате разборки зданий фактически были образованы следующие виды отходов: древесные отходы от сноса и разборки зданий, мусор от сноса и разборки зданий несортированный, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; свалка образовалась временно на период строительства и была убрана в марте-апреле 2020 года; паспорта отходов находились в стадии разработки; инспекцией был ошибочно без проведения экспертизы определен состав отходов.
В возражениях на жалобу представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 пояснила, что согласно снимкам со спутника программного обеспечения Google Earth Pro 12.10.2018 года, 05.07.2019 года, 24.08.2019 года на участках с координатами № и № просматриваются обнаруженные в ходе проверки территории АО п/ф «Тульская» очаговые свалки.
В судебном заседании представитель АО п/ф «Тульская» адвокат Павлов П.Г. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, пояснив, что свалка образовалась временно на период строительства и была убрана в марте-апреле 2020 года; паспорта отходов находились в стадии разработки.
Представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по доверенности ФИО3 и государственный инспектор Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО4 пояснили, очаговые свалки, обнаруженные при осмотре, образовались ранее, так как заросли травой, необходимые паспорта отсутствовали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.9 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.ч.1,3 ст.14 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п.4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения АО п/ф «Тульская» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, послужило то, что в ходе плановой выездной проверки по распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № от 25.02.2020 года в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года проведена проверка соблюдения хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды АО п/ф «Тульская», расположенной по адресу: <адрес> и было установлено, что АО п/ф «Тульская» допустила нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ, что выразилось в неисполнении обязанности по составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, а именно, на территории АО п/ф «Тульская» были обнаружены несанкционированные очаговые свалки отходов производства и потребления, которые состояли из следующих включений: лом строительного кирпича незагрязненный (код ФККО 82310101215), бой бетонных изделий (код ФККО 34620001205), лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (код ФККО 822301011215), лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий кусков, несортированные (код ФККО 46101001205), бой стекла (код ФККО 34190101205), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724), лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФККО 81220101205); мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 81290101724); прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ФККО 40419000515), стружка черных металлов несортированная незагрязненная (код ФККО 36121203225), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 92113001504), тара стеклянная незагрязненная (код ФККО 45110200205), отходы упаковочного картона незагрязненные (код ФККО 40518301605), отходы полиэтиленовой тары незагрязненные (код ФККО 43411004515), при этом отсутствуют паспорта на следующие виды отходов: древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ФККО 81290101724), тем самым АО п/ф «Тульская» были нарушены требования ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4,6,7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».
Признавая АО п/ф «Тульская» виновным в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность АО п/ф «Тульская» подтверждаются совокупностью доказательств: распоряжением руководителя Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № от 25.02.2020 года о проведении плановой проверки АО п/ф «Тульская» в период времени с 02.03.2020 года по 23.03.2020 года; актом проверки № Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года, в котором указаны нарушения, допущенные АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды, с фототаблицей; предписанием № Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 23.03.2020 года об устранении выявленных нарушений, допущенных АО п/ф «Тульская» в области охраны окружающей среды; выпиской из ЕГРЮЛ АО п/ф «Тульская»; паспорта отходов I-IV классов опасности; лицензией (71)-5251-Т от 21.02.2018 года на разрешение деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; санитарно-эпидемиологическим заключением № от 12.12.2017 года на соответствие зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования АО п/ф «Тульская» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам; журналом учета образования отходов за 2018 года АО п/ф «Тульская», журналом учета образования отходов за 2019 года АО п/ф «Тульская», в котором отсутствуют виды отходов, обнаруженные на очаговых свалках; протоколом об административном правонарушении № от 20.05.2020 года, составленным в отношении АО п/ф «Тульская» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела указанные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.
Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия АО п/ф «Тульская» правильно квалифицированы по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, так как оно совершило неисполнение обязанности по составлению паспортов отходов I-IV классов опасности.
Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.
Оснований для отмены постановления не имеется.
Довод ФИО5 о том, что очаговая свалка была образована в 2020 года, является необоснованным, и материалами дела опровергается.
Утверждения заявителя о том, что свалка образовалась временно на период строительства и была убрана в марте-апреле 2020 года, паспорта отходов находились в стадии разработки, не влияют на квалификацию действий юридического лица.
Согласно п.п.1, 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, судья считает, что по данному делу имеются исключительные обстоятельства для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ.
Исходя из положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ судья приходит к выводу о возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, ниже низшего предела, установленного санкцией ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, до 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тульской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО1 от 15 июня 2020 года, вынесенное в отношении Акционерного общества Птицефабрика «Тульская» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи ч.9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер административного штрафа до 100000 (сто тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья