ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/2015 от 15.07.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Григорьева Е.Н. дело № 12-174/2015

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ жалобу Старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды в Удмуртской РеспубликеФИО1 на постановление судьи Якшур - Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ вотношенииАдминистрации муниципального образования «<адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

заместителем начальника отдела экологической безопасности и надзора Минприроды УР - старшим государственным инспектором УР в области охраны окружающей среды Д. С.Г. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации МО «<адрес>»составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований нарушение требований п. 1 ст. 31, ст. 7 Устава МО «<адрес>», п. 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 6, 7 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением судьи Якшур - Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации МО «Якшур - <адрес>»на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением судьи, Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды в Удмуртской Р. Д. С.Г. обратилась с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение. В обоснование жалобы должностное лицо указывает на незаконность и необоснованность вынесенного судебного постановления, полагает, что в действиях Администрации муниципального образования «Якшур - <адрес>» присутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о необходимости отмены обжалуемого постановления.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалениюв соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 названного Федерального закона, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 14ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно представленным материаламДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела экологической безопасности и надзора Минприроды УР - старшим государственным инспектором УР в области охраны окружающей среды Д. С.Г. по поступившему из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры обращению начальника ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по УР» ФИО2 о нарушении законодательства об отходах при эксплуатации свалок, расположенных в <адрес> МО «Старозятцинекое» и <адрес> МО «Якшур-Бодьинское» <адрес> УР, установлено следующее.

Свалка отходов в <адрес> расположена в 1,6 км западнее <адрес> по автодороге сообщением Якшур-Бодья - Красногорское. Заезд на свалку осуществляется по гравийной дороге на расстоянии 50 м от дороги, шлагбаумом не ограничивается. Запрещающие знаки и аншлаги отсутствуют.

Площадь загрязнения - около 2 га, объем размещаемых отходов около 60 тыс. куб.м. На почве размещены следующие отходы производства и потребления 3-5 класса опасности для окружающей природной среды (далее ОПС): отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 731110 01 72 4 - 4 класса опасности для ОПС);отходы их жилищ крупногабаритные (код отхода 7 31 110 02 21 5-5 класс опасности для ОПС); мусор строительный от сноса и разборки зданий (код отхода 8 12 901 01 72 4 - 4 класс опасности для ОПС); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода 733100 01 72 4 - 4 класс опасности для ОПС);пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код отхода 736 100 01 30 5 - 5 класс опасности для ОПС); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код отхода 434110 02 29 5 - 5 класс опасности для ОПС); отходы упаковочного картона незагрязненные (код отхода 405183 01 60 5 - 5 класс опасности для ОПС);тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более) (код отхода 46811201513 - 3 класс опасности для ОПС); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код отхода 91920401603 - 3 класс опасности для ОПС); фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код отхода 92130201523 - 3 класс опасности для ОПС) и другие отходы.

Свалка отходов в <адрес> МО «Старозятцинское» расположена в 500 метрах юго-западнее <адрес> по автодороге Старые Зятцы - Варавай. Рельеф местности на данном участке пологий, с северо-западной стороны ограничен лесным массивом. Свалка расположена на расстоянии около 70 м от дороги. Въезд не ограничивается. Запрещающие знаки и аншлаги отсутствуют.

Площадь загрязнения - около 0,5 га, объем размещенных отходов около 20 тыс.куб.м. На почве размещены следующие отходы производства и потребления 4-5 класса опасности для окружающей природной среды:отходы из жилищнесортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 731110 01 72 4 - 4 класса опасности для ОПС); отходы их жилищ крупногабаритные (код отхода 7 31 110 02 21 5-5 класс опасности для ОПС); мусор строительный от сноса и разборки зданий (код отхода 8 12 901 01 72 4 - 4 класс опасности для ОПС); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код отхода 736 100 01 30 5 - 5 класс опасности для ОПС);отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код отхода 434110 02 29 5 - 5 класс опасности для ОПС); отходы упаковочного картона незагрязненные (код отхода 405183 01 60 5 - 5 класс опасности для ОПС); опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные (код отхода 3 05 291 11 20 5 - 5 класс опасности для ОПС); отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (код отхода 1 52 11001 21 5-5 класс опасности для ОПС); обрезь разнородной древесины (например, содержащаяобрезь древесностружечных и/или древесно-волокнистых плит) (код отхода 3 05 313 42 214-4 класс опасности для ОПС) и другие отходы.

Классы опасности и коды отходов установлены в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок площадью 2,0 га под свалку твердых бытовых отходов ус. Якшур-Бодья имеет кадастровый номер 18:24:013001:92, учтен декларативно и отнесен в категории земель промышленности.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по УР, земельный участок у <адрес> с кадастровым номером 18:24:013001:92 имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: свалка ТБО. Сведения о правах отсутствуют.

Согласно кадастровой выписке земельного участка у <адрес> с кадастровым номером 18:24:004001:63, участок на котором расположена свалка ТБО, является обособленным (условным) участком, входящим в единое землепользование, которое поделено общей долевой собственностью между физическими лицами - участниками совхоза «Старозятцинский», а также МО «Старозятцинское». Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Обследуемые свалки отходов у <адрес> и у <адрес> не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом, в нарушение требований п. 1 ст. 31, ст. 7 Устава МО «<адрес>», п. 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 6, 7 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Администрацией муниципального образования «<адрес>» допускается сброс отходов на почву, а также размещение отходов на объектах не внесенных в реестр объектов размещения отходов.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в протоколе № 41/ПС об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; справки-выезда от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к ней фототаблицами и схемами; определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; устава Муниципального образования «Якшур – <адрес>» и другими материалами дела.

В соответствии частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Положениями ст.ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 2, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 31 Устава МО «Якшур – <адрес>» <адрес> является исполнительно –распорядительным органом муниципального района, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В соответствии с п.4 ст.14,ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 7 Устава МО «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального района относятся:владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Прекращая производство по делу, судья районного суда не принял во внимание, что исходя из представленных материалов дела, Администрация МО «<адрес>» не приняло исчерпывающих инеобходимых мер для ликвидации свалки отходов производства и потребления, функционирующих с нарушениемэкологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Изложенное свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Названное обстоятельство на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену вынесенного решения и направление дела на новое рассмотрение.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Якшур - Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального образования «<адрес>» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Якшур – Бодьинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Полушкин