ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/2016 от 20.02.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№12-1743/2016

Р Е Ш Е Н И Е

20 февраля 2016 года г.Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Кузнецова Н.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом» на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г.Ижевска от <дата> года по административному делу по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом», расположенного по адресу: <адрес>, сведений о привлечении ранее к административной ответственности не имеется,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение мирового судьи из Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов УР поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении 000 УК «Добрый дом» по ч. l ст.7.23.3 КоАП РФ.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении от <дата>., <дата> г. в Госжилинспекцию УР поступило уведомление от ООО «УК «Добрый дом» о начале осуществления деятельности по управлению МКД в доме <адрес>. В соответствии с реестром лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики МКД № <адрес> включен в реестр лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики за ООО УК «Комфорт». Реестр домов является неотъемлемой частью лицензии на осуществление управляющей организацией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, деятельность по управлению МКД № <адрес> осуществляет ООО УК «Комфорт» в соответствии с реестром лицензий.

Рассмотрев имеющиеся материалы, инспекция пришла к выводу о наличии в действиях ООО «УК «Добрый дом» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. l ст. 7.23.3 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей представитель ООО УК «Добрый дом» Невоструев А.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что ООО УК «Добрый дом» осуществляет деятельность по управление многоквартирным домом по <дата> на основании протокола общего собрания собственников от <дата>, согласно которому собственниками жилых помещений в многоквартирном доме было принято решение о расторжении договора управления со всеми управляющими компаниями и заключение договора управления с 000 УК «Добрый дом». Данный адрес осуществления деятельности (<адрес>) в лицензии ООО УК «Добрый дом» не указан, однако документы на включение многоквартирного дома по <адрес> в реестр лицензий за ООО УК «Добрый дом» поданы в Государственную жилищную инспекцию <дата>., однако уже длительное время находятся на рассмотрении.

Представитель Государственной жилищной инспекции УР ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что до настоящего времени ООО УК «Добрый дом» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по <дата> незаконно, поскольку лицензия на осуществления деятельности по управлению данным многоквартирными домом ООО УК «Добрый дом» не получена. ООО УК «Комфорт», которое законно осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>, была единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе на управление данным многоквартирным домом. ООО УК «Добрый дом» начала осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом незаконно, с заявлением о включении данного многоквартирного жилого дома в реестр лицензии в ГЖИ до начала осуществления своей деятельности не обратилась, договор на управление, подписанный всеми собственниками не представила. Таким образом, ООО УК «Добрый дом» перед началом управления многоквартирным домом необходимо было оформить надлежащим образом все документы и только после оформления при ступать в осуществлению своей деятельности.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г.Ижевска, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Ижевска, от <дата> по административному делу по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ Общество с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом», расположенное по адресу: <адрес>, признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 75000 руб.

ООО УК «Добрый дом» подана апелляционная жалоба на указанное постановление мирового судьи, к которой ООО выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям:

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО УК «Добрый дом» Невоструев А.С., действующий по доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, приобщил письменные пояснения аналогичного содержания.

Представитель Государственной жилищной инспекции УР ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, т.к. ООО УК «Добрый дом» впервые обратились с заявлением о включении дома в реестр только <дата>, т.е. в период с <дата> по <дата> управляли домом, не исполняя указанной обязанности. Да и в целом, считает, что собственники дома не могут расторгнуть договор управления с ООО УК «Комфорт» ранее, чем через год. О фактах обращения собственников и жильцов дома с жалобами на ту или иную УК ему ничего не известно. Приступила ли фактически ООО УК «Комфорт» к управлению домом, пояснить не может.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> г. в Госжилинспекцию УР поступило уведомление от ООО «УК «Добрый дом» о начале осуществления деятельности по управлению МКД в доме <адрес>

Указанный дом включен в лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами ООО УК «Комфорт».

На основании протокола общего собрания собственников от <дата>, собственниками жилых помещений в многоквартирном доме было принято решение о расторжении договора управления со всеми управляющими компаниями и заключение договора управления с ООО УК «Добрый дом». Договор управления МКД №<адрес> между ООО УК «Добрый дом» и собственниками указанного дома заключен <дата>. <дата> УК «Добрый дом» приступила к управлению указанным домом, выставила счета-извещения на оплату собственникам дома.

В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Изменение и расторжение договоров управления многоквартирным домом согласно ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

На основании ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Положениями ч. 8.1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

В соответствии с ч. 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Исходя из системного анализа приведенных норм следует, что право на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом законодатель предоставил собственникам помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений этого дома только по истечении года со дня заключения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса либо если управляющая организация не выполняет условий такого договора. В рассматриваемом случае, как следует из пояснений представителя ООО УК «Добрый дом», ООО УК «Комфорт» так и не приступила к управлению МКД. Данные доводы не опровергнуты административным органом. Следовательно, у собственников дома имелись основания для расторжения договора управления МКД с ООО УК «Комфорт» и избрания новой УК.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях УК «Добрый дом» состава правонарушения, предусмотренного ст.7.23.3 КоАП РФ, также противоречат закону и материалам дела. Так, материалами дела установлено и не оспаривается ООО УК «Добрый дом», что данная УК приступила к управлению домом с <дата>, однако, в нарушение ч.2 ст.192 ЖК РФ, согласно которой в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора, с заявлением о включении дома в реестр обратилась в ГЖИ только <дата>.

Ссылка УК «Добрый дом» на то, что обжалуемое постановление не содержит указания на состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, в действиях ООО УК «Добрый дом», т.к. не содержит указаний на нарушение ст.161-165 ЖК РФ или Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, судом не принимается как основанная на неправильном толковании закона. В п.2 указанного постановления Правительства РФ указано, что Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п.4 постановления Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ….е) взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом;

Кроме того, суд полагает, что в ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ под правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, нарушение которых вменяется в вину ООО УК «Добрый дом», понимаются не только положения раздела VII ЖК РФ и указанного постановления Правительства РФ № 416, но и иные обязательные норма и правила, соблюдение которых является обязательным для субъекта предпринимательской деятельности при осуществлении деятельности по управлению МКД, в том числе Жилищного кодекса РФ в целом и его раздела Х в частности.

Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом грубо нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно – в адрес ООО не направлялись и не поступали распоряжение или приказ о проведении проверки от ГЖИ, не может быть принят судом по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. N 4932 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, согласно которого Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Административный регламент Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора утвержден Приказом Госжилинспекции УР от 10.04.2015 N 19.

Согласно п. 5 Административного регламента Предметом регионального государственного жилищного надзора Госжилинспекции УР является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - субъекты регионального государственного жилищного надзора) обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе к:

….управлению многоквартирными домами;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

Согласно п.6 Административного регламента К должностным лицам, уполномоченным на исполнение государственной функции в отношении субъектов регионального государственного жилищного надзора (далее - должностные лица), относятся:

начальник инспекции - главный государственный жилищный инспектор (далее - начальник инспекции);

первый заместитель начальника инспекции - главный государственный жилищный инспектор (далее - первый заместитель начальника);

заместитель начальника инспекции - главный государственный жилищный инспектор (далее - заместитель начальника);

начальник отдела - главный государственный жилищный инспектор (далее - начальник отдела);

заместитель начальника отдела - главный государственный жилищный инспектор (далее заместитель начальника отдела);

главный государственный жилищный инспектор;

главный государственный жилищный инспектор-юрисконсульт;

старший государственный жилищный инспектор;

старший государственный жилищный инспектор-юрисконсульт;

государственный жилищный инспектор;

муниципальный жилищный инспектор.

7. Должностные лица, указанные в пункте 6 настоящего Административного регламента, при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в отношении субъектов регионального государственного жилищного надзора имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) начальника инспекции (первого заместителя начальника и заместителя начальника), ответственного лица органа местного самоуправления о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах, и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать субъектам регионального государственного жилищного надзора предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений

Исполнение государственной функции заканчивается следующими юридическими фактами:

составлением акта проверки;

выдачей предписания об устранении выявленных нарушений (в случае выявления факта нарушения обязательных требований) с указанием сроков их устранения;

составлением протокола об административном правонарушении (в случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения) (п.11 Административного регламента).

Аналогичные положения содержатся также в п.6, 7, 12, 13 Административного регламента Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики по исполнению государственной функции "Осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Приказом Госжилинспекции УР от 29.05.2015 N 25).

Таким образом, возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производятся в порядке, установленном главами 24 - 29 КоАП.

Таким образом, Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики и её старший государственный жилищный инспектор-юрисконсульт полномочны согласно указанным нормам осуществлять возбуждение и производство по делам об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ в соответствии с п. 7 Административного регламента.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

В соответствии с ч. 2 данной статьи указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;

В силу требований п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием, достаточным для возбуждения в пределах своей компетенции дела об административном правонарушении.

25.09.2015 г. в Госжилинспекцию УР поступило уведомление от ООО «УК «Добрый дом» о начале осуществления деятельности по управлению МКД в доме № 50а по ул. Лихвинцева г. Ижевска. Таким образом, поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения

14 октября 2015 г. в присутствии ООО УК «Добрый дом» главным гос. жилищным инспектором-юрисконсультом Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики составлен протокол об административном правонарушении.

Итак, административный орган, который обязан осуществлять надзор в области управлению многоквартирными домами действовал при возбуждении дела об административном правонарушении согласно своего Административного регламента в соответствии с главами 24 - 29 КоАП РФ и после осуществлял производство по данному делу обоснованно без нарушения процедуры и законно.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля

Следовательно, и в этой части действия административного органа законны и обоснованны и не связаны с федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.

Постановление мирового судьи содержит все указанные в ст.29.10 КоАП РФ сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения, является законным обоснованным, наказание назначено мировым судьей в пределах санкции статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «УК «Добрый дом» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО УК «Добрый дом» в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба ООО УК «Добрый дом» – без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст.30.6,30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом» на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г.Ижевска от <дата> по административному делу по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом», оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка № 6 Октябрьского района г.Ижевска от 24 декабря 2015 года по административному делу по ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Добрый дом» - без изменения.

Судья: Н.В.Кузнецова