ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/2018 от 17.04.2018 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г.Самара 17 апреля 2018 года

Судья Железнодорожного районного суда г.Самара Авцина А.Е.,

при секретаре Зайцевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г., ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой, указывая, что 22.12.2014г. он открыл счет в банке за пределами территории РФ и 14.01.2015г. соответствующим образом уведомил налоговый орган по месту учета - Инспекцию ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара. С 03.03.2015г. по настоящее время проживает за пределами территории РФ в иностранном государстве. 26.12.2017г. в отношении него без надлежащего уведомления составлен протокол № 631120171226004201 об административном нарушении. В период января-февраля 2018г. в адрес указанной инспекции направлены электронные обращения за №№ 01-50/0108 от 12.01.2018г., 01-50/0385 от 27.01.2018г., 01-50/0709 от 12.02.2018г. и 01-50/0762 от 15.02.2018г. с возражениями и приложением: выписки из банка о закрытии указанного счета, а также сканированной копии заграничного паспорта, подтверждающего его отсутствие на территории РФ в период 2015-2017гг. Счет, указанный в протоколе, закрыт в декабре 2015г. На момент подачи отчета о движении денежных средств за 2016г. являлся нерезидентом РФ. С учетом действовавшего законодательства, в частности п.4 Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2015г. N 1365, обязанность предоставления отчета о движении денежных средств и уведомления о закрытии счета отсутствовала у граждан РФ не только, как у нерезидентов, но и резидентов. Согласно предоставленной налоговому органу копии загранпаспорта ФИО1 отсутствовал на территории РФ с 03.03.2015г. по 05.06.2016г. и с 25.06.2016г. по 30.12.2017г. По совокупности время нахождения за пределами территории РФ составило: в 2015г. - 303 дня, в 2016г. -346 дней, в 2017г. - 363 дня. В настоящее время проживает за пределами территории РФ. Имеющиеся в распоряжении сотрудников Инспекции сведения о пересечении им границы РФ в 2016г. подтверждают обстоятельство отсутствия на территории РФ более 163 дней в течение 2016г. В связи с чем, даже пребывание на территории РФ в период с 05.06.2016г. по 25.06.2016г. с учетом изменившегося законодательства влечет отмену административной ответственности для граждан РФ, проживавших за пределами территории РФ в 2016г. более 183 дней. Таким образом, за истекший год до 05.06.2016г. он имел статус валютного нерезидента РФ и не имел обязанности представлять в налоговый орган уведомление о закрытии счета в 2015г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просил постановление № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г., отменить, дело об административном правонарушении прекратить. Кроме того, указанное постановление получено его родственником 14.03.2018г. по почтовому извещению, 16.03.2018г. на постановление подана жалоба в Железнодорожный районный суд г.Самара, который определением от 21.03.2018г. возвратил жалобу для приведения её в соответствие с требованиями главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем десятидневный срок на подачу жалобы не истек, вместе с тем, ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

В судебное заседание ФИО1 не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения, поскольку постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности является законным и обоснованным, а, кроме того, ФИО1 без уважительных причин пропущен срок для подачи жалобы, в связи с чем ходатайство о его восстановлении удовлетворению не подлежит.

Выслушав представителя ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара, изучив материалы дела об административном правонарушении, прослушав аудиозапись, представленную заявителем жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу.

В силу ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно сведениям с сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309619124782, копия постановления от 15.02.2018г. была направлена ФИО1 по адресу: г.<адрес> однако, 22.02.2018г. имела место неудачная попытка вручения.

В соответствии с п.29.1 Постановления Пленума Верховного Суд РФ N 5 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток.

Между тем, каких-либо сведений о возвращении почтового отправления в ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, указанный сайт не содержит, в связи с чем определить дату, от которой необходимо исчислять десятидневный срок для вступления постановления в законную силу не представляется возможным.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ и ст.3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливается единая федеральная судебная система, действующая на основе федерального процессуального законодательства и обеспечивающая защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту.

Исходя из изложенного, а также обязанности органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, и принимая во внимание, что вступившее в законную силу постановление несудебного органа по делу об административном правонарушении, которое не было обжаловано и рассмотрено судом общей юрисдикции в установленном порядке, не может пересматриваться в порядке судебного надзора, отказ в восстановлении срока на обжалование постановления административного органа по мотиву пропуска срока означает невозможность для гражданина или юридического лица реализовать свое право на судебную защиту, суд считает, что ходатайство ФИО1 о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы подлежит удовлетворению, а срок восстановлению.

Разрешая жалобу ФИО1 об отмене постановления № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г. и прекращении производства по делу суд приходит к следующему.

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами - резидентами налоговым органам в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке предоставления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации", начиная с отчетности за 2015 год, до 01.06.2016г.

Кроме того, в соответствии с п.4 данного Постановления Правительства РФ, в случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации в 2015 году, положения абзаца третьего пункта 9 Правил, утвержденных настоящим постановлением, не распространяются на указанных физических лиц - резидентов.

Согласно абзацу третьему пункта 9 Правил, в случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, установленный частью 2 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

В ч.2 ст.12 Закона о валютном контроле предусмотрена обязанность резидентов РФ уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Частью 6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. 30.12.2015 № 430-Ф3), физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года признаются валютными резидентами.

Следовательно, для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, в том числе имеющих выданный уполномоченным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, статус нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина Российской Федерации возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался.

В силу изложенного, если гражданин Российской Федерации непрерывно проживает на территории иностранного государства более одного года, то статус нерезидента для него начинает действовать после истечения первого года проживания на территории иностранного государства, и у него отсутствует обязанность уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федераций, а также представлять отчеты по движению денежных средств в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в случае возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации (после непрерывного проживания на территории иностранного государства более одного года), у него возникает обязанность представить уведомление в налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также представлять отчеты по движению денежных средств в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В таком случае резидент освобождается от административной ответственности за нарушение сроков уведомления, так как в момент совершения правонарушения лицо имело статус нерезидента.

Частями 2 и 7 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для резидентов установлена обязанность по предоставлению налоговым органам по месту своего учета уведомлений об открытии (изменений реквизитов, закрытии) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, валютными резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие выданным уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, статус валютного нерезидента начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина РФ возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан РФ за пределами территории РФ не прерывался.

В случае въезда обратно на территорию РФ даже на один день гражданин РФ, получивший статус нерезидента, утрачивает такой статус. Восстановление статуса нерезидента возможно только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года.

Таким образом, даже краткосрочный визит на территорию РФ фактически обнуляет течение годичного срока. Статус валютного резидента предполагает наличие определенных прав и обязанностей.

В копии заграничного паспорта ФИО1 имеется отметка о пересечении границы Российской Федерации 03.03.2015г., следовательно, 02.03.2015г. ФИО1 находился на территории РФ, при этом, вид на жительство получен им только 16.11.2015г., то есть именно с этой даты начался годичный отчёт, позволяющий получить статус валютного нерезидента, однако, данный период был прерван возвращением на территорию Российской Федерации 05.06.2016г., следовательно, у ФИО1 возникла обязанность по предоставлению отчетности за 2015г., а также обязанность предоставить уведомление о закрытии счета.

22.12.2014г. гражданином ФИО1 ИНН <данные изъяты> открыт счет <данные изъяты> в банке - <данные изъяты>, адрес нахождения банка <адрес>, страна нахождения банка – США, однако, ни отчет о движении денежных средств за 2015г., ни уведомление о закрытие счета в налоговый орган не представлялись.

Доказательств обратного, суду не представлено, а представленная заявителем жалобы аудиозапись разговора, подтверждающая, по его мнению, уведомление ИФНС о закрытии счета, не может быть принята во внимание, поскольку надлежащим доказательством не является.

Таким образом, Постановление № 65 от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара является законным и обоснованным.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных обстоятельств, предусмотренных ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, приведенные в жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм права, а потому не могут быть приняты во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

Ходатайство ФИО1 о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы на постановление № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, удовлетворить.

Восстановить ФИО1 пропущенный срок на подачу жалобы на постановление № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление № 65 заместителя руководителя Инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г.Самара от 15.02.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Авцина А.Е.

Копия верна:

Судья:

Секретарь: