ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/2018 от 26.06.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

дело № 12-174/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст 26 июня 2018 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Черногорлов В.И., при секретаре Вафиной М.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное 28 мая 2018 года Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 о привлечении ФИО1, главного бухгалтера МБУ КС к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением по делу об административном правонарушении , вынесенным 28 мая 2018 года Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2, бухгалтер Муниципального бюджетного учреждения «Капитальное строительство» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Златоустовский городской суд в жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что МБУ «Капитальное строительство» открыты лицевые счета в Финансовом управлении Златоустовского городского округа. Операции со средствами бюджетных учреждений, которым открыты счета в Финансовом управлении Златоустовского городского округа, осуществляются в соответствии с Порядком проведения Финансовым управлением Златоустовского городского округа кассовых выплат за счет средств муниципальных бюджетных учреждений и кассовых операций со средствами муниципальных автономных учреждений, утвержденным приказом Финансового управления Златоустовского городского округа от 31.12.2010 № 59 «О порядке проведения Финансовым управлением Златоустовского городского округа кассовых выплат за счет средств муниципальных бюджетных учреждений и кассовых операций со средствами муниципальных автономных учреждений». В соответствии с пунктом 5 для проведения кассовых выплат клиент (МБУ «Капитальное строительство») представляет в Финансовое управление Златоустовского городского округа в электронном виде и (или) на бумажном носителе Заявку на выплату средств. Согласно пункту 8 Порядка, заявки, предоставленные клиентом (МБУ «Капитальное строительство»), исполняются не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем предоставления в Финансовое управление Златоустовского городского округа. Таким образом, платежные поручения с подтверждающими реестрами направляются для обработки в Финансовое управление Златоустовского городского округа за три рабочих дня, с целью предотвращения нарушений сроков выплат авансовых платежей и заработной платы. Заявка на выплату авансового платежа, направленная для исполнения в Финансовое управление Златоустовского городского округа обработана платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестру от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день поступления в Финансовое управление Златоустовского городского округа. ФИО4 была выплачена заработная плата за 1 половину марта 2018 года (аванс) ДД.ММ.ГГГГ, а именно не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Заявитель считает, что требования статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации нарушены не были, трудовые права ФИО4 не ущемлены.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, на удовлетворении жалобы настаивает по изложенным в ней основаниям.

Представитель Государственной инспекции труда ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность указанного постановления в полном объеме, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судья пришел к следующим выводам:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

По правилам статьи 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилам внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7).

Статьей 136 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В силу статьи 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Государственной инспекции труда ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая/документарная проверка МБУ «Капитальное строительство».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:

- с ФИО4 заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3.5 которого определены сроки выплаты заработной платы 16 число и 1 число месяца. Приказом руководителя от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки выплаты заработной платы в учреждении МБУ «КС» 15 число и 1 число месяца, при этом изменения о сроках выплаты заработной платы в трудовой договор, заключенный с ФИО4 не включены.

- также проверкой установлено, что заработная плата за 1 половину марта 2018 года выплачена ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее установленного срока на три дня.

По факту выявленных нарушений Государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в присутствии ФИО1 бухгалтера МБУ «Капитальное строительство» составлен протокол об административном правонарушении согласно которому в ходе проведенной проверки был выявлено нарушение ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Постановлением , вынесенным Государственным инспектором труда ФИО2 28 мая 2018 года бухгалтер МБУ «Капитальное строительство» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Во исполнение требований ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В Положении о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610 (Минтруд России), даны разъяснения о том, что в силу положений части 6 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Исходя из приведенных норм трудового законодательства, следует, что промежуток времени между выплатами не должен превышать полмесяца, конкретный срок выплат содержится в локальном нормативном акте, коллективном договоре, трудовом договоре, при этом дата выплат не имеет привязки к календарному месяцу, не ограничивается возможность выплаты заработной платы чаще соответствующего промежутка.

Локальные нормативные акты, коллективный договор, трудовой договор должны быть составлены в соответствии с требованиями статьи 8 ТК РФ, которой не допускается их применение с условиями, ухудшающими положение работника. При этом запрета на применение условий улучшающих положение работника трудовое законодательство не содержит. Кроме того, статьей 236 ТК РФ предусмотрена ответственность работодателя за нарушение сроков выплат в части их задержки, за преждевременные выплаты ответственность не предусмотрена.

Анализ приведенных норм трудового законодательства и доказательств показывает, что работодатель имеет право на выплату работникам заработной платы ранее установленных локальными нормативными актами, коллективным договором, трудовым договором сроков, поскольку данные действия работодателя направлены на улучшение положения работника и не могут повлечь нарушение его права на оплачиваемый труд.

Объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, является нарушение трудового законодательства. Указанные выше обстоятельства не подтверждают объективную сторону данного состава правонарушения, так как нарушение трудового законодательства бухгалтером МБУ «Капитальное строительство» ФИО1 не установлено.

Кроме того, как следует из представленных материалов дела МБУ «Капитальное строительство» является бюджетным учреждением, которому открыты лицевые счета в Финансовом управлении Златоустовского городского округа. Операции со средствами бюджетных учреждений, которым открыты счета в Финансовом управлении Златоустовского городского округа осуществляются в соответствии с Порядком проведения Финансовым управлением Златоустовского городского округа кассовых выплат за счет средств муниципальных бюджетных учреждений и кассовых операций со средствами муниципальных автономных учреждений, утвержденным приказом Финансового управления Златоустовского городского округа от 31.12.2010 № 59 «О порядке проведения Финансовым управлением Златоустовского городского округа кассовых выплат за счет средств муниципальных бюджетных учреждений и кассовых операций со средствами муниципальных автономных учреждений».

В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка для проведения кассовых выплат клиент, в частности МБУ «Капитальное строительство» представляет в Финансовое управление Златоустовского городского округа в электронном виде и (или) на бумажном носителе Заявку на выплату средств. Согласно пункту 8 Порядка, заявки, предоставленные клиентом (МБУ «Капитальное строительство»), исполняются не позднее третьего рабочего дня, следующего за днем предоставления в Финансовое управление Златоустовского городского округа. Таким образом, платежные поручения с подтверждающими реестрами направляются для обработки в Финансовое управление Златоустовского городского округа за три рабочих дня, с целью предотвращения нарушений сроков выплат авансовых платежей и заработной платы.

Из материалов дела следует, что приказом руководителя МУБ «Капитальное строительство» от 09.01.2018 № 1 установлены следующие сроки выдачи заработной платы – 15-е число текущего месяца – выдача оплаты за работу сотрудников за первую половину месяца (аванс); 01 число следующего за расчетным месяца – выдача оплаты за работу сотрудников за вторую половину текущего месяца.

В соответствии с указанным Порядком Заявка на выплату авансового платежа ФИО4 была направлена для исполнения в Финансовое управление Златоустовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, то есть за три дня до дня выдачи аванса. Заявка обработана платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестру от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день поступления в Финансовое управление Златоустовского городского округа, что также соответствует Порядку проведения кассовых выплат.

Изложенное также свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении ФИО1 также вменяется невнесение в трудовой договор, заключенный с ФИО4, изменений о сроках выплаты заработной платы. Однако в обязанности ФИО1, как бухгалтера учреждения, не входит внесение изменений в трудовые договоры, заключенные с работником.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда ФИО2 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Отменить постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное 28 мая 2018 года Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО2 о привлечении бухгалтера МУБ «Капитальное строительство» ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток.

Судья: