УИД: 16RS0051-01-2024-000737-54
Дело № 12-174/2024
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail:sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
16 февраля 2024 года город Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> на постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, (далее - СОСП по РТ ГМУ ФССП России), от <дата изъята> в отношении:
Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> (далее - ИКМО <адрес изъят>), имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН <***>,
- признанного виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
ИКМО <адрес изъят> признан виновным в том, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в отношении ИКМО <адрес изъят> возбуждено исполнительное производство <номер изъят>-ИП, предмет исполнения: возложить на ИКМО <адрес изъят> обязанность обеспечить доступность для инвалидов объектов инфраструктуры надземных пешеходных переходов на остановках <адрес изъят> и <адрес изъят>, расположенных по <адрес изъят>. <дата изъята> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Исполнительский сбор оплачен должником в полном объеме. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем вручено требование в срок до 15 часов 00 минут <дата изъята> исполнить решение суда, однако в срок до 15 часов 00 минут <дата изъята> должником решение суда не исполнено, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Представитель ИКМО <адрес изъят>ФИО3 в обосновании жалобы указала, что имеются существенные процессуальные нарушения при вынесении постановления о назначении административного наказания, которые влекут прекращение производства по делу, а именно в вводной части постановления указана дата вынесения постановления - <дата изъята>, хотя в ИКМО <адрес изъят> не поступало. <дата изъята> в ИКМО <адрес изъят> поступило определение о назначении времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении на <дата изъята>, извещения на <дата изъята> не поступало. В вводной части постановления по делу об административном правонарушении указана дата вынесения постановления – <дата изъята>. При этом, согласно статье 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение грех дней со дня вынесения указанного постановления. Несоблюдение порядка вынесения постановления (ввиду ненадлежащего уведомления) влечет отказ в привлечении к административной ответственности независимо от того, было ли совершено административное правонарушение. Обязательным обстоятельством для вынесения постановления является дата, время и место совершения правонарушения. В постановлении точные время и место совершения правонарушения не отражены. Из материалов дела усматривается, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в рамках указанного исполнительного производства должнику - ИКМО <адрес изъят> вручено требование в срок до <дата изъята>, исполнить требование неимущественного характера (пункты 1 и 2). В пункте 3 требования указано, что в случае невыполнения требования судебного пристава-исполнителя, в соответствии со статьями 105, 113 Федерального закона № 229-ФЗ, <дата изъята> в 15 часов 00 минут судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, явка обязательна. В случае неявки должника (законного представителя) протокол будет составлен в отсутствие стороны но делу об административном правонарушении и дополнительного извещения. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем, в отношении Исполкома составлен протокол об административном правонарушении но части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отсутствие представителей ИКМО <адрес изъят>. Извещение о явке должника на составление протокола об административном правонарушении, указанное в пункте 3 вышеназванного требования судебного пристава-исполнителя от <дата изъята>, то есть, до возникновения предполагаемого события административного правонарушения, не может быть признано надлежащим. При этом материалы дела не содержат сведений об извещении Исполкома о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении после наступления события я административного правонарушения. Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от <дата изъята>, составленный судебным приставом-исполнителем без участия законного представителя ИКМО <адрес изъят> и при отсутствии доказательств надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и теряет свою юридическую силу как процессуальный документ. Исполнительным комитетом <адрес изъят> принимаются все меры исполнения решения суда. Министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес изъят> утверждён перечень объектов <адрес изъят> на проектно-изыскательские работы, реконструкции в 2022 году. Объекты реконструкции надземных пешеходных переходов на остановках улиц Комарова и Карбышева, вошли в указанный перечень объектов. Заказчиком ГКУ «Главтатдортранс» заключен государственный контракт на проектно-изыскательные работы «Реконструкция надземного пешеходного перехода по <адрес изъят> и <адрес изъят>». Согласно письму ГКУ «Главтатдортранс» от <дата изъята> работы на проектно-изыскательные работы ведутся до настоящего времени, без проектно-изыскательных работ исполнение решения невозможно. Неисполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок произошло по независящим от ИКМО <адрес изъят> обстоятельствам, должностными лицами ИКМО были предприняты действия, необходимые для исполнения решения суда. Незаконного бездействия, являющегося в рассматриваемом случае основанием для его привлечения к административной ответственности, заявителем допущено не было. Поэтому заявитель просит суд постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ИКМО <адрес изъят>ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по РТ ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Судом были исследованы следующие доказательства: исполнительный лист от <дата изъята> по делу <номер изъят>а-5570/2018, который выдан <дата изъята>; постановление о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от <дата изъята>; требование судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП ГУФССП по <адрес изъят>, в котором он требует от ИКМО <адрес изъят> в срок до <дата изъята> исполнить решение суда, а именно: возложить на ИКМО <адрес изъят> обязанность обеспечить доступность для инвалидов объектов инфраструктуры - надземных пешеходных переходов на остановках «<адрес изъят>» и «<адрес изъят>», расположенных по <адрес изъят>, предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. В случае невыполнения требования судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. ст. 105, 113 Федерального закона от <дата изъята> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», <дата изъята> в 15 час. 00 мин. судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, явка обязательна. В случае неявки должника (законного представителя) протокол будет составлен в отсутствие стороны по делу об административном правонарушении и дополнительного извещения; письма заместителя руководителя ИКМО <адрес изъят> в адрес судебного пристава-исполнителя от <дата изъята> и <дата изъята>; протокол об административном правонарушении от <дата изъята>, составленный в отношении юридического лица ИКМО <адрес изъят>, где указано на факт неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Кроме того, были исследованы следующие материалы дела: определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от <дата изъята>; государственный контракт <номер изъят> от <дата изъята>.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановление начальника отдела - старшего судебного пристава подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии со ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, одним из поводов к возбуждению дела об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении. Должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) привлекаемое лицо о факте, дате, времени и месте составления протокола в целях обеспечения таким лицом возможности реализовать процессуальные права, гарантированные КоАП РФ. В случае неявки физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. При этом, надлежащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении будет являться таковым лишь в ходе осуществления производства по делу, то есть после выявления (возникновения) события административного правонарушения. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о дате, времени и месте его составления не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и влечет нарушение права такого лица на защиту.
Из материалов дела усматривается, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства <номер изъят> должнику - Исполнительному комитету муниципального образования <адрес изъят> вручено требование в срок до <дата изъята> исполнить требование неимущественного характера на основании исполнительного листа ФС <номер изъят>, выданного Вахитовским районным судом <адрес изъят> и предоставить документы, подтверждающие исполнение требования либо представить информацию по вопросу неисполнения требований исполнительного документа (пункты 1 и 2).
В пункте 3 требования указано, что в случае невыполнения требования судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. ст. 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», <дата изъята> в 15 час. 00 мин. судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, явка обязательна. В случае неявки должника (законного представителя) протокол будет составлен в отсутствие стороны по делу об административном правонарушении и дополнительного извещения.
<дата изъята> судебным приставом-исполнителем, в отношении Исполкома <адрес изъят> составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят>-АП по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отсутствие представителя юридического лица.
Извещение о явке должника (Исполкома <адрес изъят>) на составление протокола об административном правонарушении, указанное в пункте 3 вышеназванного требования судебного пристава-исполнителя от <дата изъята>, то есть, до возникновения предполагаемого события административного правонарушения, не может быть признано надлежащим.
При этом материалы дела не содержат сведений об извещении Исполкома <адрес изъят> о дате, времени и месте составлении протокола об административном правонарушении после наступления события административного правонарушения.
Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении <номер изъят>-АП, составленный судебным приставом-исполнителем без участия представителя Исполкома <адрес изъят> и при отсутствии доказательств надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления, не может быть признан допустимым доказательством по настоящему делу и теряет свою юридическую силу как процессуальный документ.
Вместе с тем, в обоснование вывода о доказанности вины Исполкома <адрес изъят> в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо сослалось на обстоятельства, описанные в протоколе об административном правонарушении <номер изъят>-АП. То есть, оспариваемое постановление о назначении юридическому лицу административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено судебным приставом-исполнителем с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу постановление начальника отделения - старшего судебного пристава СОСП по РТ ГМУ ФССП России от <дата изъята>, нельзя признать законным и обоснованным, данное постановление подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Исполкома <адрес изъят> подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, от <дата изъята> в отношении Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят>, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования <адрес изъят> удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись Р.С. Кашапов
Копия верна. Судья Р.С. Кашапов