Дело № 12-174/219
УИД 33RS0001-01-2019-003048-19
РЕШЕНИЕ
3 июля 2019 года г.Владимир
Судья Ленинского районного суда г. Владимира Рыжова А.М., рассмотрев в судебном заседании по адресу: <...>, жалобу заведующей МБДОУ «Детский сад №48» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям ЦУ Ростехнадзора ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГг. МБДОУ «Детский сад №48» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая размер назначенного наказания необоснованным, заведующая МБДОУ «Детский сад №48» ФИО1 обратилась в суд с жалобой в которой указывая на малозначительность совершенного административного правонарушения просит освободить от административной ответственности ограничившись устным замечанием.
По тем же основаниям представитель МБДОУ «Детский сад №48» ФИО3 поддержала доводы жалобы в судебном заседании. Пояснила, что с выявленными нарушениями МБДОУ «Детский сад №48» согласно и большая часть из них уже устранена. Учреждения является некоммерческой организацией, и не имеет реальной возможности нахождения в штате на постоянной основе работников ответственных за электрохозяйство.
Поскольку в результате действий МБДОУ «Детский сад №48» отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, каких-либо правовых последствий для государства и охраняемых общественных правоотношений не наступило, имеются основания для признания деяния малозначительным.
Государственный инспектор Центрального управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору ФИО4 полагал размер назначенного наказания соразмерным совершенному деянию.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу положений статьи 30.6 КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде административного штрафа для юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области энергетики. Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушением положений соответствующих Правил.
В соответствии с пунктом 1.8.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145) у каждого Потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте.
Перечни должны пересматриваться не реже 1 раза в 3 года.
В перечень должны входить следующие документы:
журналы учета электрооборудования с перечислением основного электрооборудования и с указанием его технических данных, а также присвоенных ему инвентарных номеров (к журналам прилагаются инструкции по эксплуатации и технические паспорта заводов-изготовителей, сертификаты, удостоверяющие качество оборудования, изделий и материалов, протоколы и акты испытаний и измерений, ремонта оборудования и линий электропередачи, технического обслуживания устройств РЗА);
чертежи электрооборудования, электроустановок и сооружений, комплекты чертежей запасных частей, исполнительные чертежи воздушных и кабельных трасс и кабельные журналы;
чертежи подземных кабельных трасс и заземляющих устройств с привязками к зданиям и постоянным сооружениям и указанием мест установки соединительных муфт и пересечений с другими коммуникациями;
общие схемы электроснабжения, составленные по Потребителю в целом и по отдельным цехам и участкам (подразделениям);
акты или письменное указание руководителя Потребителя по разграничению сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между структурными подразделениями (при необходимости);
комплект производственных инструкций по эксплуатации электроустановок цеха, участка (подразделения) и комплекты необходимых должностных инструкций и инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы);
списки работников:
- имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования;
- имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды;
- которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего;
- допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность;
- подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках;
перечень газоопасных подземных сооружений, специальных работ в электроустановках;
ВЛ, которые после отключения находятся под наведенным напряжением;
перечень работ, разрешенных в порядке текущей эксплуатации;
электроустановок, где требуются дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ;
должностей инженерно-технических работников (далее - ИТР) и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности;
профессий и рабочих мест, требующих отнесения персонала к группе I по электробезопасности;
разделение обязанностей электротехнологического и электротехнического персонала;
электроустановок, находящихся в оперативном управлении;
перечень сложных переключений, выполняемых по бланкам переключений;
средств измерений, переведенных в разряд индикаторов;
инвентарных средств защиты, распределенных между объектами.
Согласно пункту 1.4.4 Правил неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.
Пунктом 2.4.2 Правил предусмотрено, что при сдаче в эксплуатацию КЛ напряжением до и выше 1000 В, кроме документации, предусмотренной строительными нормами и правилами и отраслевыми правилами приемки, должна быть оформлена и передана заказчику следующая техническая документация:
скорректированный проект КЛ, который для КЛ на напряжение 110 кВ и выше должен быть согласован с заводом - изготовителем кабелей и эксплуатирующей организацией;
исполнительный чертеж трассы с указанием мест установки соединительных муфт, выполненный в масштабе 1:200 или 1:500 в зависимости от развития коммуникаций в данном районе трассы;
чертеж профиля КЛ в местах пересечения с дорогами и другими коммуникациями для КЛ на напряжение 20 кВ и выше и для особо сложных трасс КЛ на напряжение 6 и 10 кВ;
акты состояния кабелей на барабанах и, в случае необходимости, протоколы разборки и осмотра образцов (для импортных кабелей разборка обязательна);
кабельный журнал;
инвентарная опись всех элементов КЛ (для КЛ напряжением выше 1000 В);
акты строительных и скрытых работ с указанием пересечений и сближений кабелей со всеми подземными коммуникациями;
акты на монтаж кабельных муфт;
акты приемки траншей, блоков, труб, каналов, туннелей и коллекторов под монтаж;
акты на монтаж устройств по защите КЛ от электрохимической коррозии, а также документы о результатах коррозионных испытаний в соответствии с проектом;
протоколы испытания изоляции КЛ повышенным напряжением после прокладки (для КЛ напряжением выше 1000 В);
документы о результатах измерения сопротивления изоляции;
акты осмотра кабелей, проложенных в траншеях и каналах перед закрытием;
протокол прогрева кабелей на барабанах перед прокладкой при низких температурах;
акт проверки и испытания автоматических стационарных установок пожаротушения и пожарной сигнализации.
Кроме перечисленной документации, при приемке в эксплуатацию КЛ напряжением 110 кВ и выше монтажной организацией должны быть дополнительно переданы заказчику:
исполнительные высотные отметки кабеля и подпитывающей аппаратуры для маслонаполненных кабелей низкого давления на напряжение 110 - 220 кВ;
документы о результатах испытаний масла (жидкости) из всех элементов линий; результатах пропиточных испытаний; результатах опробования и испытаний подпитывающих агрегатов для маслонаполненных кабелей высокого давления; результатах проверки систем сигнализации давления;
акты об усилиях тяжения при прокладке;
акты об испытаниях защитных покровов повышенным электрическим напряжением после прокладки;
протоколы заводских испытаний кабелей, муфт и подпитывающей аппаратуры;
документы о результатах испытаний устройств автоматического подогрева концевых муфт; результатах измерения тока по токопроводящим жилам и оболочкам (экранам) каждой фазы маслонаполненных кабелей низкого давления и кабелей с пластмассовой изоляцией на напряжение 110 кВ; результатах измерения емкости кабелей; результатах измерения сопротивления заземления колодцев и концевых муфт.
В силу пункта 2.4.5 Правил каждая КЛ должна иметь паспорт, включающий документацию, указанную в п. 2.4.2, диспетчерский номер или наименование.
Открыто проложенные кабели, а также все кабельные муфты должны быть снабжены бирками; на бирках кабелей в начале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение, сечение, номер или наименование линии; на бирках соединительных муфт - номер муфты, дата монтажа.
Бирки должны быть стойкими к воздействию окружающей среды. Они должны быть расположены по длине линии через каждые 50 м на открыто проложенных кабелях, а также на поворотах трассы и в местах прохода кабелей через огнестойкие перегородки и перекрытия (с обеих сторон).
В соответствии с пунктом 1.8.1 Правил у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация:
генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями;
утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;
акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию;
исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;
акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем;
технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации;
производственные инструкции по эксплуатации электроустановок;
должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя.
Комплект указанной выше документации должен храниться у Потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу. Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.
Согласно пункту 1.7.2 Правил устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.
Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда и технике безопасности.
Правила устройства электроустановок привержены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204, в силу пункта 1.1.29 для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».
Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.
Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.
Пунктом 2.2.20 Правил технической эксплуатации на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование.
На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца.
На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 01.04.2019г. по 12.04.2019г., в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 19.03.2019г. № В-271 -пр проведена внеплановая выездная проверка с целью обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасной эксплуатации электроустановок.
В ходе проведения указанного мероприятия установлено, что 12.04.2019г. в 11 ч. 00 мин. юридическим лицом - МБДОУ «Детский сад № 48» допущены нарушения требований безопасной эксплуатации электроустановок, выразившиеся в:
Не представлении перечня технической документации, утвержденной техническим руководителем, чем нарушены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее ПТЭЭП), утвержденные Минэнерго России № 6 от 13.01.2003г. и зарегистрированные Минюстом России № 4145 от 22.01.2003 г.) п. 1.8.2;
Не корректном проведении инструктажа неэлектротехнического персонала (отсутствуют даты проведения инструктажа), чем нарушены ПТЭЭП п. 1.4.4;
Не представлении кабельного журнала, чем нарушены ПТЭЭП п. 2.4.2;
Отсутствии бирок на кабельных линиях (Щитовые), чем нарушены ПТЭЭП п. 2.4.5;
Не представлении акта разграничения сетей по балансовой принадлежности (корпус 2), чем нарушены ПТЭЭП п. 1.8.1;
Цвет проводов не соответствует цвету маркировки в щитовой (корпус 1), чем нарушены ПТЭЭП п. 1.7.2, Правила устройства электроустановок п. 1.1.29;
Отсутствии диспетчерских наименований на лицевой стороне щитов (пищеблок, корпус 1), чем нарушены ПТЭЭП п. 2.2.20;
Отсутствии диспетчерских наименования на лицевой стороне щитов (корпус 3, коридор), чем нарушены ПТЭЭП п. 2.2.20.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.04.2019 г. № и послужили основанием для возбуждения 16 апреля 2019 года дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела 19.04.2019 г. заместителем начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст.9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Факт административного правонарушения и вина МБДОУ «Детский сад №48» в его совершении подтверждаются доказательствами, полученными в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ, в том числе распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 19.03.2019г.; актом проверки от 12.04.2019г.; договором от 01.01.2019г. на аварийно–техническое обслуживание, оказание услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового инженерного оборудования; актом разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем от 08.11.2011г.; приказом от 01.11.2018г о назначении ответственного за эксплуатацию электроустановок; предписанием об устранении выявленных нарушений от 12.04.2019г.; протоколом об административном правонарушении от 16.04.2019г. и иными материалами дела.
В соответствии с частью 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
МБДОУ «Детский сад №48» ненадлежащим образом и не в полном объеме выполнены свои обязанности, своевременно не предприняты все зависящие от него и исчерпывающие меры, в целях соблюдения действующего законодательства при эксплуатации энергопотребляющих установок.
Таким образом, в действиях МБДОУ «Детский сад №48»имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
Вместе с тем на основании ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничится устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При решении вопроса о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, необходимо, в том числе учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П), согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
МБДОУ «Детский сад №48» впервые привлекается к административной ответственности за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства, а также представленные МБДОУ «Детский сад №48» доказательства: технический отчет проведения испытаний электроустановок 0,4 кВ от 11.06.2019г.; технический отчет проведения испытаний электроустановок 0,4 кВ от 15.11.2018г.; журнал учета присвоения группы 1 по электробезопасности и неэлектротехническому персоналу; кабельный журнал корпус1; кабельный журнал корпус 3; акт разграничения балансовой принадлежаности и эксплуатации ответственности электроустановой и сооружений напряжением до 1000В от 17.11.2011 г. бессрочно; фотоматериалы, который свидетельствует об устранении выявленных нарушений, судья приходит к выводу, допущенные нарушения при ведении документации по своему характеру и степени общественной опасности, не повлекли каких-либо иных неблагоприятных последствий, не причинили существенного вреда охраняемым общественным отношения, а также интересам общества и государства.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным, и полагает, что устное замечание, как мера порицания за формальное совершение вменяемого правонарушения, в данном случае будет являться достаточным для достижения указанных в ст.1.2 КоАП задач административного законодательства.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям ЦУ Ростехнадзора ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Владимира «Детский сад №48» - отменить.
Производство по делу прекратить на основании ст.2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Владимира «Детский сад №48» - устное замечание.
Решение суда может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение 10 дней с момента получения его копии.
Судья: А.М.Рыжова