ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1756/2022 от 19.09.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

№ 12-1756/2022

РЕШЕНИЕ

город Калуга 19 сентября 2022 года

Судья Калужского районного суда Калужской области Сенькин А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Долматовой Е.А. по доверенности Авдюшиной С.В. на постановление № заместителя руководителя – начальника отдела Калужского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

должностного лица – старшего инспектора отдела кадровой, юридической и организационно-аналитической работы, контрактного управляющего Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области Долматовой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки города Калуги, паспорт гражданина РФ выдан <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № заместителя руководителя – начальника отдела Калужского УФАС России от 08.06.2022 должностное лицо – старший инспектор отдела кадровой, юридической и организационно-аналитической работы, контрактного управляющего Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области Долматова Е.А. привлечена к административной ответственности по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа 3 000 руб.

В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, Долматова Е.А. выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить.

Долматова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее защитник по доверенности Авдюшина С.В. поддержала доводы жалобы.

Представитель Калужского УФАС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участника процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что 16.07.2021г. в адрес Калужского УФАС России, поступила жалоба ООО «ПроектБалтЭнерго» на положения конкурсной документации заказчика - Министерство строительства и ЖКХ Калужской области при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения на официальном сайте ), предметом которого является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период годы.

Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России пришла к следующему.

22.06.2021г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период 2023-2027 годы.

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 8 000 000,00 рублей.

Заказчиком по указанному аукциону выступало Министерство строительства и ЖКХ Калужской области.

Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013г. №1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

При этом, согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно доводу жалобы заявителя, заказчиком неправомерно установлены предельные величины значимости критериев оценки.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с Критериями оценки заявок на участие в конкурсе состав и значимость критериев оценки заявок участников определена следующим образом:

Наименование критерия

Значимость критерия/показателя, %

Коэффициент значимости критерия (показателя)

Цена контракта

20%

0,2

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (необходимое подчеркнуть и указать показатели по данному критерию):

80%

0,8

Показатели по критерию «квалификация участников закупки»:

Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

100%

1

Величины значимости критериев: 20% (цена контракта) и 80% (нестоимостные критерии) установлены Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1085 для выполнения научно- исследовательских работ, в свою очередь, из наименования открытого конкурса, указанного в извещении о проведении конкурса, и также наименования Конкурсной документации не следует, что предметом договора, заключаемого по итогам конкурса будут являться научно -исследовательские работы. Указание о том, что предметом договора будет проведение научно- исследовательских работ, имеется только в тексте конкурсной документации.

В отношении выполнения научно-исследовательских работ действуют положения Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996г. № 127-ФЗ (далее по тексту - Закон о науке).

Объектом открытого конкурса в электронной форме № является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период 2023-2027 годы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Согласно пункту 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон о науке) (научно- исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Частью 1 статьи 3 Закона о науке предусмотрено, что научная и (или) научно - техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном Законом о науке, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Согласно ГОСТ 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Порядок выполнения научно-исследовательских работ», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.09.1999 № 286-ст, научно-исследовательская работа (НИР) - это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

В силу пункта 4.4 указанного ГОСТа, процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов: выбор направления исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно- технической документации по НИР; предъявления работы к приемке и ее приемка.

Таким образом, системообразующим признаком научно-исследовательской деятельности, независимо от целей и задач, которые она преследует, является получение и применение новых знаний в ходе ее осуществления. При этом, научная новизна работ может быть обусловлена как требованиями к результатам работ, указанным в техническом задании, так и нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере.

Согласно Технического задания (Приложение №1 к контракту, Раздел II конкурсной документации) установлено, что основной целью выполнения НИР является разработка предложений по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.

При этом, основными задачами выполнения НИР являются: разработка предложений по скоординированному развитию объектов генерации (с учетом демонтажей) и электросетевых объектов номинальным классом напряжения 110 кВ и выше по энергосистеме Калужской области (далее - ЭС) на годы по годам; разработка предложений по развитию электрической сети номинальным классом напряжения 110 кВ и выше по ЭС на 2023-2027 годы для обеспечения надежного функционирования в долгосрочной перспективе; обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса.

Между тем, в Техническом задании к Конкурсу не указано, что целями и задачами проведения работ является получение новых знаний, не известных науке ранее или использование впервые внедренных результатов научных работ, не использованных ранее.

Схема и программа развития электроэнергетики субъекта РФ (далее - СиПР) разрабатывается в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009г № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» (далее - Правила).

В Постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 № 823, а также в утвержденных им Правилах не указано, что работы по разработке СиПР субъекта РФ являются научно- исследовательскими работами.

Согласно абз. 3 ч. 25 Постановления Правительства № 823 разработка СиПР субъекта РФ производится ежегодно и в срок до 1 мая подлежит утверждению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, то есть работы по разработке СиПР субъекта РФ проводятся ежегодно каждым субъектом РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что в рамках данной работы по разработке схемы и программы перспективного развития субъекта РФ производится анализ, систематизация исходных данных энергосистемы субъекта РФ и последующее математическое моделирование исходя из имеющихся в настоящее время знаний науки и техники. Выполнение данной работы не предусматривает получение новых научных знаний и изучения возможности применения новых знаний.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России пришла к выводу, что в Техническом задании (Приложение №1 к контракту, Раздел II конкурсной документации) отсутствуют требования, указывающие на необходимость решения каких-либо научно-исследовательских задач.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика при утверждении конкурсной документации не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом №06 л/с от 15.02.2021г. Долматова Е.А. назначена на должность старшего инспектора отдела кадровой, юридической и организационно-аналитической работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области на основании трудового договора от 15.02.2021г. №01.

В соответствии с приказом №119 от 30.03.2021г. Долматова Е.А. назначена контрактным управляющим.

В соответствии с должностной инструкцией, старший инспектор отдела кадровой юридической и организационно-аналитической работы исполняет следующие обязанности: подготовку, утверждение и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках, проектов контрактов и иных документов в сфере закупок.

Действия должностного лица Долматовой Е.А. квалифицированы должностным лицом Калужского УФАС по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, решением Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2022, Решение Комиссии Калужского УФАС России от 28.07.2021 в части пункта 3 мотивировочной части и пунктов 2, 3 резолютивной части и предписание от 28.07.2021 признаны недействительными.

Поскольку Решение Комиссии Калужского УФАС послужило основанием для возбуждения в отношении должностного лица Долматовой Е.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, с учетом вышеизложенного обстоятельства, прихожу к выводу об отмене Постановления.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление № 040/04/7.30-465/2022 заместителя руководителя – начальника отдела Калужского УФАС России от 08.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – старшего инспектора отдела кадровой, юридической и организационно-аналитической работы, контрактного управляющего Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области Долматовой ФИО5 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В.Сенькин