Дело № 12-175/2020
Р Е Ш Е Н И Е
10 июня 2020 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления МВД России по городу Керчи подполковника полиции ФИО1 на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 06 марта 2020 года по делу № 5-65/2020 в отношении ФИО3,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Керченского городского суда республики Крым от 06 марта 2020 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, привлекаемой к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник Управления МВД России по городу Керчи подполковника полиции ФИО1 выражает несогласие с постановлением судьи, просит об его отмене. В обоснование жалобы указывает, что оснований для прекращения производства не имелось, в деле содержится достаточная доказательная база для привлечения ФИО4 к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, заслушав ФИО3, против удовлетворения жалобы возражавшую; прихожу к следующему выводу.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно протоколу об административном правонарушении № РК-279509/234/219 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов по адресу: <адрес>, возле кафе «<данные изъяты>», - ФИО4 приняла участие в проводимом гражданами ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов несогласованном с органами местного самоуправления муниципального образования, публичном мероприятии, квалифицированном, как пикет с одной целью - поддержать парк «Тайган», чем нарушила статью 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", за что предусмотрена административная ответственность частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что в действиях ФИО4 нарушений Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не имеется; самостоятельно прибыла в отдел полиции. Деяние, за совершение которого в отношении ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, не образует.
Однако с такими выводами судьи первой инстанции нельзя согласиться. Они являются преждевременными, сделанными в нарушение положений ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно показаниям свидетеля ФИО5, который является сотрудником полиции, установлено, что группу людей с плакатами в поддержку парка львов «Тайган» фотографировали. ФИО4 раздавала плакаты. Данное обстоятельство не оспаривалось и самой ФИО4
Свидетель ФИО6 пояснила, что увидела в сети Интернет объявление о поддержке парка львов «Тайган» ДД.ММ.ГГГГ. В указанное время пришла на <адрес> в <адрес>, взяла у ФИО4, ранее не знакомой ей, плакат, поскольку своего не было, и пошла к памятнику Ленина, раскрыла плакат, после чего ее задержали сотрудники полиции.
Об изложенном свидетельствуют и иные, имеющиеся в деле документы.
Указанные обстоятельства судьей городского суда в должной мере не были исследованы, им не дана надлежащая правовая оценка.
Тот факт, что ФИО4 не была задержана сотрудниками правоохранительных органов, в отдел полиции не доставлялась и явилась туда самостоятельно, не может являться правовым основанием для вывода об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах обжалуемое судебное решение в связи с существенными нарушениями положений процессуального и материального права подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
Сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше и принять законное и обоснованное судебное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
жалобу начальника Управления МВД России по городу Керчи подполковника полиции ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 06 марта 2020 года по делу № 5-65/2020 в отношении ФИО4, привлекаемой к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, отменить.
Дело направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко