Дело № 12-18/2021
УИД 23RS0004-01-2020-004359-73
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.-к. Анапа «20» февраля 2021 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Салий О.Н.
при секретаре Михайловой А.С.
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении дело - Григорьева Д.Ю., представившего удостоверение 000 от 00.00.0000 года и ордер 000 от 00.00.0000
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобуадвоката Григорьева Д.Ю. в интересах ФИО1 на постановление ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД г.Анапа, Краснодарского края старшего лейтенанта полиции Л.П.В. № УИН 000 от 00.00.0000, которым ФИО2 назначено наказание по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей,
У С Т А Н О В И Л
00.00.0000ФИО1 постановлением 000 по делу об административном правонарушении был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей и применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства TOYOTA IPSUM 2.4 г/н 000 Место составления постановления 000 – а/д Новороссийск – Керчь 54 км.
ФИО1 с данным постановлением не согласился, его защитник – адвокат Григорьев Д. Ю. в интересах ФИО1 обратился в Анапский районный суд Краснодарского края с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении № 000 от 00.00.0000 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, задержание транспортного средства TOYOTA IPSUM 2.4 г/н 000. прекратить, расходы, связанные с перемещением и хранением задержанного транспортного средства отнести на счет федерального бюджета. В обоснование своих доводов указывает, что согласно ч. 1 с. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.Согласно статье ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными его рассматривать, в частности, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Из правил же частей 1 и 2 статьи 28.6 Кодекса нельзя сделать вывод, что вынесение постановления по делу во всех случаях происходит "на месте", немедленно и что пятнадцатидневный срок (часть 1 статьи 29.6) к таким делам не относится.Такой спешкой обуславливается явная заинтересованность должностных лиц, рассматривающих дело о привлечении ФИО1 к ответственности.Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.Согласно ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.Поскольку орган, рассматривающий дело об административном правонарушении и лицо составившее постановление по делу об административном правонарушении является одно и тоже должностное лицо, естественно, что он не может усмотреть нарушений и возвратить самому себе материалы дела в соответствии с ч. 4 ст. 29.4 КоАП РФ, что подтверждает его личную прямую заинтересованность и является обстоятельством, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении данным должностным лицом.Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.При привлечении лица к административной ответственности должностным лицом были проигнорированы нормы действующего кодекса об административных правонарушениях и не выяснены обстоятельства, подлежащие выяснению, а именно:Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от$8.06.2020) таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" непосредственную реализацию задач в областитаможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела.Согласно ч. 3, 4 ст. 83 Федерального закона № 289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе устанавливать технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, видов транспорта, лиц, перемещающих товары, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, таможенных процедур, под которые помещаются товары, в том числе врамках реализации механизма "единого окна" путем обмена документами и сведениями с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках межведомственного электронного взаимодействия.Под технологией совершения таможенных операций понимаются совокупность и последовательность совершения таможенными органами действий с использованием или посредством информационных систем таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, связанных с перемещением через территорию Российской Федерации, декларированием и выпуском товаров, а также их временным хранением.Таким образом, таможенным органом при принятии решения о выпуске транспортного средства, принадлежащего и под управлением ФИО1 в свободное обращение на территории РФ были учтены необходимые обстоятельства и избраны соответствующие технологии.Решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.Процедура обжалования решения таможенного органа описана в главе 51 Федерального закона № 289-ФЗ.Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию государства товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.Транспортное средство TOYOTAIPSUM 2.4 г/н 000 - это, зарегистрированное на территории Республики Армения гражданином Российской Федерации, в установленном законом порядке приобретшим право собственности на данный автомобиль, который выпущен в свободное обращение в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации и признанный, в связи с этим в соответствии с ТК ЕВРАЗЭС в качестве товара Союза.Транспортное средство TOYOTAIPSUM 2.4 г/н 000 зарегистрировано в установленном Законом порядке в Республике Армения (участник соглашения ЕАЭС), что подтверждается выданным свидетельством о регистрации ТС № 000 от 00.00.0000.В соответствии с. ч. 2 ст. 268 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личногопользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств –выпуск в свободное обращение товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если в отношении таких товаров всоответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса не установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. Более того, согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее-Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс), а также иные международные договоры, составляющие право Союза. При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса).Согласно п. 5 ч. 1 ст. 260 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" Таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном противоправным действии (бездействии) лица, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.В нарушение норм закона должностным лицом неверно дана оценка действий водителе ФИО1, а именно, ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за управлениетранспортным средством, не зарегистрированным в установленном законом порядке в Российской Федерации. Действия ФИО1 «не имея постоянного места жительства в Р. Армения, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление указанного Т/С в таможенном органе РФ, чем нарушил п. 2.1.1 ПДД» не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, а равно, в действиях ФИО1, отсутствует само событие административного правонарушения, следовательно, согласно пп. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к ответственности, ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом.
Защитник заявителя – адвокат Григорьев Д.Ю. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В соответствии с п. 10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - ИДПС ОБДПС ГИБДД ГУМВД РФ по Краснодарскому краю в г. Анапа ст. лейтенант полиции Л.П.В. в судебном заседании объяснил, что 00.00.0000ФИО1 был привлечен им к административной ответственности за нарушение ПДД по ст. 12.18 КоАП РФ, после чего было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении с целью разобраться, имеет ли право данный гражданин управлять транспортным средством на территории Российской Федерации, при этом ФИО1 было рекомендовано в устной форме воздержаться от поездок на данном транспортном средстве. 00.00.0000, двигаясь по автодороге Новороссийск-Керчь они с напарником увидели, что ФИО1 продолжает управлять транспортным средством, после чего он был остановлен и в отношении него составлен административный материал по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что ФИО1 нарушил п. 35 условий и переходных положений согласно Приложению 000 к договору о присоединении Республики Армения к договору ЕАЭС от 00.00.0000, в котором установлена необходимость оформления таможенных документов.
Выслушав представителя заявителя – защитника Григорьева Д.Ю., инспектора ДПС ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 1 с. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из постановления 000 от 00.00.0000 по делу об административном правонарушении, составленном 00.00.0000 на 54 км. Автодороги Новороссийск-Керчь, ФИО1 в 20 часов 20 минут 00.00.0000 в (...) управлял автомобилем TOYOTA IPSUM 2.4 г/н 000., являясь гражданином РФ, не имея постоянного места жительства в Республике Армения, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление указанного ТС в таможенных органах РФ, чем нарушил п. 2.1.1. ПДД, в связи с чем был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей и применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства TOYOTA IPSUM 2.4 г/н 000.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения постановления по ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях явилось отсутствие постоянного места жительства на территории респ. Армения, а также отсутствие у ФИО1 документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства на территорию РФ, которое основано на положениях «Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года», однако суд не может с этим согласиться.
Согласно требованиям ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Бремя доказывания совершения административного правонарушения в данном случае лежит на органе, то есть на ГИБДД УМВД России по Краснодарскому краю.
Согласно ч, 1. ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности по части 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает при управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
В силу ч. 1 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективная сторона правонарушения, заключается в управлении транспортным средством при отсутствии у водителя регистрационных документов на само транспортное средство, на право управления им, подтверждающих правомочия данного субъекта в отношении конкретного транспортного средства, в том числе в случае отсутствия его владельца, а также отсутствие документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, в случаях, когда таможенным законодательством предусмотрено оформление временного ввоза.
В соответствии со ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана, 29 мая 2014 г.) одним из принципов функционирования Таможенного союза является свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
В соответствии с положениями статьи 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г., вступил в силу 2 января 2015 г.), Республика Армения присоединяется к Договору о ЕАЭС, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза по перечню согласно Приложению 1 к Договору о ЕАЭС, и с даты вступления в силу Договора о присоединении становится членом ЕАЭС.
В соответствии с п. 35 приложения № 3 (Условия и переходные положения) Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Однако, согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 г. N 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, а также иные международные договоры, составляющие право ЕАЭС.
При этом положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право ЕАЭС, за исключением Договора о ЕАЭС (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора о ЕАЭС и пункт 4 статьи 1 Таможенного кодекса ЕАЭС).
Порядок перемещения из Республики Армения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется положениями главы 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» и Договором о присоединении.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. установлено, что осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:
иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;
физическими лицами государств-членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющимся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Иных случаев временного ввоза транспортных средств для личного пользования правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании не предусмотрено.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах.
Таким образом, в отношении транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, являющемся членом Союза, таможенные операции, связанные с временным ввозом и обратным вывозом, не совершаются.
В связи с этим, ввоз данной категории транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС может быть осуществлен без обязательного таможенного декларирования.
Пунктом 10 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. На основании пункта 3 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Учитывая, что таможенное декларирование и совершение таможенных операций по временному ввозу вышеуказанных транспортных средств не осуществляется согласно статьям 260, 264 Таможенного кодекса ЕАЭС, взаимодействия физических лиц с таможенными органами осуществляется при их обращении с заявлениями о выдаче ПТС. В свою очередь таможенный орган проверяет статус транспортного средства, уплату таможенных пошлин, налогов с учетом пунктов 13, 31 Условий и переходных положений (приложение N 3 к Договору о присоединении) и производит выдачу ПТС.
В соответствии с пунктами 13, 31 Условий и переходных положений 1 в случае помещения легкового автомобиля, ввезенного из третьих стран, на территорию Республики Армения под таможенный режим ввоза для свободного обращения, таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращение в качестве товара для личного пользования после даты подписания Договора о присоединении (после 10 октября 2014 г.), такой автомобиль признается в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации иностранным товаром:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение № 107).
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств (до 1 января 2023 года).
Таким образом, транспортные средства, зарегистрированные на территории Республики Армения, не подлежат таможенному декларированию при ввозе на территорию Российской Федерации, а таможенные операции не осуществляются в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Легковые транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения, относятся к категории транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве-члене. Таким образом, срок временного ввоза в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС также не регламентирован.
Данные положения также указаны в ответе Федеральной таможенной службы Северо-Кавказское таможенное управление № 35-33/Х-0747 от 03.11.2020 г. о рассмотрении обращения ФИО4, разъяснениях Северо-Кавказского таможенного управления от 25.06.2020 № 35-33/Д-0335, от 05.08.2020 г. № 13-36/12448, от 01.09.2020 г. № 35-33/Б-0493.
Таким образом, перемещение товаров для личного пользования между территориями государств-членов осуществляется свободно, без таможенного декларирования и таможенного контроля. При этом, согласно разъяснениям Северо-Кавказского таможенного управления от 05.08.2020 г. № 13-36/12448, операции временного ввоза в отношении транспортных средств,
зарегистрированных на территории Республики Армения, не совершаются с 15 января 2018 года.
Из совокупности вышеуказанных положений следует, что только лишь отсутствие постоянного места проживания на территории республики Армения при эксплуатации транспортного средства на территории РФ не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку автомобиль, зарегистрированный на территории республики Армения не подлежит обязательному таможенному декларированию на территории стран ЕАЭС в силу ст. 260 Таможенного кодекса ЕАЭС, это является правом физического лица, а не обязанностью, а срок временного ввоза в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС не регламентирован.
В материалы дела был представлен административный материал, который не содержит указания на иные нарушения со стороны водителя ФИО1, отсутствие у него водительского удостоверения, регистрационных документов на транспортное средство, либо иных документов, предусмотренных требованиями статьи 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), нарушение которой было вменено ФИО1, что говорит о соблюдении требований инспектора ОБ ДПС ГИБДД о предоставлении надлежащих документов на транспортное средство, ввиду чего нарушений п. 2.2 Правил дорожного движения РФ не усматривается.
Помимо этого, требования 2.1.1 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 26.03.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" «Общие обязанности водителя» обязывает водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"; в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля. Таким образом, указанный пункт ПДД не обязывает водителя иметь при себе документы, подтверждающих таможенное оформление указанного ТС в таможенных органах РФ и нарушение указанного пункта Правил не могло быть вменено ФИО1
С учетом того, что положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, инспектором ДПС незаконно применены положения п. 35 приложения № 3 (Условия и переходные положения) Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Более того, инициирование административного производства со стороны сотрудника ГИБДД по признакам не декларирования транспортного средства и не уплаты за него таможенных пошлин, толкование и применение норм права, регулирующие таможенные правоотношения, в том числе Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, не входят в компетенцию органов ГИБДД У МВД РФ.
В данном случае, заинтересованным органом, имеющим полномочия возбуждения административного производства, является Федеральная таможенная служба РФ.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Поскольку положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1, поскольку последним представлены как инспектору ОБ ДПС ГИБДД, так и в материалы дела надлежащее водительское удостоверение и свидетельство о постановке транспортного на учет в Республике Армения, а порядок, условия и сроки, в также обязанность оформления временного ввоза на транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения, таможенным законодательством ЕАЭС не предусмотрены.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД г.Анапа, Краснодарского края старшего лейтенанта полиции ФИО3 № УИН 000 от 00.00.0000, которым ФИО2 назначено наказание по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в рассматриваемом случае события указанного административного правонарушения.
Согласно п. 12 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л
Жалобу адвоката Григорьева Д.Ю. в интересах ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД г.Анапа, Краснодарского края старшего лейтенанта полиции ФИО3 № УИН 000 от 00.00.0000 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление инспектора ДПС ОРДПС ОГИБДД ОМВД г.Анапа, Краснодарского края старшего лейтенанта полиции Л.П.В. № УИН 000 от 00.00.0000, которым ФИО1 назначено наказание по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прекратить задержание транспортного средства Тойота Ипсум государственный регистрационный знак АМ 36 АР 842.
Расходы, связанные с перемещением и хранением задержанного транспортного средства Тойота Ипсум государственный регистрационный знак АМ 36 АР 842 отнести за счет федерального бюджета
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии через Анапский районный суд.
Судья Анапского районного суда О.Н. Салий
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2021 года