УИД 18RS0002-01-2021-001180-60
Дело №12-175/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики Лучкин М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Федеральная пассажирская компания» на постановление Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от 27.01.2021 АО «Федеральная пассажирская компания» (далее-АО «ФПК») признана виновной в совершении правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа-100 000 руб.
АО «Федеральная пассажирская компания» не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, считая его незаконным и необоснованным, мотивируя тем, что вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений. В Горьковском филиале АО «ФПК» заключен договор с ООО «Спецавтохозяйство» на обращение с ТКО в вагонном участке г.Ижевск. Филиалом проведена работа по биотестированию отходов, собираемых от пассажирских поездов в ООО «Лаборатория». Лаборатория предоставила протоколы биотестирования проб отходов, подтвердила V класс опасности планируемых к сортировке отходов, утверждены паспорта отходов на 5 класс опасности. Вместе с тем, в адрес заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования направлены материалы по отнесению вида отходов к 5 классу опасности для окружающей среды и подтверждению отнесения данных видов отходов к конкретному классу опасности. Также между АО «ФПК» и ИП ФИО1 заключен договор на сортировку ТКО от поездов от 07.09.2020. В результате отсортированное ИП ФИО1 вторичное сырье передавалось на перерабатывающие предприятия, а отходы не подлежащие вторичной переработке передавались региональному оператору.
В рамках проверки в Уральское управление Росприроднадзора переданы имеющиеся паспорта на отходы Вагонного участка Ижевск, а также протоколы биотестирования проб отходов, подтверждающих V класс опасности на мусор из пассажирских вагонов. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для законного и обоснованного рассмотрения дела, привлечения виновного лица к административной ответственности. Просили применить ст.2.9 КоАП РФ, указали, что административным органом не дана должная оценка тому, что вредные последствия вменяемых АО «ФПК» несоответствий не наступили, общественная опасность отсутствовала, вреда охраняемым законом общественным правоотношениям причинено не было. Жалоб от пассажиров не поступало. Одним из оснований для освобождения АО «ФПК» от административной ответственности является факт совершения административного правонарушения впервые.
В судебном заседании представитель АО «ФПК» ФИО2, действующий на основании доверенности просил поданную жалобу удовлетворить, обжалуемое постановление отменить по доводам изложенным в жалобе.
Прокурор Серов Д.В. полагал обжалуемое постановление законным, подлежащим оставлению без изменения.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление ФИО3, представитель Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользованияЗянкина Е.В. полагали, что обжалуемое постановление не подлежит отмене, доводы подателя жалобы рассмотрены, им дана надлежащая оценка.
Выслушав представителей участников дела, изучив и исследовав материалы административного дела и изучив доводы жалобы,суд приходит к следующему.
21.12.2020 и.о. Удмуртского транспортного прокурора по результатам проверки в отношении АО «ФПК» возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении прокурором послужили выявленные нарушения закона по итогам проверки АО «ФПК» (решение от 23.10.2020) в области охраны окружающей среды и природопользования.
Административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.2.10 КоАП РФ).
Частью 1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от 27.01.2021 по делу об административном правонарушенииАО «ФПК» привлечено к ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Как следует из указанного постановления АО «ФПК» признано виновным в нарушении норм действующего законодательства, а именно в том, что имея реальную возможность для соблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обращению с отходами производства и потребления и которая требовалась для соблюдения требований законодательства.
Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона«Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ (п.1,2 ст.24.6 указанного Федерального закона).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (п.1 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В силу п.4 Правил, утв.постанолением Правительства РФ №1156 от 12.11.2016 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.5. данных Правилдоговор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п.19 Правил).
При рассмотрении дела установлено, что ИП ФИО1 на основании договора оказывает услуги АО «ФПК» по сбору и обработке (накоплению) твердых коммунальных отходов от поездов для нужд Горьковского филиала АО «ФПК», в т.ч. отходов 4 класса опасности, однако ИП ФИО1 договора с региональным оператором на деятельность по сбору и обработке твердых коммунальных отходов не имеет, в территориальную схему не включен. Таким образом, в нарушение указанных положений законодательства АО «ФПК» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключило напрямую с ИП ФИО1, а не региональным оператором.
Доводы подателя жалобы о том, что филиалом проведена работа по биотестированию отходов, собираемых от пассажирских поездов в ООО «Лаборатория». Лаборатория предоставила протоколы биотестирования проб отходов, подтвердила V класс опасности планируемых к сортировке отходов, утверждены паспорта отходов на 5 класс опасности оценены должностным лицом вынесшим обжалуемое постановление, им дана полная и мотивированная оценка, оснований не согласится с которой суд не усматривает. Материалы дела содержат достаточно доказательств наличия в действиях АО «ФПК» правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
При этом, суд не усматривает оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, поскольку нарушение законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям в сфере безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также конституционному праву граждан на благоприятную окружающую среду.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Наказание АО «ФПК» назначено минимальное, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вышеуказанного постановления не усматривается, а жалоба АО «ФПК» подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление Западно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/Пс от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении в отношении АО ФПК» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФоставить без изменения, жалобу АО «ФПК»-без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы
через Ленинский районный суд г.Ижевска УР.
Судья: М.М. Лучкин