ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-175/2022 от 22.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело №12-175/2022

УИД 73RS0025-01-2022-000639-75

РЕШЕНИЕ

22 июня 2022 года г. Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов Сергей Петрович,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гришина Александра Николаевича на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Махаева Дениса Александровича от 11 августа 2021 года № 436 о привлечении директора филиала «Ульяновск» АО «Газпромнефть-Аэро» Гришина Александра Николаевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Махаева Д.А. от 11 августа 2021 года № 436 директор филиала «Ульяновск» АО «Газпромнефть-Аэро» Гришин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия, Гришин А.Н. просит отменить постановление должностного лица, считая его незаконным, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения.

В судебное заседание Гришин А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Гришина А.Н. – Усова Л.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия ФИО1 просил отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на законность постановления и отсутствие оснований для его отмены.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Проверив доводы жалобы, заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (части 2, 5 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11 августа 2021 года № 436 не обжаловалось.

Жалоба на данное постановление подана Гришиным А.Н. в районный суд 15 апреля 2022 года, то есть с нарушением указанного срока.

Одновременно с жалобой Гришиным А.Н. подано ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, причины пропуска которого мотивированы тем, что АО «Газпромнефть-Аэро» обжаловалось решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 сентября 2020 года № 617, которое послужило основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях, в том числе в отношении Гришина А.Н., и в связи с отменой которого какие-либо основания для привлечения его к административной ответственности отпали.

Как следует из материалов дела, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2022 года решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 мая 2021 года и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 года по делу № А39-12590/2020 отменены, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 сентября 2020 года по делу № 013/01/10-475/2019 признаны недействительными.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица Гришиным А.Н. заявлено, что в связи с отменой указанного выше решения о нарушении антимонопольного законодательства, послужившего поводом для возбуждения в отношении него производства по делу об административном правонарушении, утрачены основания для привлечения его к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения. Иного способа доказать это кроме обжалования указанного выше постановления должностного лица, о восстановлении срока обжалования которого он просит, не имеется.

При этом основания для обжалования появились только по вступлении в законную силу решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 мая 2021 года, то есть со дня принятия постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2022 года.

С жалобой на оспариваемое постановление Гришин А.Н. обратился в районный суд незамедлительно после вынесения Арбитражным судом Волго-Вятского округа постановления от 16 марта 2022 года.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на обжалование лицом, привлекаемым к административной ответственности.

С учетом конкретных обстоятельств дела приведенные выше доводы заявителя заслуживают внимания, в связи с чем, судья усматривает основания для восстановления срока обжалования постановления должностного лица от 11 августа 2021 года № 436.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с 3 А56-80179/2021 антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гришина А.Н. к административной ответственности)

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление Рузаевской транспортной прокуратуры (вх. № 2696 от 10 июня 2019 года).

Согласно заявлению Рузаевской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения должностными лицами АО «Газпромнефть-Аэро» (далее также - Общество) законодательства в сфере ценообразования на авиатопливо, по результатам которой установлен факт осуществления обществом деятельности по заправке топливом воздушных судов в аэропорту г. Саранск в отсутствие государственного регулирования данной деятельности.

По результатам рассмотрения заявления Рузаевской транспортной прокуратуры Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия установлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия №109-од от 09 сентября 2019 года возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении АО «Газпромнефть-Аэро».

На основании установленного факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении должностного лица – директора филиала «Ульяновск» АО «Газпронефть-Аэро» Гришина А.Г. составлен протокол об административном правонарушении № 124 от 30 июля 2021 года, согласно которому Гришину А.Н. вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия было вынесено постановление № 436 от 11 августа 2021 года о признании Гршина А.Н. нарушившим требования части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 20 000 рублей.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 сентября 2020 года №617 по делу №013/01/10- 475/2019, в соответствии с которым в действиях АО «Газпромнефть-Аэро» установлены нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно оказание в 2018–2019 годах услуг по заправке авиатопливом воздушных судов в аэропорту г. Саранска по тарифам, установленным самостоятельно, без обращения в регулирующий орган.

Вместе с тем, судом установлено, что, не согласившись с вынесенными Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия решением и предписанием от 17 сентября 2020 года по делу № 013/01/10-475/2019, АО «Газпромнефть-Аэро» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 мая 2021 года по делу № А39-12590/2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 гда в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2022 года решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26 мая 2021 года и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2021 года по делу № А39-12590/2020 отменены, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 сентября 2020 года по делу № 013/01/10-475/2019 признаны недействительными.

Суд кассационной инстанции указал, что решение антимонопольного органа принято без учета целей регулирования Закона № 135-ФЗ, без установления значимых фактических обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Обществом именно антимонопольного законодательства.

Вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о доказанности наличия в действиях Общества признаков злоупотребления доминирующим положением не может быть признан законным и обоснованным. Решение и предписание Управления следует признать недействительными, как несоответствующие требованиям действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы Общества.

Указанные выводы суда по делу N А39-12590/2020 имеют доказательственное значение для рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, поскольку решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 17 сентября 2020 года по делу №013/01/10-475/2019, которое послужило основанием для возбуждения в отношении Гришина А.Н. дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое постановление, признано недействительным, учитывая вывод Арбитражного суда Волго-Вятского округа в рамках дела N А39-12590/2020 о недоказанности Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в действиях Общества признаков злоупотребления доминирующим положением, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Гришина А.Н. события и, соответственно, состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья выносит, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу Гришина Александра Николаевича на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Махаева Дениса Александровича от 11 августа 2021 года № 436 о привлечении директора филиала «Ульяновск» АО «Газпромнефть-Аэро» Гришина Александра Николаевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.

Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Махаева Дениса Александровича от 11 августа 2021 года № 436 о привлечении директора филиала «Ульяновск» АО «Газпромнефть-Аэро» Гришина Александра Николаевича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

На решение суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья С.П. Парамонов