Дело №12-70/2021
РЕШЕНИЕ
17 февраля 2021 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, а также на решение и.о. заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела разработки документации управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, консультант отдела разработки документации управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.31.1 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушение п.1 ч. 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) несвоевременно (с нарушением срока на 5 рабочих дней) возвращены ИП ФИО4 (победитель) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в отрытом конкурсе на выполнение работ по изготовлению комплекса информационных видеороликов по теме «Цифровизация Пермского края» в сумме <данные изъяты> руб.
ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением исполняющего обязанности заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение Министерства финансов Пермского края и постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, поизводство по делу № прекратить, в связи с отсутствием события, состава административного правонарушения, а также недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены, указав, что при рассмотрении дела об административном правонарушении ей было отказано в предоставлении разумного срока для ознакомления с документами и подготовки возражений, поскольку ходатайство о переносе даты рассмотрения дела, составления протокола на срок 10 рабочих дней, предусмотренный п.5.5 Порядка осуществления Министерством финансов Пермского края контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не удовлетворено, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на ДД.ММ.ГГГГ, в преносе на более поздний срок отказано, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ истекал срок давности по делу. Полагает, что субъект правоотношений определен неверно. Так, в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20.12.2013 N 1786-п, за Заказчиком закреплена обязанность уведомить уполномоченный орган о заключении контракта в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. При этом, в обязанности Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок <Адрес> не входит контроль за заключением контракта Заказчиком. Служебная записка «О возврате денежных средств (682)» запущена заявителем в системе электронного документооборота (СЭД) в день уведомления Заказчиком о заключении контракта, а именно ДД.ММ.ГГГГ Срок возврата денежных средств должен быть осуществлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ Согласована служебная записка 18.03.2019г. утром. Далее служебная записка находилась на подписании у заместителя министра ОНА, которая подписала данную служебную записку только 19.03.2019г. в 18:20. В бухгалтерию ГКУ ПК «Единый центр учета» служебная записка о возврате денежных средств поступила ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с должностным регламентом консультанта отдела разработки документации управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, в обязанности заявителя входит организация возврата денежных средств, внесенных участниками конкурсов, запросе предложений. Свои должностные обязанности заявитель выполнила в полном объеме, организовав возврат денежных средств. Полагает, что оснований для возложения на нее ответственности за действие/бездействие Уполномоченного органа неправомерно, поскольку лицом, имеющим право действовать от лица уполномоченного органа без доверенности может только министр. Документ имеет юридическую силу в момент подписания. В ее должностные обязанности не входит подписание документов, соответственно, вмененное ей нарушение является незаконным, поскольку она не несет ответственности за руководящий состав Министерства. В бухгалтерию ГКУ ПК «Единый центр учета» служебная записка о возврате денежных средств поступила ДД.ММ.ГГГГ; возврат денежных средств бухгалтером осуществлен 25.03.2019г., следовательно, в данном случае имеет место халатное отношение должностного лица ГКУ ПК «Единый центр учета», при этом в должностные обязанности ФИО1 контроль за действиями сотрудников ГКУ ПК «Единый центр учета» не входит. Также указала, что рассмотрение дела об административном правонарушении тем же должностным лицом, которым составлен протокол об административном правонарушении, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Кроме того, административным органом допущено нарушение сроков изготовления мотивированного постановления, которое объявлено ДД.ММ.ГГГГ, но вручено заявителю только ДД.ММ.ГГГГ Решение по делу принято ДД.ММ.ГГГГ, при этом его копия направлена заявителю только ДД.ММ.ГГГГ При принятии решения по делу, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, не установлена причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями, не доказан факт совершения заявителем противоправного деяния, не определена форма вины.
ФИО1 и ее защитник КАИ (адрес регистрации и места жительства: <Адрес>), допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании просили жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней, указали, что вина заявителя в совершении административного правонарушения отсутствует, а также о допущенных административным органом нарушениях процессуальных сроков.
Представитель административного органа АСН, действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал привлечение ФИО1 к административной ответственности обоснованным, также указал, что право заявителя на обжалование постановления и решения не было ущемлено.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела и представленный административный материал, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (Уполномоченный орган) в единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ по изготовлению комплекса информационных видеороликов по теме «Цифровизация Пермского края» с начальной (максимальной) ценой контракта <данные изъяты> рублей, ответственным должностным лицом указана ФИО1 (извещение N 0№).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) № от ДД.ММ.ГГГГ на участие в конкурсе поданы три заявки от участников закупки, первый номер присвоен заявке ИП ПЕС, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт.
Сумма обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлена в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев: подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта.
С учетом изложенного, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в сумме <данные изъяты> руб., должен быть осуществлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных ИП ПЕС в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через пять рабочих дней после истечения срока возврата денежных средств в соответствии со ст. 44 Закона о контрактной системе.
В должностные обязанности ФИО1 как консультанта отдела разработки документации управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края входит организация возврата денежных средств, внесенных участниками конкурсов, запроса предложений в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсах, запросе предложений, выполнение обязанностей, установленные Законом о контрактной системе (пункты 3.5.1.8, 3.6.3 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, действия ФИО1, являющегося должностным лицом, на которое возложены обязанности по организации возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок на участие в конкурсах, выразившиеся в несвоевременном возврате ИП ПЕС суммы обеспечения исполнения заявки с опозданием более чем на пять рабочих дней, образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения и правильно квалифицированы административным органом по ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ФИО1 подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№; актом плановой поверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края»; извещением о проведении открытого конкурса; - протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций); договором от ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение работ по изготовлению комплекса информационных видеороликов по теме «Цифровизация Пермского края», заключенным с ИП ПЕС; платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Дело рассмотрено должностным лицом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.31.1 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, грубых процессуальных нарушений не допущено: ходатайство заявителя о переносе рассмотрения дела, заявленное при составлении протокола об административном правонарушении, административным органом удовлетворено, при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ каких-либо иных ходатайств ФИО1 не заявлялось.
Оснований для предоставления ей 10-ти дневного срока, предусмотренного п.5.5. Порядка осуществления Министерством финансов Пермского края контроля за соблюдением федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью ознакомления с актом проверки не имелось, поскольку субъектом контроля по данному акту ни Министерство, ни заявитель не являлись.
Доводы заявителя о нарушении сроков направления ей постановления о привлечении к ответственности и решения по жалобе основанием для их отмены не являются, поскольку право на судебную защиту непосредственно реализовано путем подачи настоящей жалобы в суд.
Составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении одним и тем же должностным лицом не противоречит положениям КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФИО1 имелась возможность для соблюдения Закона о контрактной системе, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Оснований для признания деяния малозначительным судья не усматривает, поскольку отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием для освобождения от административной ответственности, учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31.1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает квалифицирующих признаков в виде наступления вредных последствий. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого постановления, а также решения вышестоящего должностного лица, в том числе по доводам жалобы, судья не усматривает.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление начальника отдела административного производства контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, а также решение и.о. заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ, в отношении консультанта отдела разработки документации управления организации закупок Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья - И.П.Рожкова