ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1766/13 от 17.12.2013 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 12-1766/13

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Якутск                         17 декабря 2013 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Ефимовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 Мыреева Г.Г. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Я. № от ____ 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ в отношении заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1, ____ года рождения, уроженца ____,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Я. № от ____2013 года по делу об административном правонарушении заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административной правонарушениях, в виде штрафа в сумме 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с данным постановлением защитник заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 по доверенности Мыреев Г.Г. обратился в суд с жалобой, в обоснование которой ссылается на то, что факт, изложенный в постановлении не соответствует обстоятельствам по делу. Получившие субсидию образовательные учреждения представили в Министерство образования PC (Я) все необходимые документы, имели государственную аккредитацию, действия ФИО1 фактически не привели и не могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Просит постановление по делу отменить.

В судебное заседание заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен.

Защитник Мыреев Г.Г. жалобу поддержал по аналогичным доводам, изложенным в жалобе, просил постановление по делу отменить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по доверенности ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, считает что постановление вынесено законно и обоснованно.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, а также материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) была проведена проверка Министерства образования РС(Я), в ходе которой было установлено, что ФИО1, будучи заместителем министра образования Республики Саха (Якутия), и исполняя обязанности министра образования Республики Саха (Якутия), то есть, имея необходимые возможности и полномочия для соблюдения законодательства в области защиты конкуренции утвердил приказ от ____ 2012 года за № «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году», в приложении которого распределение средств субсидии включены лишь 4 негосударственные образовательные учреждения, хотя на территории РС(Я) осуществляют образовательную деятельность всего 8 негосударственных образовательных учреждений. Тем самым, должностное лицо ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

____ 2013 г. в отношении ФИО1 как должностного лица было возбуждено дело № об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

____ 2013 г. состоялось рассмотрение дела № об административном правонарушении, вынесено обжалуемое постановление. При рассмотрении административного дела защитник должностного лица ФИО1 Мыреев Г.Г. пояснил, что заместитель министра действовал на основании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.07.2010 № 329 «Об утверждении правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступною и бесплатного дошкольного, начального общего, основного, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях».

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.07.2010 № 329 «Об утверждении правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступною и бесплатного дошкольного, начального общего, основного, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» постановлено: Министерству образования Республики Саха (Якутия) (В.) заключить с негосударственными образовательными организациями соглашения о предоставлении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Согласно п.2 Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступною и бесплатного дошкольного, начального общего, основного, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях субсидии предоставляются негосударственным образовательным организациям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения нормативных затрат на оказание ими услуг физическим и (или) юридическим лицам при выполнении государственного задания.

Согласно п.3 Правил Министерство образования Республики Саха (Якутия) формирует государственное задание для каждой негосударственной образовательной организации по каждой государственной услуге, оказываемой данной организацией, в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом данной организации.

Согласно п. 4 Правил требованиями предоставления субсидий негосударственным образовательным организациям являются:

4.1. Решение учредителя о создании юридического лица.

4.2. Свидетельство налоговой службы о государственной регистрации юридического лица.

4.3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

4.4. Уведомление Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов общероссийских классификаторов.

4.5. Устав, локальные акты, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

4.6. Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

4.7. Свидетельство о государственной аккредитации.

4.8. Самостоятельный баланс, расчетный счет в кредитной организации.

Согласно п.5 Правил предоставление субсидии осуществляется при получении в соответствии с главой 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" согласия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на предоставление государственной преференции конкретной негосударственной организации.

Между тем, за согласием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на предоставление государственной преференции конкретной негосударственной организации Министерство образования Республики Саха (Якутия) обратилось лишь ____ 2013 года, то есть после утверждения заместителем министра образования ФИО1 приказа от ____ 2012 года №.

Кроме того, в данных Правилах не установлен заявительный порядок получения субсидий.

Доводы защитника Мыреева Г.Г. о том, что другие негосударственные образовательные учреждения не подали перечень документов, необходимых для получения субсидии, Министерство образования РС (Я) опубликовало постановление в официальных средствах массовой информации РС(Я), в связи с чем, не обязано дополнительно извещать НОУ являются не состоятельными.

В нарушение Правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступною и бесплатного дошкольного, начального общего, основного, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях заместитель министра образования ФИО1, исполняя обязанности министра образования Республики Саха (Якутия), то есть, имея необходимые возможности и полномочия для соблюдения законодательства в области защиты конкуренции не выполнил согласно п.3 Правил надлежащим образом поручение Правительства Республики Саха (Якутия) - не сформировал государственное задание для каждой негосударственной образовательной организации по каждой государственной услуге, оказываемой данной организацией, в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной уставом данной организации.

Доводы защитника Мыреева Г.Г. о том, что средства были предусмотрены в ____ 2012 года, и, освоены они должны были быть в текущем году, в связи с чем был утвержден приказ от ____ 2012 года за № не имеют правового значения для квалификации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) № 329 от 26.07.2010 «Об утверждении правил предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) негосударственным образовательным организациям на осуществление деятельности по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного, среднего (полного) общего образования, а также дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» действует с 2010 года. При этом, как указано выше, Правилами не установлен заявительный порядок получения субсидий. Следовательно, заместитель министра образования ФИО1, как должностное лицо Министерства образования РС (Я) - исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) имел необходимые возможности и полномочия выполнить требования п.4 Правил предоставления субсидий негосударственным образовательным организациям с соблюдением антимонопольного законодательства Республики Саха (Якутия).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ определено, что ответственность за нарушение антимонопольного законодательства несут должностные лица организаций.

Под должностным лицом, предусмотренном КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций (статья 2.4 КоАП РФ).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 123-ФЗ "О защите конкуренции" под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций установлен главой 5 настоящего Федерального закона.

Из пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ следует, в том числе, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

При вынесении обжалуемого постановления заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) правильно исходил из того, что Министерством образования Республики Саха (Якутия) в лице должностного лица, в связи с утверждением приказа от ____ 2012 года за № «Об увеличении субсидии негосударственным общеобразовательным учреждениям на повышение заработной платы работников административно-хозяйственного, педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, непосредственно связанных с образовательным процессом в рамках установленного государственного задания в 2012 году» созданы неравные условия для получения государственной поддержки в виде субсидии для участников рынка предоставления образовательных услуг, что в том числе не способствует развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Вина должностного лица ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Мера наказания должностному лицу ФИО1 назначена с учетом требований ст.ст.3.1., 4.1. КоАП РФ, в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления УФАС по РС(Я) не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Я. № от ____ 2013 года о привлечении заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья                                        Л.А. Ефимова