ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1769/19 от 20.02.2020 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 12-71/2020

РЕШЕНИЕ

20 февраля 2020 года

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,

рассмотрев жалобу МУП г. Астрахани «Астрводоканал» на постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской областям от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской областям от 23 декабря 2019 года МУП г. Астрахани «Астрводоканал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

МУП г. Астрахани «Астрводоканал» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.

Представитель МУП г. Астрахани «Астрводоканал» по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 с доводами жалобы не согласилась.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность несоблюдение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 2 октября 2019 года на телефон оперативного дежурного Управления Росприроднадзора по Астраханской области поступила информация от Единой диспетчерской службы (тел. <***>) по факту обращения граждан с жалобой на факт сброса на почву фекальных отходов по адресному ориентиру: <...> (жилой дом).

С целью проверки указанной информации, государственным инспектором ФИО3 был проведен рейдовый осмотр территории, в ходе которого зафиксировано следующее: в непосредственной близости жилого дома № 79 по ул. Куликова г. Астрахани, расположен канализационный коллектор центрального водоотведения, на примыкающей к коллектору территории на почве размещены отходы, по органолептическим показаниям предположительно относящиеся к фекальным, что подтверждается актом осмотра от 2 октября 2019 года и фототаблицей к ней.

Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТ по Астраханской области отобраны пробы указанного отхода и почвы. Согласно экспертному заключению № 662 от 21 октября 2019 года, данные пробы отходов относятся к 4 классу опасности.

Также было установлено, что рядом с местом сброса фекальных отходов находится КНС Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» по адресу: <...> «в», данная КНС огорожена металлическим забором, внутри огороженной территории обнаружены идентичные фекальные отходы, что подтверждается актом осмотра от 2 октября 2019 года и фототаблицей к нему.

Также в Управление Росприроднадзора по Астраханской области поступило обращение граждан по факту нарушения службой МУП г. Астрахани «Астрводоканал» экологических норм по прочистке канализационных колодцев по адресному ориентиру: <...>, а также чистке станции фекальных вод по адресному ориентиру: <...>.

На основании указанных фактов, Управлением возбуждено административное производство и проведено расследование, в ходе которого установлено, что КНС, расположенная по адресу: <...>, «в», принадлежит на правах собственности Юридическому лицу МУП г. Астрахани «Астрводоканал», согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно сведениям сайта ПТО УОНВОС данная КНС поставлена на федеральный государственный учет, как объект негативного воздействия на окружающую среду за №12-0130-000593-П и имеет 3 категорию.

В рамках данного расследования 21 октября 2019г. осуществлён осмотр территории юридического лица по адресу: <...>, «в». На момент осмотра зафиксировано, что данная территория имеет бетонированное покрытие, отходы отсутствовали, о чём составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21 октября 2019г. с приложением фототаблицы.

Согласно объяснений от 21 октября 2019г. и 25 октября 2019г. представителей МУП г. Астрахани «Астрводоканал» факт сброса отхода не оспаривался.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года, с изм. от 19 июля 2019 года) "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года, с изм. от 19 июля 2019 года) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 Приказу Минприроды России от 05 декабря 2014 года N 541 (с изм. от 01 июля 2016 года) "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2015 года N 40331) для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и материалы:

а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (далее - Заявление), в котором указываются:

фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;

в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава:

копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977, 2014, N 26, ст. 3366) заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, - при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;

д) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной с глотательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса л ясности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;

е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ЭККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО;

ж) предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса гласности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам гласности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка.

Однако, в рамках административного расследования, МУП г. Астрахани «Астрводоканал» не представлен паспорт на отходы, образующиеся в результате деятельности на объекте КНС по адресу: <...> «в» и зафиксированные при осмотре 2 октября 2019г., а также юридическим лицом не осуществлено отнесение данного отхода к конкретному классу опасности.

Поскольку Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон «Об охране окружающей среды», были официально опубликованы в средствах массовой информации и действуют на протяжении длительного времени, у юридического лица Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» имелась реальная возможность для соблюдения требований указанных законов, однако юридическим лицом не предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность МУП г. Астрахани «Астрводоканал» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

При рассмотрении дела должностным лицом Управления Росприроднадзора по Астраханской области фактические и юридически значимые обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, и получили правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено МУП г. Астрахани «Астрводоканал» в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях года, в отношении муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани «Астрводоканал» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2020 года.

Судья: