ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-176/16 от 24.03.2016 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12- 176/16

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 24 марта 2016г.

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Таранущенко Н.А.,

рассмотрев жалобу юридического лица ОАО «Российские железные дороги» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО1 от 14.01.2016г. юридическое лицо «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Из обжалуемого постановления по делу следует, что юридическим лицом ОАО «РЖД» в срок до 30.11.2015г. не исполнены требования предписания от 29.05.2015г. № по устранению нарушений Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 на железнодорожном вокзале, являющимся объектом транспортной инфраструктуры, находящемся в ведении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств.

Не согласившись с постановлением по делу, юридическое лицо ОАО «РЖД» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить, поскольку требования, изложенные в предписании относятся к категорированным объектам транспортной инфраструктуры, в то время как, железнодорожный вокзал, указанный в предписании, не категорирован. Помимо изложенного, в период с 01.12.2015г. по 28.12.2015г. была проведена документарная проверка 15 железнодорожных вокзалов, выявленные нарушения совершены в отношении одного и того же объекта, одним и тем же способом (бездействием), одного должностного лица, в связи с чем полагает, что в отношении него должно быть вынесено одно постановление.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы юридическое лицо ОАО «РЖД» надлежаще извещено.

Поскольку неявка законного представителя юридического лица не препятствует рассмотрению жалобы по существу, право на защиту реализовано путем направления для участия в рассмотрении жалобы защитников, руководствуясь положениями ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАп РФ, судья определил возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица.

В судебном заседании защитник Овчарук А.Ю. жалобу поддержал, просил постановление отменить по основаниям изложенным в жалобе. Кроме того, пояснил, что поскольку 29.05.2015г. государственным инспектором ГАН НОТБ Ространснадзора ФИО2 проводилась единая документарная проверка исполнения Дальневосточной дирекцией пассажирских обустройств ранее выданных предписаний, проверка проводилась одним должностным лицом на основании одного распоряжения и результаты проверки зафиксированы в одном акте, должностное лицо, проводившее проверку, должно было выдать одно предписание по всем объектам транспортной инфраструктуры.

Нарушения требований транспортной безопасности на каждом объекте идентичны, выразились в том, что в Дальневосточной дирекции пассажирских обустройство- структурном подразделении Центральной дирекции пассажирских обустройств- филиала ОАО «РЖД», ее руководителем ФИО4 не утверждены документы, являющиеся приложениями к плану транспортной безопасности, в частности номенклатуры, положения, инструкции и прочее.

Все объекты транспортной инфраструктуры – железнодорожные вокзалы, указанные в акте проверки от 29.05.2015г. № 402-В переданы и относятся к ведению Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств.

Ранее государственным инспектором УГАН НОТБ Ространснадзора по результатам одной проверки выдавалось 41 предписание по каждому вокзалу, вынесено 41 постановление о назначении административного наказания, 40 из которых были отменены решениями Железнодорожного районного суда г. Хабаровска, оставленными без изменения решением Хабаровского краевого суда, поскольку в отношении ФИО4 должно быть вынесено одно постановление о назначении наказания.

Защитник Лукъянова Ю.И., действующая по доверенности в судебном заседании жалобу поддержала и суду пояснила, что в декабре 2014г. государственным инспектором УГАН НОТБ Ространснадзора проведена плановая проверка соблюдение требований транспортной безопасности в Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, начальником которой является ФИО3 в результате проверки выявлены нарушения положений пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утв. Приказом П Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", выразившиеся в отсутствии по каждому железнодорожному вокзалу номенклатур, инструкций и положений в области обеспечения транспортной безопасности. Должностным лицом выдано 41 предписание по каждому железнодорожному вокзалу со сроком исполнения до 29.05.2016г.

29.05.2015г инспектором УГАН НОТБ Ространснадзора ФИО2 проведена единая проверка исполнения всех предписаний, по результатам которой ФИО2 привлечен к административной ответственности, в отношении него вынесено 41 постановление о назначении административного наказания по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ

При этом должностным лицом по результатам единой проверки повторно выдано 41 предписание об устранении положений п. 5 Требований транспортной безопасности, выразившихся отсутствии по каждому железнодорожному вокзалу номенклатур, инструкций и положений в области обеспечения транспортной безопасности с единым сроком исполнения –до 30.11.2015г.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска, оставленным без изменения Хабаровским краевым судом, 40 постановлений о назначении административного наказания отменено в связи с тем, что должностному следовало выдать одно предписание по всем железнодорожным вокзалам, находящимся в ведении одной дирекции пассажирских обустройств и вынести лишь одно постановление.

В период с 01.12.2015г. по 28.12.2015г. должностными лицами УГАН НОТБО Ространснадзора последовательно проведены проверки исполнения 15 предписаний, выданных 29.05.2015г. со сроком исполнения до 30.11.2015г., в отношении ОАО «РЖД» вынесено 15 постановлений о назначении административного наказания.

Затем проверено еще 10 объектов, однако по ним выявленные нарушения были устранены в установленные предписаниями сроки, в отношении 15 объектов транспортной инфраструктуры нарушения п. 5 Требований транспортной безопасности устранить не успели.

Поскольку 29.05.2015г. проведена одна проверка в отношении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, являющегося лишь структурным подразделением филиала ОАО «РЖД», результаты проверки отражены в одном акте и выявлены одним должностным лицом административного органа, выявленные нарушения по каждому железнодорожному вокзалу идентичны, предписания дублировали друг друга, срок исполнения всех предписаний одинаковый - до 30 ноября 2015г., предписания адресованы одному лицу, полагает, что государственный инспектор должна была выдать одно предписание по всем объектам транспортной инфраструктуры внутри Дирекции, и в случае его неисполнения вынести одно постановление о назначении административного наказания.

Поскольку ОАО «РЖД» уже привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания УГАН НОТБ Ространснадзора от 29.05.2015г. об устранении нарушений положений п. 5 Требований транспортной безопасности в срок до 30.11.2015г., он не может быть повторно привлечен за совершение указанного правонарушения.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление- государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности ФИО1 в судебном заседании пояснил, что 29.05.2015г старшим инспектором ФИО2 проведена единая проверка исполнения всех предписаний, итоги которой отражены в акте проверки от 29.05.2016г. Поскольку ранее выявленные нарушения требований транспортной безопасности не были устранены, старший инспектор повторно выдала 41 предписание об устранении положений п. 5 Требований транспортной безопасности, выразившихся отсутствии по каждому железнодорожному вокзалу номенклатур, инструкций и положений в области обеспечения транспортной безопасности с единым сроком исполнения –до 30.11.2015г.

Все проверенные объекты транспортной инфраструктуры находятся в ведении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств. На каждом объекте отсутствовали необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Требований по обеспечения транспортной безопасности Приказом Минтранса № 43 от 08.02.2011г.

В декабре 2015г. разными инспекторами УГАН НОТБ Ространснадзора в период с 02.12.2015г. по 18.12.2015г. проведены внеплановые проверки исполнения выданных предписаний. Она так же проверил исполнение трех предписаний. Выявила, что нарушения не были устранены. По результатам проверок им и другими инспекторами УГАН НОТБ Ространснадзора вынесено 15 постановлений о назначении административного наказания по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ. В отношении должностного лица- ФИО2 и в отношении ОАО «РЖД».

Так сложилась практика в Ространснадзоре - поскольку объекты транспортной инфраструктуры разные, находятся по разным адресам, полагает, что юридическое лицо должно быть привлечено за неисполнение предписания и нарушения транспортной безопасности по каждому отдельному объекту транспортной инфраструктуры.

Кроме того, 29.05.2015г старшим инспектором проверялось исполнение 41 ранее выданного предписания и выявлено неисполнение 41 предписания, поэтому повторно так же выдано 41 предписание по каждому объекту.

Государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности ФИО2 допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании пояснила, что в декабре 2014года инспектором УГАН НОТБ Ространснадзора проведена плановая проверка соблюдение требований транспортной безопасности в Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, начальником которой является ФИО2., в результате проверки выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, утв. Приказом П Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", выразившиеся в отсутствии по каждому железнодорожному вокзалу номенклатур, инструкций и положений в области обеспечения транспортной безопасности., выдано 41 предписание по каждому железнодорожному вокзалу со сроком исполнения до 29.05.2015г.

29.05.2015г ею проведена единая проверка исполнения всех предписаний, итоги которой отражены в акте проверки от 29.05.2016г. Поскольку ранее выявленные нарушения требований транспортной безопасности не были устранены, она повторно выдала 41 предписание об устранении положений п. 5 Требований транспортной безопасности, выразившихся отсутствии по каждому железнодорожному вокзалу Дирекции номенклатур, инструкций и положений в области обеспечения транспортной безопасности с единым сроком исполнения –до 30.11.2015г.

Все проверенные объекты транспортной инфраструктуры находятся в ведении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, которое является структурным подразделением Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД». На каждом объекте отсутствовали необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Требований по обеспечения транспортной безопасности Приказом Минтранса № 43 от 08.02.2011г.

В декабре 2015г. разными инспекторами УГАН НОТБ Ространснадзора в период с 02.12.2015г. по 18.12.2015г. проведены внеплановые проверки исполнения выданных предписаний. По результатам проверок ею и другими инспекторами УГАН НОТБ Ространснадзора вынесено 15 постановлений о назначении административного наказания по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица- ФИО2 и в отношении ОАО «РЖД». Препятствий для вынесения одного предписания для устранения нарушений по всем объектам, отнесенным к ведению Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств не имелось.

Заслушав защитников, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из требований ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 10 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности является административно наказуемым деянием.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – закон № 16-ФЗ) определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Исходя из смысла пункта 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 1.2 ст. 1 Закона № 16-ФЗ под соблюдением транспортной безопасности понимается выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 (далее – Требования № 43).

Пунктом 4 Требований № 43 определено, что данные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.

Таким образом, исполнение данных Требований является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры и в зависимость от наличия либо отсутствия присвоенных объекту транспортной инфраструктуры категорий не поставлено.

В судебном заседании установлено, что 29.05.2015г. по результатам проверки исполнения 41 предписания, выданного в декабре 2014г., проведенной старшим государственным инспектором УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора выявлено неисполнение требований указанных предписаний, в частности выявлено нарушение требований положений пункта 5 и пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 в структурном подразделении филиала ОАО РЖД - в Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств

Указанные нарушения выразились в неисполнении юридическим лицом требований по разработке технической документации, номенклатур, порядков по 41 объекту транспортной инфраструктуры (железнодорожным вокзалам), находящихся в ведении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств.

По результатам указанной проверки, 29.05.2015г. должностным лицом административного органа - старшим государственным инспектором УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО2 повторно выдано 41 предписание об устранении нарушений положений пунктов 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности утв. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43, адресованное юридическому лицу в лице начальника Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств с единым сроком исполнения всех предписаний – до 30.11.2015г, в том числе предписание № В судебном заседании установлено, что к установленному в предписаниях сроку – до 30.11.2015г. требования предписания № не исполнены.

При этом данное предписание выдано по результатам документарной проверки проведенной 29.05.2015г., в ходе которой выявлены нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, заключающиеся в отсутствии на 41 вокзале, принадлежащем Дирекции пассажирских обустройств, номенклатур должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, положений и инструкций о пропускном и внутреобъектовом режимах, а также иных организационно-распорядительных документов, связанных с обеспечением транспортной безопасности на данных объектах транспортной инфраструктуры.

Итоги проверки отражены в одном акте от 29.05.2015г. № , на основании которого юридическому лицу выдано 41 предписание.

Требования предписаний предъявлены одному и тому же лицу, исполнение этих предписаний заключалось в одном действии - соблюдении требований транспортной безопасности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования об устранении выявленных нарушений транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры отнесенных к Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, т.е. нарушений, допущенных в одном структурном подразделении филиала юридического лица, выявленные должностным лицом административного органа по результатам одной проверки и отраженные в акте проверки от 29.05.2015г., предъявляемые одном тому же юридическому лицу, подлежали включению в одно предписание.

В судебном заседании установлено, что за неисполнение предписания от 29.05.2015г. ( №ТБ-ЖТ-29/05/2015/402-1) в срок до 30.11.2015г. юридическое лицо ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением № от 11.01.2016г.

Поскольку выявленные правонарушения совершены в отношении одного и того же родового объекта, одним и тем же способом ( бездействием) в одно и то же время (30.11.2015г.), суд приходит к выводу, что за неисполнение предписаний, внесённых одновременно по результатам одной документарной проверки множественное привлечение к ответственности недопустимо.

Вынесение должностным лицом административного органа отдельного предписания об устранении идентичных нарушений требований транспортной безопасности отдельно по каждому объекту транспортной инфраструктуры, находящимся в ведении Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, выявленных в ходе одной проверки и последующее привлечение лица к административной ответственности за неисполнение каждого предписания влечет создание искусственной множественности правонарушений.

При этом доводы должностного лица о том, что 29.05.2015г. проверялось исполнение 41 ранее выданного предписания по каждому объекту транспортной безопасности, поэтому повторно так же выдано 41 предписание, суд находит несостоятельными, поскольку основанием к повторным предписаниям явилось выявление при единой проверке нарушений требований транспортной безопасности в Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств, кроме того, как установлено решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 10.08.2015г. по делу № 12-576/2015, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 25.01.2016г., 41 предписание, выданное должностным лицом УГАН НОТБ Ространснадзора 18.12.2015г., проверка исполнения которых проводилась 29.05.2015г., подлежали включению в одно предписание.

При этом проведение проверок исполнения предписаний, выданных 29.05.2015г. разными должностными лицами административного органа правового значения не имеет, поскольку оснований для выдачи не одного, а 41 предписания, и составления впоследствии не одного, а 15 протоколов об административных правонарушениях и вынесения 15 постановлений о назначении административного наказания не имелось.

В силу положений ч. 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.

В соответствии с. п.7 ч. 1 ст. 24.5 КоАп РФ Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

На основании изложенного, руководствуясь п. 3. КоАП РФ ч. 1 ст. 30.7, п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 19.01.2016г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказания.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Таранущенко Н.А.