Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Нижнеудинск 24 января 2020 года
Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Бровко И.В., рассмотрев жалобу Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №20 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) на постановление должностного лица- начальника Отдела по надзору за электростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского управления Ростехнадзора от 11 ноября 2019 года, которым юридическое лицо- ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Отдела по надзору за электростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского управления Ростехнадзора от 11 ноября 2019 года, юридическое лицо- ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последнему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Должностным лицом Отдела по надзору за электростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского управления Ростехнадзора, на основании материалов, полученных в ходе проведения мероприятия (внеплановой, выездной проверки) по контролю (надзору) на объекте- отельных №№ 19А, 22, 408, 427, 458 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №10/2 (г. Иркутск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расположенных в г. Нижнеудинске, Иркутской области, Военный городок, в нарушение п.11.1 и п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России №115 от 24.04.2003 г. испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя не проводятся; в нарушение п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г. и п. 6.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кГс/см2), водогрейных котлов и водонагревателей с температурой нагрева воды не выше 388К (115С) предохранительные клапаны на выходе котлов в котельной "номер обезличен" не установлены.
В жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправомерность привлечения к административной ответственности, одновременно указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
По утверждению представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России объекты (котельные) приняты в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ» 1 апреля 2017 года, испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери запланировано на май-июнь, октябрь-декабрь 2021 года, согласно представленному графику, согласно п.6.2.32 Правил технической эксплуатации теплопотребляющих энергоустановок такие испытания проводятся не реже 1 раза в 5 лет, поэтому нарушения п.11.1 и п. 6.2.32 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России №115 от 24.04.2003 г. не допущено.
Предохранительные клапаны на выходе из котлов согласно полученным замечаниям будут установлены при проведении текущего ремонта в 2020 году.
Полагает, что с учетом характера правонарушения, степени вины и степени общественной опасности административного правонарушения, добровольного устранения ряда выявленных нарушений, учитывая, что такое административное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2017 года №125, дополнившим полномочия Министерства обороны Российской федерации полномочием на осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, федеральный энергетический надзор в Вооруженных Силах, полагает, что уполномоченным органом по рассмотрению дела об административном правонарушении является государственный технический надзор (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации, полагает, что постановление "номер обезличен" от 11 ноября 2019 года вынесено ненадлежащим субъектом.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явился, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Енисейского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, нахожу состоявшиеся постановление должностного лица законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии со ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации энергопотребляющих установок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт эксплуатации энергопотребляющих установок с нарушением требований промышленной безопасности зафиксирован в акте проверки "номер обезличен" от 17 сентября 2019 года (не проведение по состоянию на 17 сентября 2019 года испытаний тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя отсутствие предохранительных клапанов на выходе котлов в котельной "номер обезличен") юридическим лицом- ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по существу не оспаривается.
Доводы жалобы о том, что Енисейское управление Ростехнадзора не являлось административным органом, уполномоченным в данном случае привлекать к административной ответственности не состоятелен, основан на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно подпункту 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (в редакции от 27 января 2009 года), Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), то есть является органом федерального государственного энергетического надзора, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 23.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают должностные лица органов государственного энергетического надзора, которыми являются: главный государственный инспектор Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместители, старшие государственные инспектора по энергетическому надзору, государственные инспектора по энергетическому надзору.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Таким образом, постановление начальника Отдела по надзору за электростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского управления Ростехнадзора о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение эксплуатации опасного производственного объекта вынесено органом, уполномоченным законом рассматривать данную категорию дел, в пределах предоставленных полномочий и при наличии к тому правовых оснований.
Указом Президента РФ от 27 марта 2017 года № 125 «О внесении изменений в положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №1082» к вопросам Министерства обороны Российской Федерации отнесено осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации федерального государственного энергетического надзора в Вооруженных силах, однако порядок осуществления Министерством обороны Российской Федерации федерального государственного энергетического надзора в Вооруженных Силах Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Считаю, что оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на порядок пользования электрической энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, энергопотребляющих установок, за совершение которого законодатель предусматривает в качестве наказания кроме административного штрафа и административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток, что относит данное правонарушение к разряду опасных.
Ссылку в жалобе заявителя на добровольное устранение ряда выявленных нарушений, отсутствие существенной угрозы общественным отношениям, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства от деяния также нельзя принять во внимание, поскольку отсутствие факта причинения вреда не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности, поскольку закон не связывает наличие какого-либо ущерба личности, обществу либо государству, добровольное устранение ряда выявленных нарушений с квалификацией действий должностного лица по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л:
Постановление должностного лица- начальника Отдела по надзору за электростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского управления Ростехнадзора от 11 ноября 2019 года, о признании юридического лица - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда в порядке надзора.
Судья: Бровко И.В.