Дело № 12-176/2021
УИД: 26RS0023-01-2021-002105-46
РЕШЕНИЕ
.............. года г. Минеральные Воды
Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Мельникова Я.С., с участием представителя заявителя по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБУ «Управление городским хозяйством» на постановление по делу об административном правонарушении .............. от .............. о привлечении юридического лица МБУ «Управление городским хозяйством» к административной ответственности предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КРФ об АП и представление .............. от .............. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
.............. постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ..............ФИО2 юридическое лицо – МБУ «Управление городским хозяйством» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления», а именно образование несанкционированной свалки мусора на земельных участках с кадастровыми номерами ...............
«26» марта 2021 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 в отношении МБУ «Управление городским хозяйством» вынесено представление .............. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения: - принять меры по организации уборки территории, а также по недопущению завоза отходов на несанкционированную свалку, на земельные участки с кадастровыми номерами .............. и ..............;-усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства; представить в Межрегиональное управление план мероприятий по устранению выявленных административных правонарушений.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, МБУ «Управление городским хозяйством» была подана жалоба, в которой Учреждение ссылается на то, что оно создано на основании Постановления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.05.2019 № 1082 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Управление городским хозяйством», где закреплено, что предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования - Минераловодский городской округ в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства на территории Минераловодского городского округа. Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование - Минераловодский городской округ. Функции и полномочия учредителя от имени Минераловодского городского округа осуществляет Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, а также определяет виды деятельности МБУ «Управление городским хозяйством» и разрабатывает и утверждает муниципальное задание и стандарты качества выполнения муниципальных работ, то соответственно МБУ «Управление городским хозяйством» не имеет правовой возможности выполнять деятельность, неучтенную муниципальным заданием.
В оспариваемом постановлении говорится, что земельный участок с кадастровым номером .............. находился в безвозмездном пользовании Учреждения в соответствии с договором от ............................. Данный земельный участок предоставлялся Учреждению в безвозмездное пользование сроком на триста шестьдесят пять дней, при разрешенном использовании: коммунальное обслуживание (код вида (числовое обозначение) — 3.1) как место, определенное для организации площадок складирования подлежащих сносу (демонтажу) самовольно установленных нестационарных объектов (гаражей, павильонов, киосков, лотков, торговых палаток и других временных сооружений) и местом для хранения имущества, обнаруженного внутри вышеназванных объектов: .............., кадастровый .............. (на основании приказа начальника Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа от ............................ «О наделении полномочиями»). Но по итогам неоднократных заявок на финансирование затрат Учреждения, связанных со сносом (демонтажем), перевозкой, хранением имущества собственников или владельцев нестационарных объектов, бюджетные ассигнования на данные цели так получены и не были, что сделало невозможным исполнение данного приказа и соответственно договор безвозмездного пользования данным земельным участком имел номинальный характер, фактически не применялся.
Предписания на ликвидацию несанкционированных свалок Учреждению не выдавались. Между тем, несанкционированная свалка строительных отходов (бой кирпича, бетона) по адресу: Минераловодский городской округ, .............., на основании Акта осмотра территорий от .............. была выявлена специалистами отдела благоустройства и дорожно-мостового хозяйства Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, лица осуществившие образование свалки установлены не были.
.............. в МБУ «УГХ» направлено письмо об оказании содействия в ликвидации стихийной свалки за счет средств Учреждения, на которое в ответ получены письма от .............. (об изыскании возможности в счет экономии) и .............. о том, что ............... между Учреждением и ООО «АС-СТРОИ» заключен договор .............. возмездного оказания услуг по транспортированию строительного мусора, который будет исполнен в срок до ...............
Образование несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером .............. также не является виной Учреждения, так как данный участок также является муниципальной собственностью, и в пользовании Учреждения не находится.
Выявленная свалка, расположенная на данных земельных участках, имеет стихийный и длительный характер (по опросу жителей - около 20 лет), а Учреждение создано ............... Также в соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.
В связи с тем, что муниципальное бюджетное учреждение оказывает платные услуги на основании Положения об оказании платных услуг, утвержденного приказом директора МБУ «Управления городским хозяйством» от ............................ Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, т.к. это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Соответственно в перечне платы на отдельные виды работ и услуг отсутствуют работы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Обращение с ТКО I-IV классов опасности не производилось Учреждением, в связи с отсутствием лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Денежные средства, поступающие на счет учреждения из бюджета субъекта и местного самоуправления, финансирование Учреждения осуществляется в соответствии с годовым финансовым бюджетом, а расходы носят строго целевой характер. Бюджетная смета формируется в соответствии с планами выполнения целей, поставленных перед Учреждением и возложенных на него задач на текущий бюджетный год. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Минераловодского городского округа.
Представитель МБУ «Управление городским хозяйством» по доверенности ФИО1, в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 от "............................ о наложении на МБУ «Управление городским хозяйством» административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, а также отменить представление от ".............. г. ...............
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела,, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как усматривается из материалов дела, в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора поступило Коллективное обращение (вх. № Колл - 336/13-03 от 01.12.2020) по вопросу организации свалки на территории поселка Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края. В рамках рассмотрения обращения, ............... осуществлен осмотр территории, указанной в обращении.
При проведении осмотра установлено следующее:
По указанному в обращении адресу распложены земельные участки с кадастровыми номерами ...............
При визуальном осмотре, на земельном участке с кадастровым номером .............. зафиксирована стоянка следующих транспортных средств три мусоровоза марки «ЗИЛ» с надписью «Славянка» на бортах регистрационные номера ...............
На смежном земельном участке с кадастровым номером .............. осуществляется стоянка коммунальной техники регистрационные номера: ...............
На земельном участке .............. обнаружены навалы отходов строительного мусора (битый кирпич, куски бетона, куски деревянных досок, грунт от проведения землеройных работ, куски веток, бревна спиленных деревьев). Навалы отходов расположены хаотично. По краю земельного участка с кадастровым номером .............. имеются отвалы мусора строительные отходы и твердые коммунальные отходы. Часть земельного участка с кадастровым номером .............., на котором свалены отходы, расположен в границах водоохранной зоны реки Кума. Навалы отходов частично находятся и на смежном земельном участке с кадастровым номером ...............
Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером .............. расположен по адресу: РФ, СК, Минераловодский городской округ, .............. земель: Земли населённых пунктов. Разрешенное использование: Для размещения коммунальных, складских объектов, по документу: коммунальное обслуживание (код вида (числовое обозначение) - 3.1). Площадь земельного участка составляет 2 399 м2.
Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером 26:24:000000:6684 расположен по адресу: .............. земель: Земли населённых пунктов. Разрешенное использование: Для стоянок автомобильного транспорта, по документу: под строительство стоянки специальных транспортных средств. Площадь земельного участка составляет 8918м2.
Территория земельных участков под несанкционированной свалкой отходов не огорожена, на въезде установлен открытый шлагбаум, доступ на свалки свободный.
Межрегиональным управлением в качестве независимых экспертов привлечены специалисты филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», которыми отобраны пробы отходов и почвы.
По результатам проведенного отбора проб, филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» выдано экспертное заключение от ............................ (далее - Экспертное заключение ..............).
Согласно Экспертному заключению .............. установлено следующее:
Отходы, обнаруженные на земельных участках с кадастровыми номерами .............., относятся к V классу опасности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ............................ выявленные отходы подразделяются на:
- 8 30 100 01 71 5 - лом дорожного полотна автомобильных дорог (кроме отходов битума и асфальтовых покрытий);
- 8 90 011 11 72 5 - мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности.
В результате проведенных анализов почв ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» установлены превышения загрязняющих веществ.
Так, в результате проведенного анализа почвы (проба ..............) установлены превышения загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоном (проба ..............) по веществу: сульфат-иону в 2.8 раза.
В результате проведенного анализа почвы (проба ..............) установлены превышения загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоном (проба ..............) по веществу: сульфат-иону в 2.6 раза.
Площадь земельных участков, захламленных отходами, составила:
- 484 м2 (высота навала 1,5 м); 26:24:020108:266
- 1944 м2 (высота навала 1,5 м); 26:24:000000:6684
Объем отходов составил:
- 726 м3;
- 2916 м3.
Масса отходов составила:
- 1118040 кг (1118,04 т);
- 5576850 кг (5576,85 т).
Факт образования несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми номерами .............. подтверждается актом обследования .............. от .............., протоколами отбора проб почвы и отходов, фотоматериалами и другими материалами дела. Факт наличия несанкционированной свалки на территории Минераловодского городского округа доказан.
В рамках проведения административного расследования, Администрацией Минераловодского городского округа представлена информация (исх. .............. от ..............), земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером .............., государственная собственность на которые не разграничена, находился в безвозмездном пользовании МБУ «Управление городского хозяйства» в соответствии с договором безвозмездного пользования .............. от ............... Земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером .............., государственная собственность на который не разграничена, на каком либо праве никому не предоставлялся.
МБУ «Управление городским хозяйством» выдано предписание на уборку строительных материалов (кирпич, бетон), на земельных участках, расположенных в районе .............. городского округа, в срок до ...............
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления .............. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 в отношении МБУ «Управление городского хозяйства» протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
.............. постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2.............. юридическое лицо – МБУ «Управление городского хозяйства» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Признавая юридическое лицо - МБУ «Управление городского хозяйства» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в постановлении об АП .............. указано, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МБУ «Управление городского хозяйства» требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно Устава, МБУ «Управление городским хозяйством» создано на основании Постановления администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от ............................ «О создании муниципального бюджетного учреждения «Управление городским хозяйством», где закреплено, что предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования - Минераловодский городской округ в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства на территории Минераловодского городского округа. Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является муниципальное образование - Минераловодский городской округ. Функции и полномочия учредителя от имени Минераловодского городского округа осуществляет Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, а также определяет виды деятельности МБУ «Управление городским хозяйством» и разрабатывает и утверждает муниципальное задание и стандарты качества выполнения муниципальных работ, то соответственно МБУ «Управление городским хозяйством» не имеет правовой возможности выполнять деятельность, неучтенную муниципальным заданием.
Как следует из оспариваемого постановления, земельный участок с кадастровым номером .............. находился в безвозмездном пользовании Учреждения в соответствии с договором от .............................
Земельный участок .............. предоставлялся Учреждению в безвозмездное пользование сроком на триста шестьдесят пять дней, при разрешенном использовании: коммунальное обслуживание (код вида (числовое обозначение) — 3.1) как место, определенное для организации площадок складирования подлежащих сносу (демонтажу) самовольно установленных нестационарных объектов (гаражей, павильонов, киосков, лотков, торговых палаток и других временных сооружений) и местом для хранения имущества, обнаруженного внутри вышеназванных объектов: .............., кадастровый .............. (на основании приказа начальника Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа от ............................-А «О наделении полномочиями»), сроком до ...............
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, а именно протокола об административном правонарушении от 12.03.2021г. на земельном участке с кадастровым номером 26:24:000000:6684 обнаружены навалы отходов строительного мусора (битый кирпич, куски бетона, куски деревянных досок, грунт от проведения землеройных работ, куски веток, бревна спиленных деревьев), что также отражено в постановлении от 26.03.2021г., служебной записке главного специалиста Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, акте обследования территории ............... Согласно Экспертного заключения от ............... экспертиза проводилась в отношении земельного участка с кадастровым номером ...............
При этом согласно информации, представленной государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, за подписью главы Минераловодского городского округа ФИО4, земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером .............., государственная собственность на который не разграничена, на каком либо праве никому не предоставлялся.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении не подтвержден факт обнаружения навала отходов строительного мусора на земельном участке с кадастровым номером ...............
Образование несанкционированной свалки мусора на земельном участке с кадастровым номером 26:24:000000:6684 также не является виной Учреждения, так как данный участок является муниципальной собственностью, и в пользовании Учреждения не находится.
Следовательно, МБУ «Управление городским хозяйством» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях МБУ «Управление городским хозяйством» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2.............. от .............. и представление .............. от .............., подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении МБУ «Управление городским хозяйством» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ..............ФИО2 о привлечении юридического лица – МБУ «Управление городским хозяйством» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а также представление .............. от .............. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении МБУ «Управление городским хозяйством» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу МБУ «Управление городским хозяйством» - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд Ставропольского края.
Судья Мельникова Я.С.