Дело № 12 – 177
Судья – Гулевский Г.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск
06 октября 2014 года
Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 26 июня 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 26 июня 2014 года по делу об административном правонарушении ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях – не декларирование физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, за что ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей *** копеек.
Издержки, понесенные таможенным органом в ходе производства по делу за проведение перевода со шведского языка на русский язык в сумме *** (***) рублей, отнесены на счет Федерального бюджета.
В жалобе и в дополнениях к жалобе, поданным в Мурманский областной суд, ФИО1, выражая своё несогласие с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, просит его отменить, полагая, что достоверных доказательств его виновности в совершении правонарушения не имеется.
Считает, что свидетельские показания <...>, являются бесспорным доказательством его (ФИО1) невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшего жалобу и просившего об отмене постановления, представителя Мурманской таможни по доверенности ФИО2, просившего постановление судьи не изменять, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не декларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Согласно примечанию к ст. 16.4 КоАП РФ для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.
Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
Статья 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу абз. 1 пункта 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
Положениями статьи 355 вышеуказанного Кодекса установлено, что таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51).
Объективную сторону административного правонарушения по ст. 16.4 КоАП РФ составляют не декларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
В силу статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении: товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; лиц, пересекающих таможенную границу.
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Как установлено по материалам дела, 05.02.2014 г. Мурманскому таможенному посту Мурманской таможни (Мурманская область, ..., ...) гражданином ФИО1 была подана пассажирская таможенная декларация № * на транспортное средство ***, ***, 2010 года выпуска, ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза из Королевства Швеция.
Заявленная гражданином ФИО1 в пассажирской таможенной декларации № * таможенная стоимость транспортного средства составляет *** шведских крон.
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товара, гражданином ФИО1 были представлены договор купли – продажи № * от 29.01.2014 г., а также квитанции № б/н от 10.01.2014 г. на сумму *** шведских крон, № б/н от 29.01.2014 г. на сумму *** шведских крон и чек № * от 29.01.2014 г. на сумму *** шведских крон (л.д. 33-36).
Из письменных объяснений ФИО1 от 05.02.2014 г., полученных в порядке ст. 113 Таможенного кодекса Таможенного союза, следует, что транспортное средство *** ***, ***, 2010 года выпуска, было им приобретено 29.01.2014 г. в Королевстве Швеция в автосалоне *** города ..., денежные средства за данный автомобиль вносились ФИО1 частями: 10.01.2014 г. было внесено *** шведских крон, затем наличными в банке города ... в размере *** шведских крон, и остаток в размере *** шведских крон через терминал автосалона. Денежные средства в сумме *** шведских крон вывозились с таможенной территории Таможенного союза 27.01.2014 г. ФИО1 вместе с его знакомым <...> через таможенный пост МАПП Салла Мурманской таможни. Вывозимые денежные средства в сумме *** шведских крон, были разделены между ФИО1 и <...> <...> в равных суммах, декларирование денежных средств не производилось (л.д. 4).
Согласно официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю Российской Федерации, установленному Центральным банком Российской Федерации на 27.01.2014 г.: доллар США=34,2600 российских рублей; 10 шведских крон=53,3313 российских рублей.
По состоянию на 27.01.2014 г. сумма *** шведских крон эквивалентна *** долларам США. ФИО3 указанной суммы эквивалентна *** долларам США.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Договора вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
Согласно ст. 6 Договора в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения, в том числе:
- сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;
- сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Форма пассажирской таможенной декларации и порядок её заполнения утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 287.
По информации таможенного поста МАПП Салла, в период с 10.01.2014 г. по 27.01.2014 г. фактов декларирования наличных денежных средств, гражданами ФИО1 и <...> не установлено. Указанные граждане прибыли на таможенный пост МАПП Салла 27.01.2014 г. в 21 час. 46 мин. и после прохождения паспортного контроля убыли с территории пункта пропуска в 21 час. 51 мин. (л.д. 38).
27 февраля 2014 года по факту совершения ФИО1 нарушения таможенных правил, выразившееся в не декларировании наличных денежных средств, ввозимых 27 января 2014 года на таможенную территорию таможенного союза и подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, сотрудником Мурманской таможни – главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур, в отношении ФИО1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № * по статье 16.4 КоАП РФ (л.д. 1-3).
В ходе проведения административного расследования производился опрос ФИО1 и свидетеля по делу <...> Из пояснений указанных лиц следует, что 27.01.2014 г. при выезде через таможенный пост МАПП Салла Мурманской таможни была вывезена наличная иностранная валета в сумме *** шведских крон.
По состоянию на 27.01.2014 г. сумма *** шведских крон эквивалентна *** долларам США.
В соответствии с пп. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
На основании ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность таможенного декларирования товаров и совершения иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, возложена на декларанта.
Согласно п. 1 ст. 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами могут быть лицо государства – члена Таможенного союза имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Как следует из материалов дела № *, согласно банковским справкам от 22.01.2014 г. о покупке наличной иностранной валюты следует, что наличные денежные средства в сумме *** шведских крон приобретались ФИО1 лично. Данная наличная иностранная валюта, приобреталась с целью покупки автомобиля. Таким образом, при отсутствии внешнеэкономической сделки, именно гражданин ФИО1 имел право владения, распоряжения валютой и, соответственно, выступал в качестве декларанта, и на нем лежала обязанность подать пассажирскую таможенную декларацию на вывозимые наличные денежные средства в сумме *** шведских крон (*** долларов США) (л.д. 66-67).
Согласно ст. 189 Таможенного кодекса Таможенного союза ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, несет декларант в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что гражданин ФИО1 не произвел декларирование наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в инкриминируемом деянии, как обоснованно и мотивированно указал судья районного суда полностью подтверждается материалами дела, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № * от 27.02.2014 г.; письменными объяснениями гражданина ФИО1 от 05.02.2014 г.; копиями иностранных документов: договор купли – продажи № * от 29.01.2014 г., квитанции № б/н от 10.01.2014 г. на сумму *** шведских крон, № б/н от 29.01.2014 г. на сумму *** шведских крон, чек № * – 2077 от 29.01.2014 г. на сумму *** шведских крон; служебной запиской таможенного поста МАПП Сала от 09.03.2014 г. № *; показаниями свидетеля <...> от 14.03.2014 г., показаниями свидетеля <...> от 01.04.2014 г. и от 17.04.2014 г.; пояснениями гражданина ФИО1 от 18.03.2014 г.; копиями справок ОАО «***» о покупке наличной иностранной валюты от 22.01.2014 г. на сумму *** шведских крон; протоколом об административном правонарушении № * от 25.04.2014 г., а также другими доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
На основании собранных в совокупности по делу доказательств судья районного суда, обоснованно пришел к выводу о виновности ФИО1 в инкриминируемом деянии.
Постановление основано на имеющихся в деле допустимых и достоверных доказательствах, исследованных при рассмотрении дела по существу и не противоречащих требованиям КоАП РФ.
Сроки давности привлечения лица к административной ответственности, которые в соответствии с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ соблюдены, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с требованиями ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Доводы жалобы свидетельствуют о несогласии ФИО1 с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении и, не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Ссылка на отсутствие в действиях ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, несостоятельна и, опровергается представленными доказательствами, которые получили надлежащую оценку и являются достаточными для установления виновности ФИО1 во вмененном ему административном правонарушении. Указанные доказательства оценены судьей районного суда в соответствии с положениями КоАП РФ, с учетом статьи 2.2 КоАП РФ, с позиции их допустимости, относимости и достоверности, а вся их совокупность - с позиции достаточности.
Административное наказание назначено по общим правилам назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и с содеянным, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административном правонарушении, судья
решил:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 26 июня 2014 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч