ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177 от 21.10.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12-177

Судья – Шуминова Н.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

21 октября 2016 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Мурманфишпродактс» (далее ООО «Мурманфишпродактс») Шпинь С.Г. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Мурманска от 17 августа 2016 года (резолютивная часть изготовлена 16 августа 2016 года) по делу об административном правонарушении ООО «Мурманфишпродактс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Мурманфишпродактс» (далее ООО «Мурманфишпродактс») по доверенности Шпинь С.Г. просит постановление судьи по делу об административном правонарушении отменить.

Полагает, что ООО «Мурманфишпродактс» не является надлежащим субъектом инкриминируемого Обществу правонарушения, поскольку судно *** «А» передано собственником ООО «Н» Обществу на основании договора фрахтования судна с экипажем (тайм-чартера). Указанным договором установлена ответственность ООО «Н» за действия экипажа судна при осуществлении промышленного рыболовства. Приводит довод о том, что в соответствии с требованиями пунктов 9.2, 9.3, Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, обязанность по соблюдения Правил, а также подача необходимых сведений о рыбопромысловой деятельности возложена на капитана судна, который является работником ООО «Н». Указывает, что у ООО «Мурманфишпродактс» отсутствует техническая возможность обеспечения спутникового мониторинга с применением программных средств электронной картографии. Считает что административным органом не доказано, что неучтенная в промысловой документации потрошенная треска была перегружена членами экипажа судна *** «А» на маломерное плавательное судно – лодка с бортовым номером Р., как не доказан и факт того, что эта треска была добыта именно во время промысла, который вело судно по разрешению ООО «Мурманфишпродактс».

Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества по Шпинь С.Г., поддержавшего жалобу, представителя административного органа Маркову О.Н., полагавшую жалобу, не подлежащей удовлетворению, исследовав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи по делу об административном правонарушении не нахожу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении предусмотренных законодательством правил осуществления рыболовства и добычи водных биоресурсов.

Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое правовыми актами возложены обязанности по соблюдению установленных правил рыболовства и добычи водных биоресурсов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В силу части 1 статьи 43.1 названного Федерального закона основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года № 414 (далее Правила) регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в указанных районах.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что они регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство).

В соответствии с пунктом 9.1 Правил, при осуществлении видов рыболовства, указанных в пункте 3 Правил рыболовства (за исключением любительского и спортивного рыболовства) юридические лица и индивидуальные предприниматели: обеспечивают раздельный учет улова водных биоресурсов и приемки по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах; представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов не позднее 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца; ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Разрешается до истечения суток вносить в промысловый и технологический журналы корректировки уловов водных биоресурсов за текущие сутки. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью или подписью и печатью капитана или лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны храниться в течение текущего календарного года на борту судна, а в случае добычи (вылова) без использования судов, у юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Согласно пункту 9.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, капитан судна, оборудованного ТСК, при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации: ежедневно подает в установленном порядке ССД о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения). В случае невозможности передать ССД в установленные сроки капитан судна обязан, в срок не более 3-х суток, известить территориальные органы Росрыболовства и филиалы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» с указанием причин и обеспечить передачу всех пропущенных ССД в течение последующих 5 дней; обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».

Пунктами 14.1, 14.3 Правил установлен запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов: без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов; принимать (сдавать), иметь на борту судна или рыбопромысловом участке или в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыбопромысловых участков уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова водных биоресурсов; принимать (сдавать) уловы водных биоресурсов без взвешивания или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом и/или поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов. Для учета улова водных биоресурсов допускается применение утвержденных в установленном порядке переводных коэффициентов на рыбную или иную продукцию из водных биоресурсов с точностью до 1 кг; иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках или в местах добычи (вылова) при осуществлении рыболовства за пределами рыбопромысловых участков, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части)) и/или рыбную или иную продукцию из них, не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова). Допускается отклонение от предварительно заявленного капитаном судна веса рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (без учета количества тарных мест), находящейся на борту, в пределах 10 процентов для свежей (охлажденной) и 5 процентов для остальных видов рыбной или иной продукции из водных биоресурсов в ту или иную сторону с последующим внесением корректировки в промысловый журнал, технологический журнал, ССД и таможенную декларацию с уведомлением соответствующих контролирующих органов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «Мурманфишпродактс», посредством судна *** «А» под управлением ***В. (собственник судна ООО «Н»), осуществляло промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море по разрешению, выданному Баренцево – Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству * ПМ (треска – 60, 00 т, пикша – 6 т) от _ _ со сроком добычи (вылова) водных биоресурсов с _ _ по _ _ (промышленное рыболовство), в ходе которого в период с _ _ по _ _ добыто (выловлено) *** кг трески, с учетом корректива – *** кг (корректив 1, 183 кг в меньшую сторону).

По результатам административного расследования установлено, что в период с _ _ по _ _ при осуществлении промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ Баренцева моря, судном *** «А» обрабатывалась, производилась, транспортировалась, хранилась, перегружалась, выгружалась рыбопродукция из водных биоресурсов, добытых в указанный период только судном *** «А», с других судов рыбопродукция не принималась, о чем свидетельствует данные МФ ФГБУ ЦСМС, судового, промыслового журналов, судовых суточных донесений.

Вместе с тем, сотрудниками отделения в городе ... Пограничного управления было выявлено, что _ _ до прибытия судна *** «А» в порт ... в период времени с 17 час 33 мин до 17 час 37 мин мск в Кольском заливе в районе острова ... членами экипажа судна *** «А» были перегружены на маломерное плавательное средство - лодка, с бортовым номером Р. 75 мешков зеленого цвета, наполненные *** кг трески потрошенной без головы (в сырце *** кг), неучтенной в промысловой документации, технологическом журнале, судовых суточных донесениях, приемо-сдаточных документах.

По сведениями предоставленным МФ ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» пользователем водных биоресурсов ООО «Мурманфишпродактс» указанная рыбопродукция в размере *** кг, что в сырце составляет *** кг. не внесена в общий объем освоенной квоты по разрешению *ПМ от _ _ .

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: свидетельствами ИНН, Уставом ООО «Мурманфишпродактс» с изменениями, свидетельством о праве плавания под государственным флагом РФ, свидетельством о праве собственности на судно, договором * «А» фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) от _ _ и дополнительным соглашением к нему, срочным трудовым договором от _ _ , разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов * ПМ от _ _ , копией промыслового журнала, копией технологического журнала, копией судового журнала *** «А», судовой ролью, рапортом врио начальника ОДАП ПУ ФСБ РФ по западному арктическому району от _ _ , схемой о движении судна, маршрутами движения судна, траекторией движения судна, распечаткой позиции судна, данными ССД судна, сообщениями ФГУП «О» * от _ _ и * от _ _ , скрин-шотами движения судна *** «А» за _ _ , рапортами должностных лиц ПУ ФС ФСБ РФ по западному арктическому району, фото и видео материалами, актами осмотра судна Р. и судна *** «А» от _ _ , актами контрольного взвешивания водных биоресурсов от _ _ , протоколом об изъятии вещей и документов от _ _ , сообщением МФ ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» от _ _ *, бухгалтерским балансом, грузовой декларацией, заключением эксперта ННИУ «Центр Судебных Экспертиз» * от _ _ , протоколом об административном правонарушении * от _ _ и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав вышеуказанные нормативные положения, исследовав и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что ООО «Мурманфишпродактс» допущено нарушение требований Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 года № 414, выразившееся в: не обеспечении раздельного учета улова водных биоресурсов и приемки по видам водных биоресурсов, указании весового (размерного) соотношения видов в улове водных биоресурсов, орудий добычи (вылова) и мест добычи (вылова) (район, подрайон, промысловая зона, промысловая подзона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах; недостоверном ведении документации, отражающей ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал технологический журнал, а также приемо - сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции; подаче недостоверных ССД о рыбопромысловой деятельности; осуществлении судном *** «А» добычи (вылова) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением добычи (вылова) разрешенного прилова), а также без распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов: сдачи, наличии на борту судна *** «А» уловов водных биоресурсов (либо рыбной или иной продукции из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова водных биоресурсов; сдачи уловов водных биоресурсов без взвешивания или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом и/или поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов; наличии на борту судна *** «А» водных биоресурсов (в том числе их фрагменты (части)) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах; ведении учета и представление сведений о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова водных биоресурсов, а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района (места) добычи (вылова).

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы о необоснованности привлечения ООО «Мурманфишпродактс», к административной ответственности, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении. Выводы судьи основаны на положениях Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, Правил рыболовства и совокупности, собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

При этом судья обоснованно отклонил довод Общества о том, что оно не является надлежащим субъектом ответственности в силу положений заключенного с ООО «Н» договора фрахтования судна с экипажем (тайм-чартер) от _ _ , поскольку исходя из смысла статьи 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и статьи 11 Закона № 166-ФЗ, обязанность по соблюдению правил добычи водных биологических ресурсов возложена на лицо, получившее соответствующее разрешение, которым в данном случае является ООО «Мурманфишпродактс» самостоятельно определяющее виды и способы контроля за деятельностью экипажа судна осуществляющего добычу ВБР по выданному разрешению в рамках заключенного договора фрахтования.

Как следует из материалов дела, Разрешение * ПМ на добычу (вылов) водных биологических ресурсов было выдано Баренцево – Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству ООО «Мурманфишпродактс» (том 1, л.д.132).

Тот факт, что исходя из условий договора аренды судна на время (тайм-чартер) от _ _ техническая эксплуатация, арендованного судна *** «А» возложена на ООО «Н» не исключает подчинение членов экипажа данного судна распоряжениям фрахтователя (ООО «Мурманфишпродактс»), поскольку для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна (пункт 2 статьи 206 КТМ РФ).

Тем самым приведенное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного ООО «Мурманфишпродактс» и не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.

Действия юридического лица ООО «Мурманфишпродактс» квалифицированы по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации при осуществлении рыболовства, в материалах дела не содержится.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Мурманфишпродактс», к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Мурманфишпродактс» в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о юридическом лице, исходя из характера правонарушения, совершенного в области охраны окружающей среды и природопользования, степени его потенциальной общественной опасности, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с расчетом стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в нем указаны событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении ООО «Мурманфишпродактс» пунктов 9.1, 9.3, 14.1, 14.3 Правил рыболовства Северного рыбохозяйственного бассейна, и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела (том 1, л.д. 259-268).

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут быть основанием для отмены принятого постановления.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таком положении постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, не имеется.

Руководствуясь статьей 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 августа 2016 года, вынесенное в отношении ООО «Мурманфишпродактс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица - ООО «Мурманфишпродактс» Шпинь С.Г. - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица