ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1776/21 от 22.06.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-1776/21

(в районном суде дело № 5-355/21) Судья Хворов Е.Д.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Епифановой Н.А., рассмотрев 22 июня 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении

Государственного унитарного предприятия «Петербургский метрополитен», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Московский пр., д.28

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года, ГУП «Петербургский метрополитен» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Вина ГУП «Петербургский метрополитен» установлена в умышленном неисполнении требования по обеспечению транспортной безопасности и по соблюдению транспортной безопасности, когда эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:

По результатам внеплановой выездной проверки установлено, что <дата> в 11 час. 00 мин. ГУП «Петербургским метрополитеном», расположенным по адресу: <адрес>, в нарушение требований законодательств Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности не исполнены требования по обеспечению транспортной безопасности, а именно:

- к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта метрополитена, допущены лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) (инспектор сил обеспечения транспортной безопасности ст. м. «<...>» <...> Д.В. осуществляет дополнительный досмотр пассажиров без наличия соответствующей аттестации по 5 категории), что является нарушением требований пп. 13 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020г. № 1641 (далее – Требования № 1641);

- не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на объекте метрополитена, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объекте метрополитена, о положениях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта метрополитена: ст. м. «<...>», в части, их касающейся, в том числе о запрете:

допуска в зону транспортной безопасности или ее части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;

перевозок по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;

перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

совершения актов незаконного вмешательства на объектах метрополитена, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов метрополитена или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ, пп. 14 п. 5 Требований № 1641;

- не принимаются меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта метрополитена вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта метрополитена (ст. м. <...>), что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ, пп. 35 п. 5 Требований № 1641;

- постоянные пропуска работников СТИ выданы с нарушением Правил допуска на объект метрополитена, в части срока и временного интервала действия пропуска (электромеханик службы информационных технологий <...> В.В.), что является нарушением требований п.п. «г» п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям № 1641;

- пропуска, выданные работникам юридических лиц, осуществляющим деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена (сотрудники Управления полиции на метрополитене: <...> А.Е., сотрудники ООО «<...>»: <...> С.О., а также сотрудники ООО «<...>» <...>.), выданы в нарушение требований пп. «в» п. 2 и пп. «г», «д» п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям № 1641.

Таким образом, ГУП «Петербургский метрополитен» не исполнены обязанности, установленные ч. 1 ст. 4, ч. 1. ст. 8 Закона № 16-ФЗ; подп. 13, 14, 35, 36 п. 5 Требований № 1641; подп. «в» п. 2 и подп. «г», «д» п. 3 Правил допуска на объект метрополитена, являющихся приложением к Требованиям № 1641.

Защитник ГУП «Петербургский метрополитен» Прыгичев А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указал, что инспектор Службы транспортной безопасности подразделения по обеспечению транспортной безопасности Метрополитена <...> Д.В. не осуществлял дополнительный досмотр на объекте метрополитена в отношении физических лиц. <...> Д.В., находясь на своем рабочем месте, в Пункте досмотра на контрольно-пропускном пункте станции «Дунайская», осуществлял наблюдение и собеседование в отношении объектов досмотра, выполняя п.8 приказа Минтранса России от 23.07.2015 года № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности». Материалами дела не подтверждено, что <...> Д.В. проводил дополнительный досмотр в отношении объектов досмотра, поскольку решение о направлении объекта досмотра на проведение дополнительного досмотра не зафиксировано в соответствующем акте, что предусмотрено п.8 Правил досмотра. По второму пункту. Информирование всех физических лиц, находящихся на объекте метрополитена Предприятием реализовано, необходимая информация размещена в вестибюле станции «<...>». В законодательстве РФ в области обеспечения транспортной безопасности отсутствуют указания, о точном месте нахождения информации, предусмотренной пп.15 п.5 Требований № 1641. По третьему пункту. При проведении проверки инспектор государственного органа зашел в вестибюль станции «<...>», тем самым прошел на территорию установленного и оснащенного контрольно-пропускного пункта объекта метрополитена. Оснований для проведения досмотровых мероприятий в отношении инспектора не имелось, так как отсутствовали признаки нарушителя во внешнем виде и поведении. В материалах дела отсутствует информация, где именно осуществлен инспектором проход в зону транспортной безопасности объекта метрополитена. По четвертому пункту. Электромеханик <...> В.В. на объекте не исполнял должностные обязанности, а являлся посетителем объекта метрополитена. По пятому пункту. В материалах дела отсутствуют доказательства, что работники юридических лиц и(или) индивидуальных предпринимателей, на момент проведения проверки, осуществляли свою трудовую деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена.

Законный представитель ГПУ «Петербургский метрополитен в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно представленным материалам дела и пояснениям защитника, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.

Защитник ГУП «Петербургский метрополитен» ФИО1 в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные доводы поддержала в полном объеме.

Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор одела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора <...> А.А. пояснил, что информация о положениях законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер безопасности на станции метро «<...>», находится возле комнаты досмотра и чтобы с данной информацией ознакомиться, необходимо пройти досмотр, поэтому она размещена не на виду у всех входящих в вестибюль. Выданные работникам пропуска не соответствуют требованиям, поскольку в них не указан срок действия. Электромеханик прошел в зону транспортной безопасности при предъявлении пропуска коллеги, поскольку свой забыл, что является нарушением. Вышеизложенные нарушения зафиксированы в акте проверки и объяснениях сотрудников метрополитена.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участника производства и свидетеля, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Ленинского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, правильно установлены фактические обстоятельства правонарушения, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ГПУ «Петербургский метрополитен» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.

Факт совершения Предприятием инкриминированного правонарушения, а также виновность в его совершении объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.

Действия ГПУ «Петербургский метрополитен» правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а постановление по делу – требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы, при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку при вынесении постановления.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Во исполнение ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1641 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов).

В соответствии с подп. 13, 14, 35, п. 5 Требований № 1641 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан:

- допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта метрополитена, только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона № 16-ФЗ, а также привлекать таких лиц к исполнению обязанностей по защите объекта метрополитена от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта метрополитена;

- информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте метрополитена, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте метрополитена, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта метрополитена, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

допуска в зону транспортной безопасности или ее части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам;

перевозок по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам;

перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

совершения актов незаконного вмешательства на объектах метрополитена, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов метрополитена или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий;

- принимать меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта метрополитена вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов или постов объекта метрополитена, за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект метрополитена и отправляющихся с объекта метрополитена;

В соответствии с подп. «в» п. 2 Правил допуска на объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), постоянные пропуска выдаются:

- работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена или транспортного средства, - на срок действия договоров и соглашений, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности, на основании письменных обращений руководителей указанных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

В соответствии с подп. «г», «д» п. 3 Правил допуска на объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), постоянные пропуска физических лиц содержат следующую информацию:

- срок и временной интервал действия пропуска;

- секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец пропуска.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Материалами настоящего дела достоверно установлено, что ГУП «Петербургский метрополитен», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований ч.1 ст.4, ч.1 ст.8 Федерального закона № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 года, п.п. 13,14,35,36 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020г. № 1641, однако, не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере. При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Предприятия имелась.

Несогласие юридического лица с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, определено в пределах санкции ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела допущено не было.

С учетом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ГУП «Петербургский метрополитен» оставить без изменения, жалобу защитника Прыгичева А.В. – без удовлетворения.

Судья Калинина И.Е.