ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/16 от 23.01.2017 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 12-177/16

Р Е Ш Е Н И Е

« 23 » января 2017 года г.Белореченск

Белореченский районный суд Краснодарского края, в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., с участием представителя ООО ПКФ «Садко» ФИО1, представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО2, прокурора Минакова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство ООО ПКФ «Садко» о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление о назначении административного наказания № 1.16/777П-2 от 08.11.2016 года, а также жалобу ООО ПКФ «Садко» на постановление о назначении административного наказания № 1.16/777П-2 от 08.11.2016 года о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ООО ПКФ «Садко» просит восстановить срок для подачи жалобы на постановление о назначении административного наказания № 1.16/777П-2 от 08.11.2016 года, а также отменить постановление о назначении административного наказания № 1.16/777П-2 от 08.11.2016 года по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Обосновывая жалобу, представитель ООО ПКФ «Садко» показал, что 08.11.2016 года постановлением министерства природных ресурсов Краснодарского края ООО ПКФ «Садко» было привлечено к ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 80 000 рублей. ООО ПКФ «Садко» - источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, но имеется разрешение сроком действия до 09.01.2018 года. Обращает внимание суда, что не установлен факт превышения количества загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками, расположенными на территории ООО ПКФ «Садко», а также выброса загрязняющих веществ, не указанных в разрешении № 139-В/13 от 01.04.2013 года. Представитель также считает, что правонарушение не создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не привело к нарушению интересов граждан, общества и государства, в связи с чем просит освободить ООО ПКФ «Садко» от назначенного наказания в виде административного штрафа, ограничившись предупреждением. Просит восстановить срок для подачи жалобы на постановление от 08.11.2016 года, поскольку ООО ПКФ «Садко» копию указанного постановления получило только 23.11.2016 года, после чего своевременно обратилось в суд с жалобой.

Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения жалобы ООО ПКФ «Садко», поскольку данное юридическое лицо было обосновано привлечено к ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде штрафа в минимальном размере. Считает нецелесообразным освобождать ООО ПКФ «Садко» от наказания в виде штрафа, поскольку предпринимательская деятельность юридического лица связана с быстровоспламеняющимися продуктами, что несет в себе угрозу охраняемым общественным отношениям.

Помощник Белореченского межрайонного прокурора показал, что вина ООО ПКФ «Садко» подтверждена материалами дела, однако не возражал против применения к действиям ООО ПКФ «Садко» малозначительности, оснований для полного освобождения юридического лица от ответственности не находит.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что ходатайство ООО ПКФ «Садко» о восстановления срока для подачи жалобы на постановление от 08.11.2016 года подлежит удовлетворению, при этом жалоба ООО ПКФ «Садко» на постановление от 08.11.2016 года подлежит частичному удовлетворению, а постановление от 08.11.2016 года - изменению, по последующим основаниям.

Согласно ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения /получения/ копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Судом установлено, что при вынесении постановления от 08.11.2016 года представитель ООО ПКФ «Садко» не присутствовал, копию указанного постановления юридическое лицо получило только 23.11.2016 года, что нашло свое документальное подтверждение /л.д.18,19/. Своевременно - 30.11.2016 года ООО ПКФ «Садко» обратилось с жалобой в Белореченский районный суд.

Указанные обстоятельства, установленные судом, являются основанием, согласно ст.30.3 КоАП РФ, ходатайство ООО ПКФ «Садко» о восстановлении процессуального срока для обжалования постановления удовлетворить, как обоснованное.

Согласно ч.2 ст.8.21 КоАП РФ нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Конституция РФ гарантирует каждому право на благополучную окружающую среду, а также возлагает на каждого обязанность по сохранению природы и окружающей среды, обязывает бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Исходя из требований ч.1 ст.34 ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что атмосферным воздухом является жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; охраной атмосферного воздуха является система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Как следует из ч.1 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

На основании ч.3 ст.19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986 года.

Разделом 5 РД 52.04.52-85 предусмотрено, что разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеоусловиях требования к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены приказом Минприроды России от 17.11.2011 года № 899.

Согласно п.3 указанного приказа заинтересованными лицами являются юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Судом установлено, в ходе проверки, проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой 29.07.2016 года в части соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности юридического лица ООО ПКФ «Садко», осуществляющего деятельность по производству картонной тары по ул.Промышленной, 10 п.Южного Белореченского района, которое, в результате эксплуатации зданий, строений, сооружений (административное здание, цеха, складские помещения и др., общей площадью территории природопользования 8 982 кв.м.), эксплуатирует организованные стационарные источники выбросов загрязняющих вредных веществ атмосферный воздух, из которых в процессе деятельности осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (оксид алюминия, аммиак, сажа, сероводород, метан и т.д.). Также у ООО ПКФ «Садко» образуются отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), смет с территории предприятия малоопасный, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные и др. Указанное свидетельствует о том, что предприятие ООО ПКФ «Садко» оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

ООО ПКФ «Садко» 01.04.2013 года получило разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 139-В/13 с условием выполнения воздухоохранных мероприятий в период неблагоприятных метеоусловий. Однако на момент проверки Белореченской межрайонной прокуратурой мероприятия по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработаны и не согласованы с уполномоченным органом, что свидетельствует о том, что директором ООО ПКФ «Садко» ФИО3 не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части охраны атмосферного воздуха, т.е. указанное юридическое лицо совершило правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

По данному факту Белореченской межрайонной прокуратурой 15.08.2016 года было возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением № 1.16/777П-2 о назначении административного наказания от 08.11.2016 года ООО ПКФ «Садко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей. При вынесении постановления представитель ООО ПКФ «Садко» не присутствовал, копия постановления была направлена в адрес юридического лица.

Вина ООО ПКФ «Садко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, подтверждена материалами дела, которым была дана должная оценка при вынесении постановления от 08.11.2016 года. Причастность ООО ПКФ «Садко» к совершенному правонарушению не отрицал в судебном заседании и представитель юридического лица, не отрицавший того обстоятельства, что ООО ПКФ «Садко» является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдано с условием выполнения воздухоохранных мероприятий в период неблагоприятных метеоусловий, а также отсутствие плана таких мероприятий на момент проверки юридического лица прокуратурой.

Суд считает, что все обстоятельства дела старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды при вынесении постановления от 08.11.2016 года были исследованы с достаточной полнотой, изложенные в постановлении выводы соответствуют требованиям закона, действующего на момент привлечения ООО ПКФ «Садко» к административной ответственности, они обоснованны и подтверждены представленными суду доказательствами, данное должностное лицо правомерно пришло к выводу о доказанности как события, так и состава правонарушения в действиях ООО ПКФ «Садко», предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, - как нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. При вынесении постановления не нарушены и процессуальные нормы, предусмотренные КоАП РФ, в том числе положения ст.29.10 КоАП РФ, должностное лицо правильно определило отсутствие отягчающих и отягчающих обстоятельств.

Доводы ООО ПКФ «Садко» суд расценивает как заблуждение в правовой позиции, они были опровергнуты в судебном заседании с помощью письменных доказательств, при этом, как указано выше, факт отсутствия плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух заявителем не оспаривается.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом также установлено, что с 01.08.2016 года ООО ПКФ «Садко», являясь малым предприятием, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, учитывая, что ООО ПКФ «Садко» является субъектом малого предпринимательства, к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ привлекается впервые, санкция названной статьи не предусматривает наказания в виде предупреждения, вменяемое в вину юридическому лицу административное правонарушение не причинило вреда и не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не причинило имущественного ущерба, что в судебном заседании не отрицалось, суд считает необходимым, согласно ст.4.1.1 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 08.11.2016 года изменить, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Руководствуясь ст.ст.30.3,30.6,30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить ООО производственно-коммерческой фирме «Садко» срок для обжалования постановления старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды № 1.16/777П-2 от 08.11.2016 года о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.

Жалобу ООО производственно-коммерческой фирмы «Садко»» удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды № 1.16/777П-2 о назначении административного наказания от 08.11.2016 года о привлечении ООО ПКФ «Садко» к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, - изменить, заменить ООО ПКФ «Садко» наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 80 000 рублей, назначенное ему по ч.2 ст.8.21 КоАП РФ, на предупреждение. В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: Н.А.Тыль