Судья Власова Е.А. Дело № 12-177/2020
(37RS0022-01-2020-004334-08)
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 17 декабря 2020 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ткача Игоря на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 30 ноября 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 30 ноября 2020 года гражданин Республики Молдова ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1, полагая постановление судьи районного суда незаконным, просит его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что в его действиях отсутствует субъективная сторона правонарушения, поскольку на момент, когда ему необходимо было выезжать за пределы Российской Федерации, он не знал, что истек срок его пребывания на указанной территории. На территорию Российской Федерации он въехал легально по миграционной карте, где указал время пребывания до 14 мая 2020 года. Своевременно встал на учет, уведомив об этом миграционный орган. Никаких замечаний по сроку пребывания к нему не предъявлялось. По его обращению решением ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново срок пребывания на территории Российской Федерации был продлен до 4 августа 2020 года.
В судебном заседании Ткачу И. и его защитнику Космину В.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник доводы жалобы поддержали.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года в ДД.ММ.ГГГГ минут в кабинете № № УУП ОМВД России по Фрунзенскому району при проверке документов установлено, что гражданин <данные изъяты> ФИО1, находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также нарушении положения части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть уклонении от выезда по истечению установленного законом для иностранных граждан срока пребывания в Российской Федерации, с 10 марта 2020 года по настоящее время.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно сведениям, представленным ФМС России из автоматической системы ЦБДУИГ, ФИО1 находился на территории Российской Федерации с 3 ноября по 5 декабря 2019 года, вновь въехал на территорию Российской Федерации 14 февраля 2020 года. С учетом требования нахождения на территории Российской Федерации не более 90 дней в течение периода в 180 дней, ФИО1 должен был выехать с территории Российской Федерации не позднее 10 марта 2020 года.
Действия Ткача И. правильно квалифицированы по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ. Субъективная сторона указанного состава административного правонарушения может быть выражена не только в форме умысла, но и неосторожности.
Довод автора жалобы об отсутствии этого элемента состава административного правонарушения в связи с тем, что органы миграционного контроля ввели его в заблуждение относительно сроков пребывания на территории Российской Федерации, не может служить основанием освобождения его от административной ответственности, поскольку иностранный гражданин обязан знать российское законодательство.
Между тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
Как следует из части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон № 109-ФЗ) о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено уведомление в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 названного Закона, непосредственно данным иностранным гражданином: не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации; в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами «а» – «д» пункта 1 и подпунктами «а» - «в» пункта 2 части 2 указанной статьи.
Согласно подп.«а» п.2 ч.2 ст.22 Закона №109-ФЗ (в редакции от 01.05.2019) для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин:
представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Указанное требование закона ФИО1 выполнил, отправив 19 февраля 2020 года по почте уведомление о постановке на учет по месту пребывания в орган миграционного контроля, что подтверждается отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.8). Причем срок пребывания в уведомлении до 11 мая 2020 года был указан ошибочно.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона № 115-ФЗ решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Согласно п.9 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413, в случае принятия в установленном порядке решения об изменении (продлении, сокращении) срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, проставляет в миграционной карте отметку об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.
Однако органами внутренних дел своевременно это требование законодательства о сокращении срока пребывания выполнено не было. Более того, по обращению Ткача И. от 6 мая 2020 года срок его пребывания в связи с распространением новой коронавирусной инфекции был продлен до 4 августа 2020 года, что подтверждается отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д.29).
Указанные обстоятельства значительно снижают степень вины иностранного гражданина в нарушении требований миграционного законодательства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений. (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.).
В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Принимая во внимания вышеназванные нормы закона, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
С учетом степени вины Ткача И. в совершении административного правонарушения, отсутствия у него административных взысканий, выявления административного правонарушения в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и закрытия в связи с этим государственной границы, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации Ткачу И. нахожу несправедливым.
При таких обстоятельствах, постановление судьи подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново от 30 ноября 2020 года, вынесенное в отношении гражданина Республики Молдова Ткача Игоря по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьей 18.8 КоАП РФ, изменить.
Исключить из него указание на назначение Ткачу Игорю дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.