ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/20 от 19.08.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело №12-177/20

РЕШЕНИЕ

19 августа 2020 г.

Судья Жабреев В.А., Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга,

с участием защитника ООО «Призма» Вальнева Д.А.,

при секретаре Игониной И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Призма» Вальнева Д.А. на постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области < № > от 24.03.2020 г. Дозморовой А.Г. Обществу с ограниченной ответственностью «Призма» расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лобкова, дом 2 офис 211А2 назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно: в ходе заседания комиссии, в соответствии со ст. 229.2 Трудового кодекса РФ, большинством членов комиссии были определены причины несчастного случая и лица, ответственные за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая.

Работодателем представлен акт расследования, не соответствующий выводам комиссии, которые зафиксированы протоколом заседания комиссии. Работодателем самостоятельно без согласования с членами комиссии лица ответственные за допущенные нарушения. Таким образом, работодатель нарушил порядок проведения расследования несчастного случая (ст. 229.2 ТК РФ).

Кроме того, работодателем не представлено решение трудового коллектива о назначении уполномоченного, который имеет право представлять интересы работников, а также давать заключение о степени вины пострадавшего.

Будучи несогласным с постановлением о назначении наказания, защитник ООО «Призма» Вальнев Д.А. обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области < № > от 24.03.2020 г. отменить, мотивируя тем, что постановление должностного лица о назначении административного наказания не содержит указаний на то, какие нарушения положений государственных нормативных требований охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации допущены ООО «Призма». Кроме того, расследование несчастного случая - это деятельность, которая не связана с процессом осуществления безопасности труда работников предприятия.

Вменяемые ООО «Призма» деяния относятся к осуществлению порядка проведения (процедура) расследования несчастных случаев и оформления результатов расследования, что никак не относится к положениям требований охраны труда, содержащихся в нормативно-правовых актах и соответственно не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того, юридическое лицо не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Вальнев Д.А. поддержал жалобу и просил её удовлетворить по основаниям, указанным в ней, пояснив при этом, что расследование несчастного случая проводит не работодатель, а специально созданный им для указанных целей независимый орган - комиссия по расследованию несчастных случаев. Директор предприятия, иные руководители производств и т.д. в состав комиссии не включаются. Отсутствует событие вменяемого правонарушения. Вины работодателя в нарушение ст. 229 Трудового кодекса РФ нет. ООО «Призма» не представляло актов расследования, акт составлялся членами комиссии, которая была создана работодателем для расследования несчастного случая, акт был подписан членами комиссии.

Заслушав защитника ООО «Призма» Вальнева Д.А., исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд находит постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области < № > от 24.03.2020 г. Дозморовой А.Г. подлежащим отмене, по следующим основаниям:

Согласно ст. 30.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в суд, при этом при рассмотрении жалобы, судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо иных обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которые Кодекс РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лиа в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

Между тем, в постановление < № > от 13.01.2017 г. указано, что нарушение юридического лица выразилось в том, что работодатель нарушил порядок проведения несчастного случая, процедура проведения которого предусмотрена ст. 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) образует специальный уполномоченный орган - комиссию.

Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдение требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай (директор предприятия, иные руководители производств и т.д.) в состав комиссии не включаются.

Приказом руководителя ООО «Призма» от 15.01.2020 < № > для расследования обстоятельств и причин несчастного случая создана комиссия в составе: государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области (председатель комиссии) Дозморова А.Г., технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области, представителя ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ», представителя органа страховщика (филиала № 13 ГУ СРО Фонда социального страхования РФ, представителей работодателя ООО «Призма» и трудового коллектива ООО «Призма».

Как следует из материалов дела, представителем трудового коллектива ООО Призма» Ч.Р.А. к материалам расследования несчастного случая представлено заключение от 12.02.2020, согласно которому представитель трудового коллектива установил вину пострадавшего В.С.Ю. в наступлении несчастного случая.

Ч.Р.А., согласно приказу руководителя ООО «Призма» от 15.01.2020 < № >, как представитель трудового коллектива является полноправным, самостоятельным и независимым членом комиссии, который обладает в рамках предоставленных законом полномочий представлять на рассмотрение комиссии свое мотивированное заключение по указанным обстоятельствам. Член комиссии Ч.Р.А. при исполнении ею своих обязанностей в качестве члена указанной комиссии ООО «Призма» не была подотчетна.

Таким образом, за её действия при работе в комиссии Общество не ответственно. Реализация Чусовитиной предоставленных законом полномочий и обязанностей члена комиссии по расследованию несчастного случая осуществляется на основе материалов расследования несчастного случая и не может быть поставлено в вину ООО «Призма».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Призма» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области < № > от 24.03.2020 г. Дозморовой А.Г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Призма» - отменить, производство по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Призма» по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга.

Судья: В.А. Жабреев