Судья Г.Г. Фролова УИД 16RS0018-01-2020-001939-73 Дело №12-177/2020 Дело №77-1350/2020 р е ш е н и е Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания С.Ю. Пупкове, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 24 августа 2020 года по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья УСТАНОВИЛ: постановлением инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД России по Республике Татарстан от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 24 августа 2020 года, ФИО1 (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 800 рублей. В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО1 просит состоявшиеся акты отменить, производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. В судебном заседании ФИО1 и его защитник А.С. Павелко поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. При этом ФИО1 пояснил, что является гражданином Российской Федерации, не имеет гражданство (подданство) другого государства, зарегистрирован и осуществляет трудовую деятельность в Российской Федерации, автомобиль приобрел для личного пользования. Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ административным правонарушением признается правление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. На основании пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее по тексту – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления. В силу Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту – Федеральный закон №196-ФЗ), транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (статья 15). Права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы в частности Федеральным законом от 3 августа 2018 года №283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 283-ФЗ). Согласно пункту 7 статьи 4 названного закона, под транспортным средством понимается наземное самоходное устройство категорий L, M, N на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования, а также прицеп (полуприцеп). В силу пункта 6 Технического регламента Таможенного союза, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877К, транспортным средствам относятся: - категория L - мототранспортные средства; - категория M - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров; - категория N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси; - прицепы (полуприцепы). В соответствии со статьями 3, 6, 7, 8 Федерального закона №283-ФЗ, владельцем транспортного средства является собственник (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства. Государственному учету подлежат транспортные средства, за исключением транспортных средств, являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность. Владелец транспортного средства помимо прочего обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации. Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года №1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации транспортных средств). Из материалов дела усматривается, что заявителю вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах. 10 июля 2020 года в 18 часов на 30 километре автодороги Казань-Оренбург Республики Татарстан ФИО1, в нарушение пункта 1 Основных положений, управлял автомобилем TOYOTA, регистрационный знак <данные изъяты>, не зарегистрированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения. С выводом судьи следует согласиться. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ и виновность заявителя в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в частности, постановлением, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения, рапортом инспектора ДПС ГИБДД МВД России по Республике Татарстан <данные изъяты> и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности. При рассмотрении дела, установив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, всестороннего исследования представленных в дело доказательств, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в виновности ФИО1 в ходе производства по делу не установлено, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен. Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен полномочным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение обстоятельства, указанные инспектором ДПС в оспариваемом постановлении, у судьи районного суда не имелось. При таком положении обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ не вызывает сомнений. Постановление о назначении заявителю административного наказания по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание, назначенное ФИО1, соответствует санкции части 1 статьи 12.1 КоАП РФ. В обоснование заявленных требований, в представленной жалобе ФИО1 сослался в том числе на то, что принадлежащий ему автомобиль состоит на регистрационном учете в Республике Армения, то есть в государстве, являющемся членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а действующее правовое регулирование не возлагает обязанности регистрировать на территории Российской Федерации транспортные средства, состоящие на регистрационном учете государств - членов ЕАЭС. При оценке данного довода необходимо руководствоваться следующим. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. В настоящее время договор о двойном гражданстве между Российской Федерацией и Республикой Армения не заключен. Из системного анализа вышеуказанных норм Федерального закона №196-ФЗ, Федерального закона №283-ФЗ, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации в их взаимосвязи следует, что обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на транспортные средства, указанные в том числе в пункте 7 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ (категорий L, M, N), а именно: для использования в дорожном движении (за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении и временно ввезенных на территорию Российской Федерации на срок менее одного года), является государственная регистрация транспортного средства в Российской Федерации. В случае ввоза на территорию Российской Федерации для личного пользования транспортного средства, указанного в пункте 7 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ и зарегистрированного в государстве - члене ЕАЭС за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства (регистрации) только в Российской Федерации, необходимым условием для его использования на территории Российской Федерации так же является осуществление государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации после проведения таможенных процедур. Отсутствие такой регистрации препятствует допуску транспортного средства к участию в дорожном движении в Российской Федерации. Следовательно, управление таким транспортным средством на территории Российской Федерации без постановки на регистрационный учет в порядке и сроки, предусмотренные Правилами регистрации транспортных средств, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ. Как указано выше, в судебном заседании на настоящей стадии производства, ФИО1 пояснил, что он не имеет гражданство (подданство) другого государства, зарегистрирован и проживает в Российской Федерации, автомобиль TOYOTA, регистрационный знак <данные изъяты>, состоящий на регистрационном учете в Республике Армения, по договору купли-продажи приобрел для личного пользования. То есть, приобретенный заявителем в собственность автомобиль (категории М) не может быть отнесен к транспортному средству, участвующему в международном движении либо признан в качестве транспортного средства, временно ввезенного на территорию Российской Федерации. Соответственно, на данный автомобиль не распространяются положения абз.2 части 3 статьи 15 Федерального закона №196-ФЗ. Вопреки доводам подателя жалобы положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союз (далее по тексту – ТК ЕАЭС) к спорным отношениям не применимы. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТК ЕАЭС (вступившем в силу с 1 января 2018 года) в Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля. В соответствии с подп. 45, 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - это, в том числе любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. Под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. Порядок перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС. Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством. Таможенному декларированию подлежат в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах ЕАЭС. Таким образом, нормами ТК ЕАЭС регулируется порядок перемещения товаров через государственную границу стран участниц ЕАЭС, нормы указанного кодекса порядок государственной регистрации транспортных средств для целей обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации не регулируют. Согласно Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014), транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Армения до 10 октября 2014 года, являются товаром ЕАЭС. Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после указанной даты по ставкам, действующим в Республике Армения (отличающимся от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют статус иностранных товаров. Ставки таможенных пошлин, налогов, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года, не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 30). Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 приложения, в других государствах - членах ЕАЭС признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении либо до истечения 3-х лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС. Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС (пункт 31). Согласно пункту 35 приложения, автомобили, указанные в пунктах 30, 31 и зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, допускаются только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии с частью 4 статьи 253 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, Приказом Минфина России от 14 яря 2020 года №4н утвержден перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств и других определенных видов товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, в том числе таможенных операций по оформлению и продлению срока временного ввоза транспортных средств. Действительно, правовое регулирование Республики Армении не содержит прямого запрета на возможность отчуждения гражданами Армении транспортных средств, указанных в пунктах 30, 31 приложения к вышеуказанному Договору иным лицам, не имеющим гражданство Республики Армения, в том числе и гражданам Российской Федерации, постоянно не проживающим на территории Армении. Вместе с тем, чтобы такое транспортное средство приобрело статус товара ЕАЭС их новым владельцам – гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, необходимо осуществить таможенное декларирование в таможенных органах, определенных Приказом Минфина России от 14 января 2020 года №4н, уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам приложения № 2. Следовательно, применительно к рассматриваемым обстоятельствам, ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации, для реализации права на использование на территории Российской Федерации в личных целях приобретенного им 25 июня 2019 года в собственность автомобиля TOYOTA, находящегося на регистрационном учете в Республике Армения, обязан зарегистрировать данное транспортное средство в подразделениях Госавтоинспекции в порядке и срок, предусмотренные вышеназванными Правилами регистрации транспортных средств в Российской Федерации. При таком положении, выводы в оспариваемом решении судьи районного суда, в целом сводящиеся к утверждению о том, что действия заявителя, выразившиеся в управлении указанные в постановлении должностного лица время и месте транспортным средством, не зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, следует признать обоснованными. Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены и истолкованы судьей правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, не имеется. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, р е ш и л: решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 24 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья И.Н. Сабитов |