ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/20 от 25.11.2020 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-177/2020

Р Е Ш Е Н И Е

25 ноября 2020 года г. Кудымкар

Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Аккуратный А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Нешатаевой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Старцева П.Г. на постановление военного комиссара города Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Старцева П.Г., <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Старцева П.Г. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением военного комиссара города Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ Старцев П.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 1000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Старцев П.Г. обратился в Кудымкарский городской суд с жалобой, в которой ссылается на то, что с постановлением не согласен, поскольку оно является незаконным и необоснованным. В течение ДД.ММ.ГГГГ года он уже во второй раз привлекается к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ. Первое постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ было отменено решением Кудымкарского городского суда от 25.09.2020 года. ДД.ММ.ГГГГ после прохождения им военной комиссии, он был приглашен (повесткой, врученной ему под роспись) в военный комиссариат, где в отношении него вновь был составлен протокол. В протоколе указано, что он нарушил ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Вместе с тем указанная статья состоит из двух частей, в протоколе не указано, какая именно часть статьи нарушена. В протоколе и постановлении не указано время и место совершения правонарушения. Так же в протоколе указано, что он не явился в военный комиссариат для постановки на воинский учет в «установленные сроки», при этом не указано какие именно, так же данная формулировка не соответствует диспозиции ст. 21.5 КоАП РФ. В ДД.ММ.ГГГГ он являлся учащимся СОШ <адрес>, при прохождении его одноклассниками медицинской комиссии и постановки на воинский учет, он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ болел пневмонией, о чем имеются записи в его медицинской карте, в связи с чем, не посещал школу. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никто не вызывал его в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии и постановки на воинский учет, в том числе повесткой, ни через его родителей, которые живут и работают в <адрес>, ни через администрацию школы. ДД.ММ.ГГГГ он сам добровольно явился в военный комиссариат. До его появления в военном комиссариате даже не было заведено личное дело. Так же о незаконности постановления свидетельствует то, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ им было заявлено ходатайство о том, что он нуждается в защитнике. Однако, должностное лицо, составившее протокол, проигнорировало его просьбу о необходимости предоставления юридической помощи защитника. Если бы ему предоставили время для самостоятельного предоставления защитника, он готов был его предоставить. Полагает, что как при составлении протокола, так и при его рассмотрении были допущены существенные нарушения процессуальных требований закона. Поскольку Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» не указан конкретный срок, в течение которого лицо обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность, то правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет два месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, то есть со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. В нарушение норм КоАП РФ военный комиссар привлек его к ответственности за пределами срока давности, в связи с чем считает, что постановление является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ. Кроме того, считает, что имеет место быть предвзятое отношение к нему военного комиссара, вызванное тем, что ранее вынесенное в отношение него военным комиссариатом постановление было так же обжаловано им в суде. Так же он не согласен с назначением ему наказания в виде административного штрафа, поскольку является студентом очного отделения и не имеет каких-либо самостоятельных источников дохода. На основании изложенного, просит его жалобу удовлетворить, отменить вышеуказанное постановление военного комиссариата.

В судебное заседание Старцев П.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия. В соответствие с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть административное дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Военный комиссар г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычков А.В. в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст.9 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» постановка на первоначальный воинский учет производится комиссиями по постановке на учет в отношении граждан в год достижения ими 18 лет в период с 01 января по 31 марта, а в случае, если по каким-либо причинам лицо не было поставлено на воинский учет в указанный период, такая постановка производится в течение года. В 2017 году в военный комиссариат СОШ <адрес> направлен список учащихся, которым в ДД.ММ.ГГГГ исполняется 18 лет, подлежащих постановке на воинский учет. Под номером в указанном списке значится Старцев П.Г., который внесен в сводный список лиц, подлежащих постановке на учет под . В ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора школы направлены повестки о вызове лиц подлежащих постановке на воинский учет, с возложением на администрацию образовательного учреждения обязанности по надлежащему вручению данных повесток. Согласно повесток Старцев П.Г. был обязан явиться на комиссию ДД.ММ.ГГГГ, однако, ни по повестке, ни в дальнейшем Старцев П.Г. на комиссию по постановке на воинский учет не явился, корешок повестки образовательным учреждением в адрес комиссии не направлялся. В связи с указанными обстоятельствами были предприняты меры по розыску Старцева П.Г., которые были прекращены только ДД.ММ.ГГГГ, когда Старцев П.Г. самостоятельно явился в военный комиссариат для постановки на воинский учет. В соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ в ДД.ММ.ГГГГ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.21.5 КоАП РФ, составляет 3 года, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Старцева П.Г. и вынесено обжалуемое постановление.

Выслушав должностного лица, исследовав материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата города Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края О.Н.Н. в отношении Старцева П.Г. был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 21.5 КоАП РФ. В протоколе указаны обстоятельства правонарушения (место, время совершения и событие): Старцев П.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в военный комиссариат г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края для постановки на воинский учет. Согласно Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Старцев П.Г. подлежал первоначальной постановке на воинский учет в 2018 году, в установленные сроки в военный комиссариат для постановки на воинский учет не явился, чем нарушил ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 9 Постановления Правительства РФ 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», что предусматривает административную ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром города Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычковым А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Старцев П.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают наличие законных оснований для применения административного взыскания, соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статья 21.5 КоАП РФ предусматривает, что неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Из анализа нормы закона следует, что административной ответственности подлежит лицо в случае совершения действий, перечисленных в диспозиции ст. 21.5 КоАП РФ.

Согласно постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Старцев П.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.5 КоАП РФ, которое выразилось в том, что Старцев П.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратился в военный комиссариат г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края для постановки на воинский учет. Согласно Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Старцев П.Г. подлежал первоначальной постановке на воинский учет в ДД.ММ.ГГГГ, в установленные сроки в военный комиссариат для постановки на воинский учет не явился, чем нарушил ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п. 9 Постановления Правительства РФ 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Таким образом, объективная сторона вмененного правонарушения выразилась в том, что Старцев П.Г. нарушил установленную законом обязанность по явке для постановки на первоначальный воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету установлены ст.10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно ч.1 которой в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

В соответствии с ч.1ст.8 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете.

Согласно ч.1 ст.9 названного закона первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п.6 ст.9 названного закона Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

В соответствии со ст.7 названного закона в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя указанные нормы в их совокупности и системной взаимосвязи суд приходит к выводу о том, что первоначальная постановка граждан на воинский учет, в том числе медицинское освидетельствование граждан, и профессиональный психологический отбор граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учет. При этом, граждане, подлежащие воинскому учету, для прохождения мероприятий по постановке на воинский учет вызываются повестками, явка по которым обязательна и нарушение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.21.5 КоАП РФ.

Таким образом, для установления наличия или отсутствия в действиях лица, не явившегося по повестке комиссии по постановке на воинский учет указанного состава административного правонарушения необходимо установить надлежащим ли образом лицо уведомлено о необходимости явки на комиссию по постановке на учет и не обусловлена ли неявка по повестке уважительными причинами, перечисленными в ч.2 ст. 7 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом в адрес директора МОБУ «Средняя общеобразовательная школа » направлены повестки для вручения учащимся данной образовательной организации, подлежащим постановке на воинский учет, о вызове для прохождения мероприятий, связанных с воинским учетом на ДД.ММ.ГГГГ. Среди лиц, подлежащих уведомлению о необходимости явки указан Старцев П.Г.

В соответствии со сведениями представленными МОБУ «Средняя общеобразовательная школа » Старцев П.Г. находился на лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, вручить ему повестку о необходимости явки для постановки на первоначальный воинский учет не представилось возможным.

Факт нахождения Старцева П.Г. на лечении в указанный период подтверждается и медицинскими документами.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства вручения Старцеву П.Г. повестки для явки на комиссию по постановке граждан на учет, повестка о необходимости явки не вручена по указанным причинам, в связи с чем, обязанности по явке на ДД.ММ.ГГГГ у Старцева П.Г. не возникло, что исключает наличие в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ (в редакциях, действовавших в период 2018-2019 годов) срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.21.5 КоАП РФ составляет 2 месяца.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Учитывая, что Старцев П.Г. достиг 17-летия ДД.ММ.ГГГГ, последний день проведения мероприятий по постановке на первичный воинский учет - ДД.ММ.ГГГГ, а в случае если он по различным причинам не встал на первоначальный воинский учет в указанный выше срок, последний день проведения мероприятий по постановке на первичный воинский учет - ДД.ММ.ГГГГ, 2-х месячный срок давности привлечении к административной ответственности начал течь ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ (ст.4.8 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Иные доводы при установленных обстоятельствах юридического значения не имеют.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, постановление военного комиссара г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Старцева П.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление военного комиссара г. Кудымкар, Кудымкарского, Юрлинского и Юсьвинского районов Пермского края Рычкова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Старцева П.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Аккуратный