ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/20 от 26.10.2020 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело № 12-177/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

26 октября 2020 года пгт. Ленино

Судья Ленинского районного суда Республики Крым Верескун В.Г. в здании суда (298200, РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Пушкина 33), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе К. на постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым по делу об административном правонарушении от 10.06.2020 о привлечении К. к административной ответственности по ст. 15.11 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

К. обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.

В своей жалобе К. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить. В обоснование своих доводов указывает, что с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности с ним не заключался, резерв материальных ресурсов в обслуживание или использование актами приема-передачи не передавался. Мировым судьей не учтено, что к функциям сектора, а в дальнейшем отдела и его должностные обязанности не входят функции и обязанности по выполнению тех видов работ, которые предусмотрены в Перечне договора о полной индивидуальной материальной ответственности. В соответствии с Положением о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым, утверждённым постановлением администрации Ленинского района от 17.03.2016 № 185 (с учётом изменений) на отдел возложена обязанность по осуществлению контроля за созданием, хранением, использованием, восполнением и освежением материального резерва, то есть только контроля за созданием, хранением, использованием, восполнением и освежением материального резерва, но никак не учета и ведения. Также судьей в качестве доказательства по делу приняты пояснения представителя контрольно-счетной палаты Ленинского района Республики Крым ФИО4, которые не могут быть приняты т.к. являются противоречивыми и недостоверными: согласно их не ведение Книги учета материальных ресурсов является нарушением бухгалтерского учета. С 2017 года по 2019 год книга не велась. Книга, которая имеется в материалах проверки была заведена во время проверки – недостоверный факт, т.к. в акте проверки № 24 от 20.03.2020, протоколе об административном правонарушении № 8 от 10.04.2020, а также постановлении по делу об административном правонарушении указан факт о ведении Книги учета материальных ресурсов, ведение которой начато 21.01.2019. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, под которым согласно п. 7 ст. 3 Закона № 402-ФЗ понимается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В силу ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Аналогичные нормы закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждённом Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение № 34н). Согласно п. 6 Положения № 34н ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. В соответствии с п. 7 Положения № 34н руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером: ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Возглавляемый им сектор не имеет статуса юридического лица, он не является единоличным исполнительным органом экономического субъекта, не является лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта, а также управляющим, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель контрольно-счетной палаты Ленинского района в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства орган уведомлен надлежащим образом. 07.10.2020 в суд поступило ходатайство председателя контрольно-счетной палаты о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судья, в силу п.4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса). При этом, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Объектом нарушения рассматриваемой статьи являются требования к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Объективная сторона характеризуется деянием, т.е. действием или бездействием, которое выражается в грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных названным Законом, в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ). Объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Согласно п. 5 ст.10 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» - формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из п. 3 ст. 5 Федерального закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются: 1) наименование регистра; 2) наименование экономического субъекта, составившего регистр; 3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; 4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; 5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; 6) наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра; 7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти ( государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями утвержден в приложении № 3 к Приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фордами, государственными (муниципальных) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями утверждены в приложении №5 к Приказу №52н.

Пунктом 11 Перечня регистров утверждена форма регистра 0504042 «Книга учета материальных ценностей». Согласно Методических указаний – Книга учета материальных ценностей (ф.0504042) применяется для учета в местах хранения материальных ценностей лицами, ответственными за их сохранность. Учет в Книге (ф.0504042) ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам и количеству материалов, готовой продукции, мягкого инвентаря, посуды, объектов библиотечных фондов с использованием отдельных страниц по каждому наименовании объекта учета. Учреждение систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе ( в местах хранения), а также производит сверку данных по счетам бухгалтерского учета материальных запасов с записями, которые ведут материально ответственные лица по местам хранения материальных ценностей. О результатах проверок должны быть сделаны соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце Книги (ф.0504042).

Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной контрольно-счетной палатой Ленинского района Республики Крым, установлено, что отделом по вопросам ГО, ЧС и охраны труда Администрации Ленинского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не велся учет средств резерва материальных ресурсов, что является нарушением п.6.1, п.6.2 Положения о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Ленинского района, утвержденного Постановлением Администрации Ленинского района от 17.03.2016 № 185, п. 7.1 и п.7.4 Положения о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Ленинского района, утвержденного постановлением Администрации Ленинского района от 12.09.2018 № 558. Представленная к проведению проверки Книга учета материальных ресурсов, ведение которой начато отделом только с 24.01.2019 не соответствует форме регистра бухгалтерского учета Книга (ф.0504042), утвержденной приложением 3 Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 №52н.

В представленной к проверке Книге учета материальных ресурсов учет средств резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым осуществляется только в количественном выражении без указания данных об их стоимости и материально-ответственных лицах. Неведение учета по средствам резерва материальных ресурсов, отсутствие регистров бухгалтерского учета не дает возможности установить достоверное количество и стоимость товарно-материальных ценностей числящихся в резерве материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данных инвентаризационных описей по объектам нефинансовых активов, заведующий сектором по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда Администрации Ленинского района Республики Крым К. является материально-ответственным лицом за средства резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым.

Согласно разделу 3 Должностной инструкции заведующего сектором по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций отдела по мобилизационной работе, территориальной обороне, вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации Ленинского района Республики Крым, утвержденной первым заместителем Главы Администрации Ленинского района ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, с которой К. ознакомлен, к должностным обязанностям работника относится в том числе и: осуществление создания, хранения, восполнения материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения гражданской обороны.

Согласно разделу 3 Должностной инструкции, утвержденной Главой Администрации Ленинского района ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, а также Должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, к должностным обязанностям работника относится, в том числе и осуществление создания, хранения, восполнения материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения гражданской обороны.

Из раздела 5 вышеуказанных Должностных инструкций следует, что работник несет установленную законодательством ответственность, в том числе и за невыполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

Таким образом, заведующим сектором по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда Администрации Ленинского района Республики Крым К. в период с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 16 часов 59 минут ДД.ММ.ГГГГ (фактическая работа по производственному календарю) не соблюдены требования п. 6.1, п. 6.2 Положения о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Ленинского района, утвержденного Постановлением Администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ, п. 7.1 и п.7.4 Положения о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Ленинского района, утвержденного Постановлением Администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

Оценив материалы дела и представленные доказательства, а именно: протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении (л.д.1-10); акт от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения Администрацией Ленинского района Республики Крым требований Федерального законодательства, законов Республики Крым и муниципальных правовых актов при создании, хранении, использовании и восполнении резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым за период 2017-2019 годы (л.д. 17-22); ответ о рассмотрении возражений (л.д.26-34); постановление № 185 от 17.03.2016 Администрации Ленинского района Республики Крым «О резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района» (л.д.35-36); положение о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым (приложение 1 к постановлению № 185 от 17.03.2016), из п.6.1 которого следует, что Контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резерва осуществляет сектор по вопросам гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Администрации Ленинского района, а, согласно п. 6.2 Должностное лицо, осуществляющее хранение Резерва несет ответственность за: прием, хранение и выдачу материальных ресурсов, входящих в Резерв; организацию учета количественного и качественного состояния материальных ресурсов Резерва; обеспечение соответствия условий хранения Резерва требованиям нормативных документов по сохранности вида резервов (л.д. 37-39); номенклатуру и объем резерва материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района (приложение 2 к постановлению № 185 от 17.03.2016) (л.д.40-41); постановление № 558 от 12.09.2018 Администрации Ленинского района Республики Крым «О внесении изменений в постановление администрации Ленинского района Республики Крым от 17.03.2016 № 185 «О резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района» (л.д.42); положение о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ленинского района Республики Крым (приложение 1 к постановлению № 185 от 17.03.2016 в редакции постановления от 12.09.2018 № 558), из п.п.7.1 п. 7 которого следует, что контроль за созданием, хранением, использованием, восполнением и освежением Резерва осуществляется отделом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда Администрации Ленинского района Республики Крым (л.д.43-46); копию книги учета материальных ресурсов, начата 24.01.2019 (л.д.47-48); инвентаризационные описи по объектам нефинансовых активов с распиской, которая оформляется до начала инвентаризации, подписанной заведующим сектором ФИО5, из которой следует, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу нефинансовых активов, сданы в бухгалтерию и никаких не оприходованных или списанных в расход нефинансовых активов не имеется (л.д.49-51); должностную инструкцию заведующего сектором по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций отдела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО5, утвержденную Главой Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО6 13.09.2018, из раздела 3 которой следует, что на работника возложена обязанность: осуществление создания, хранения, восполнения материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения гражданской обороны.(л.д.52-58); должностную инструкцию главного специалиста отела по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и охраны труда Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО5, утвержденную Главой Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО6 10.01.2018 из раздела 3 которой следует, что на работника возложена обязанность: осуществление создания, хранения, восполнения материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения гражданской обороны (л.д.59-65); должностную инструкцию заведующего сектором по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций отдела по мобилизационной работе, территориальной обороне, вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО5, утвержденную первым заместителем Главы Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО7 03.10.2017, которая содержит аналогичные права и обязанности (л.д.66-72); должностную инструкцию главного специалиста сектора по вопросам гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций Администрации Ленинского района Республики Крым ФИО5, утвержденную Главой Администрации Ленинского района Республики Крым 12.01.2015 ФИО8 (л.д.73-79); мировой судья пришла к выводу о виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Оснований не согласится с выводами суда первой инстанции у судьи апелляционной инстанции не имеется. Указанные доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и в своей совокупности дополняют друг друга.

Вопреки изложенным в жалобе обстоятельствам, об осуществлении лишь контроля за созданием, хранением, использованием, восполнением и освежением материального резерва, на К., также возложена ответственность за: прием, хранение и выдачу материальных ресурсов, входящих в Резерв; организацию учета количественного и качественного состояния материальных ресурсов Резерва; обеспечение соответствия условий хранения Резерва требованиям нормативных документов по сохранности вида резервов (п. 6.2 Положения о резервах материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Ленинского района, утвержденного Постановлением Администрации Ленинского района от от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, действия должностного лица К. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Каких-либо сомнений в виновности К. в совершении административного правонарушения материалы дела не содержат.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и не опровергают выводы судьи о доказанности вины К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, которые бы служили основанием для отмены постановления мирового судьи при производстве по делу в отношении К., допущено не было.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья -

РЕШИЛ:

Жалобу К. на постановление мирового судьи судебного участка № 61 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым по делу об административном правонарушении от 10.06.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.11 ч. 1 КоАП РФ – оставить без удовлетворения, а вышеуказанное постановление мирового судьи оставить без изменений.

Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ в порядке предусмотренном ст. 30.12. КоАП РФ.

Судья В.Г. Верескун