Дело № 12-177/2018 Р Е Ш Е Н И Е город Каменск-Уральский Свердловской области 29 мая 2018 года Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Макаров В.П., при секретаре Якушенко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 от 18.04.2018 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: 18.04.2018 года заместителем начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № о признании должностного лица – руководителя службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» (далее ОАО «КУЗОЦМ») ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Из содержания постановления о назначении административного наказания следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в период с 04 по 31 июля 2017 года (на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО3 от 27.06.2017 № 1008, а также в соответствии с актом проверки от 31.07.2017 № 336) обнаружено что, у предприятия имеется Проект НООЛР (далее - Проект). Согласно Проекта в ходе производственного процесса, а именно механической обработки, образуются отходы стружки и кускового отхода, которые собираются по видам сплавов и передаются в заготовительный цех через шихтовое отделение. Отход в виде стружки используется в процессе получения сплавов марок: свинцовистые латуни, двойные латуни, никельсодержащие алюминиевые бронзы, алюминиевые бронзы с марганцем, медь, бронзы и латуни. Отходы производственных цехов, в том числе стружка, идентифицируются биркой с чёткой читаемой маркировкой, подразделяются на типы, определяется принадлежность к сплаву или химическому составу, далее осуществляется сбор, подготовка, хранение и транспортировка отходов по сплаву или внешнему виду. Затем отходы поступают в цех №4 (склад 19). Согласно Стандарту организации СТО СК П 8.1-01-2017 (издание первое) «Планирование и управление», в соответствии со схемой движения металла на предприятии стружка отправляется на переплав в шихтовое отделение заготовительного цеха, о чем в строке паспорта «марка сплава» вносится соответствующее обозначение. В ходе проведения проверки предприятие представило справку от 24.07.2017 года, согласно которой, стружка, образованная при резке слитков цветных металлов, является отходом «Отходом производственных цехов». В нарушение ст. 8.2 КоАП РФ у ОАО «КУЗОЦМ» не учтён в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение отход «Стружка металлическая при металлообработке», образующийся в результате его производственной деятельности; отсутствует разработанный в установленном порядке паспорт на отход «Стружка металлическая при металлообработке»; отсутствует информация в данных учета отходов образования и движения отхода «Стружка металлическая при металлообработке». Указано, что правонарушение допущено по вине должностного лица -руководителя службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «КУЗОЦМ» ФИО1. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Синарский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку стружка, образованная при резке слитков цветных металлов, является «Отходом производственных цехов» - это термин принятый на предприятии (п. 2.1 Технологической инструкции №2013 «Порядок подготовки, хранения, контроля и движения отходов цветных металлов и сплавов»), и не является отходом в общеправовом смысле согласно Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года. Поскольку образуемая в процессе производства стружка не удаляется, то есть не выбывает из производственного цикла предприятия, а вовлекается в текущее производство, следовательно она не является отходом производства. ФИО1 считает, что в его действиях (бездействии) состав административного правонарушения отсутствует, поскольку в его должностные обязанности не входят ни организационно-распорядительные, ни административно-хозяйственные функции (в том смысле, который вкладывает в них законодатель). В ходе рассмотрения дела государственным органом так и не было установлено в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение его должностных обязанностей. ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, дал суду аналогичные объяснения. Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, заместитель начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу ФИО2 в судебное заседание не явилась, в суд направила ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие. Выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему. Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Исходя из данного определения признаком, отличающим отходы от сырья, материалов и прочих изделий и продуктов, является утрата потребительских свойств, невозможность использования в дальнейшем в процессе производства. Статьей 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. В соответствии с частями 1 и 3 ст. 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Как следует из материалов дела и пояснений ФИО1, изготовление слитков в плавильном цехе № 1 проводится в соответствии с технологическими картами на каждый вид сплава. В плавильной печи готовится расплав, производится отливка слитков, слитки передаются на ленточно-отрезные станки для резки на мерные заготовки. В технологической карте указано в соответствии с какой технологической инструкцией проводится обработка слитков. В п. 5.9. технической инструкции №2012 «Работа на ленточно-отрезном станке HERKULES X» (в редакции с изменением 1 от 18.11.2014 года и аналогичных инструкциях, для других единиц оборудования) указано, что стружку при резке слитков каждого сплава собирают в отдельную банку емкостью не более 20 кг. После разрезания слитка стружку передают на печь с аналогичным сплавом под руководством сменного мастера с внесением в шихтовую навеску. На банку крепят бирку распечатанную из системы «АХАРТА» с указанием статуса цветного металла «стружка», марки сплава и даты. Не допускается смешивание стружки разных сплавов. То есть образуемая в процесса производства стружка, не удаляется, не выбывает из производственного цикла предприятия, а вовлекается в текущее производство. Согласно п. 3.2.1 Технологической инструкции №2013 «Порядок подготовки, хранения, контроля и движения отходов цветных металлов и сплавов» отходы в виде стружки плавильного передела должны подаваться в навеску на печь в течении одной смены, если отходы не удалось сплавить в одной смене, то они должны быть загружены на смену и сплавлены в следующей смене. Кроме того, суд отмечает, что отнесение стружки, образованной при резке слитков цветных металлов, в Технологической инструкции №2013 к отходам производственных цехов само по себе не свидетельствует об отнесении стружки к категории отходов, поскольку исходя из определения, абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отличающим отходы от сырья, материалов и прочих изделий и продуктов, является утрата потребительских свойств, невозможность использования в дальнейшем в процессе производства. Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что должностным лицом Росприроднадзора не доказано отнесение стружки металлической при металлообработке, образующейся в ходе производства общества, к отходам, в связи с чем у ОАО «КУЗОЦМ» отсутствует обязанность по разработке паспортов отходов стружки металлической при металлообработке, учитывать стружку в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, отражать стружку в данных учета отходов, то есть в данном случае отсутствует состав административного правонарушения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 от 18.04.2018 года о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностного лица – руководителя службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «КУЗОЦМ» ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО2 № от 18.04.2018 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – руководителя службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов» ФИО1 по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить. Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его получения или вручения в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Синарский районный суд. Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником. Судья: Макаров В.П. |