ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/2021 от 08.06.2021 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 12-177/2021

РЕШЕНИЕ

08 июня 2021 года г. Стерлитамак РБ

Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Максютов Р.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Мохит-СТР» ФИО1 на постановление государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства экологии РБ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица- ООО «Мохит-СТР» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением юридическое лицо ООО «Мохит-СТР» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Из постановления следует, что в рамках рассмотрения поручения, поступившего из Прокуратуры РБ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой проверки проведенной Южно-Уральским управлением Росприроднадзора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки контролирующим органом выявлено, что в 2020 году ООО «Мохит-СТР» на объект обработки принято более 66 тыс. тонн отходов.

Согласно «Сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» по форме статистической отчетности форме 2-ТП (отходы) за 2020 год ООО «Мохит-СТР на объект обработки отходов, расположенный по адресу: <адрес> принято более 66 тыс. тонн отходов.

Приказом Министерства Природопользования и Экологии Республики Башкортостан от 30.12. 2019 года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан», утверждена территориальная схема обращения с отходами.

Согласно территориальной схеме: Мощность мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» до - тыс. тонн\год., год ввод в эксплуатацию 2013, оборудование используемое –мусоросортировочный комплекс ООО «Экомашгрупп» согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что мусоросортировочный комплекс ООО «Мохит-СТР» включен в территориальную схему обращения с отходами, утвержденную приказом Министерства природопользования и экологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ года с мощностью тыс. тонн\год. ООО «Мохит-СТР» имеет лицензию серии 02 от ДД.ММ.ГГГГ год на сбор отходов I- IV классов опасности, транспортирование отходов классов опасности и обработку отходов класса опасности. На основании действующей лицензии и в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами предприятие осуществляет обработку отходов класса опасности в мусоросортировочном комплексе по адресу: <адрес>

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Мохит-СТР» - ФИО1, подала жалобу, в котором просит постановление /о от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. Указывая следующее, что на производственную площадку, эксплуатируемую ООО «Мохит-СТР» при осуществлении деятельности по обращению с отходами, находящуюся по адресу: РБ, <адрес> распространяет свое действие проект санитарной защитной зоны, разработанной ИП ФИО2 При разработке указанного проекта в качестве одного из критериев классификации объекта принимался критерий согласно п.ДД.ММ.ГГГГ «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, торговли и оказания услуг» по СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: «Мусоросжигающие мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью от 40 тыс т/год» предел мощности не ограничен.

Таким образом, параметры утвержденной санитарно-защитной зоны и техническая возможность мусоросортировочного комплекса позволяют ООО «Мохит-СТР» принимать количество более 40 тыс. тонн в год.

ДД.ММ.ГГГГ на мусоросортировочный комплекс, расположенный по адресу: РБ, <адрес> было получено санитарно-эпидемиологическое заключение 02.БЦ.01.000.Т.00056ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта расчетной СЗЗ санитарным нормам и правилам в том числе СанПиН .2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, в котором указан класс опасности 1, то есть для мусоросжигательных мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью от тыс. т./год.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека выдано решение -РСЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ об установлении санитарно - защитой зоны для объекта ИП ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>.

Сведения о «Санитарно-защитной зоне объекта ИП ФИО2, расположенного по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ с присвоением реестрового номера в установленном порядке. Письмом начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ в городах Стерлитамак, Аургазинском, Гафурийском, Стерлибашевском, <адрес>х ДД.ММ.ГГГГ/исх- подтверждено распространение проекта расчетной СЗЗ на предприятие-арендатор ООО «Мохит-СТР».

Указанное подтверждает, что проектная мощность мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» больше 40 000 тонн.

ООО «Мохит –СТР» принято на обработку и обработано в ДД.ММ.ГГГГ году тонн твердых коммунальных отходов. Данное количество ТКО не противоречит полученным разрешительным документам.

В судебном заседании представители ООО «Мохит –СТР» по доверенности ФИО3, ФИО4, жалобу поддержали, просили производство по делу прекратить, суду пояснили, что между ООО «Мохит-СТР» не нарушал территориальную схему и схему потоков, поскольку деятельность ООО «Мохит-СТР» построена таким образом, что оно осуществляет прием и переработку отходов, которые поступают им от ООО «Эко-Сити». При этом ООО «Мохит-СТР» не может отказать в принятии отходов.

В судебном заседании представитель Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ ФИО5 в удовлетворении жалобы возражала, просила оставить постановление без изменения.

Представитель прокуратуры РБ, прокуратуры г. Стерлитамака, представитель Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещены судом.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Названной нормой установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Исходя из требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением государственного инспектора, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства экологии РБ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «Мохит-СТР» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Из постановления следует, что в рамках рассмотрения поручения, поступившего из Прокуратуры РБ 7 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой проверки проведенной Южно-Уральским управлением Росприроднадзора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки контролирующим органом выявлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году ООО «Мохит-СТР» на объект обработки принято более тыс. тонн отходов. Согласно «Сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» по форме статистической отчетности форме 2-ТП (отходы) за 2020 год ООО «Мохит-СТР на объект обработки отходов, расположенный по адресу: <адрес> принято более тыс. тонн отходов. Приказом Министерства Природопользования и Экологии РБ от 30.12. 2019года «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан» утверждена территориальная схема обращения с отходами. Согласно территориальной схеме: Мощность мусоросортировочного комплекса ООО «Мохит-СТР» до - тыс. тонн\год, год ввод в эксплуатацию 2013год.

В постановлении указано, что вина ООО «Мохит-СТР» заключается в том, что имея возможность принятия мер по соблюдению территориальной схемы обращения с отходами, юридическое лицо не обеспечило выполнение данных обязанностей, допустило нарушение природоохранного законодательства, а именно в несоблюдении территориальной схемы обращения с отходами.

Требования к территориальной схеме обращения с отходами установлены статьей 13.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 10 статьи 24.6 названного Закона) и не определяет механизм ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Для реализации данного правила соблюдения схемы потоков твердых коммунальных отходов законодателем установлена обязанность для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами заключить с региональными операторами договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Без указанного соглашения соблюсти схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность, не представляется возможным, что может привести к несанкционированному размещению твердых коммунальных отходов, а также избеганию обязанности, предусмотренной статьей 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Судом установлено, что между ООО «Мохит-СТР» и региональным оператором ООО «Эко-Сити» заключен договор на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов -О от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому исполнитель (ООО «Мохит-СТР») обязуется принять и обработать твердые коммунальные отходы в соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно таблице 5.4 «Сведения об объектах обработки ТКО на территории Республики Башкортостан» «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, Республики Башкортостан» утвержденная приказом Министерства природопользования и экологии РБ от ДД.ММ.ГГГГп, проектная мощность мусоросортировочной линии эксплуатируемой ООО «Мохит-СТР» составляет в год.

Однако Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами, согласно которой мощность объекта ООО «Мохит-СТР» указана от тыс. тонн в год.

Само по себе прием отходов объемом тонн при проектной мощности тонн мусоросортировочной линии не свидетельствует о нарушении территориальной схемы ООО «Мохит-СТР», тем более что все остальные условия размещения отходов, такие как размер площади мусоросортировочного комплекса - 1000м, модернизации оборудования позволяют принять указанный объем отходов.

Кроме того, согласно договора заключенного между ООО «Мохит-СТР» и региональным оператором ООО «Эко-Сити» на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов -О от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Мохит-СТР» обязуется принять и обработать твердые коммунальные отходы в соответствии с действующим законодательством РФ, объем принимаемых отходов не указан.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица о нарушение территориальной схемы ООО «Мохит-СТР» не подтверждается материалами дела.

Принимая во внимание изложенное, постановление государственного инспектора Стерлитамакского территориального управления Министерства экологии РБ № 11-04/о от 02 апреля 2021года нельзя признать законным, оно подлежат отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу директора ООО «Мохит-СТР» - ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Стерлитамакского территориального управления Министерства экологии РБ № 11-04/о от 02 апреля 2021года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения.

Судья подпись Р.З. Максютов

Копия верна

Судья Р.З. Максютов