Судья Шелепова Н.В. Дело № 21-15/2022 (№ 12-177/2021)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 12 января 2022 года в г. Сыктывкаре Республика Коми жалобу директора МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории г. Печора с подчинённой ему территорией № 3/2021/7.3 от 30 июля 2021 года и решение судьи Печорского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории г. Печора с подчинённой ему территорией № 3/2021/7.3 от 30 июля 2021 года МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» подало жалобу в Печорский городской суд Республики Коми, в которой просило оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Печорского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Выражая несогласие с вынесенным судебным актом и постановлением административного органа, директором МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора», надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего законного представителя или защитника не обеспечило.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что 16 июня 2021 года в Печорский отдел по охране окружающей среды Министерства природы Республики Коми поступило сообщение (телефонный звонок) с информацией о незаконной добыче торфа неизвестными лицами посредством автотранспортной техники (экскаватора с последними цифрами регистрационного номера 44 и самосвала) на территории городского поселения «Печора» в районе <Адрес обезличен>.
17 июня 2021 года Печорским районным отделом по охране окружающей среды проведён плановый осмотр указанной территории с составлением акта осмотра, установлено, что на данной территории зафиксированы следы деятельности по добыче торфа. Размеры самовольного карьера составляют 16 м на 7 м, глубина разработки до 1 метра, площадь вскрыши (нарушенного почвенного покрова) составляет до 112 кв.м. Зафиксированы следы автотранспортной техники.
Судом установлено и следует из материалов дела, что территории, на которой производились работы по выемки недр, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно сведениям администрации МР «Печора» в летний период 2021 года МБУ «Производственно-технический комплекс» в рамках муниципального задания производились работы по озеленению городского поселения «Печора», площадь озеленения составляла 55 кв.м., период проведения работ с 15 мая 2021 года по 31 сентября 2021 года.
Из материалов дела следует, что согласно информации Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора о владельцах экскаватора марки ..., владельцем является АО «Тепловая сервисная компания», иных экскаваторов с номером, заканчивающимся на 44 на территории г. Печоры нет.
В соответствии с договором об оказании транспортных услуг <Номер обезличен> от 15 июня 2021 года указанный экскаватор предоставлялся МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора», срок оказания услуг с 15 июня 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Из акта № 1 502 от 18 июня 2021 года следует, что время работы транспортного средства составило 5 часов, в маршруте движения фигурирует <Адрес обезличен>. Кроме того представлены сведения о том, что в период с 14 июня 2021 года по 16 июня 2021 года экскаватор использовался в производственной деятельности МУП «Горводоканал», однако сведения о том, что им осуществлялись какие-либо работы с выездом из гаража отсутствуют.
Судом установлено, что МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми не оформлялось предоставление недр в пользование и не выдавалось специальное государственное разрешение на пользование участками недр местного значения на территории ГП «Печора».
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения юридического лица МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность указанного лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьёй городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, судья городского суда исходил из того, что МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» допущены нарушения требований действующего законодательства и в отсутствии лицензии осуществляется незаконная добыча недр (торфа), в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи являются обоснованными.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статье 11 Закона № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, представляющей собой установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Приказом Минприроды Республики Коми от 05 ноября 2015 года № 486 утверждён Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений в границах земельных участков собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории Республики Коми, в силу пункта 3 которого использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, имеющихся в границах земельного участка, юридическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами этих земельных участков, осуществляется по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Получение согласования не требуется на: использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, имеющихся и границах земельных участков, физическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами этих земельных участков; строительство подземных сооружений для собственных нужд до глубины 5 метров.
Юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, при возникновении необходимости использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, имеющихся в границах этих участков, обращаются в Минприроды Республики Коми с заявлением (пункт 4 Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Предметом настоящего правонарушения выступают недра.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Согласно статье 1.2 Закона № 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
По смыслу статьи 19 Закона № 2395-1 «О недрах», Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, использование полезных ископаемых и (или) подземных вод юридическими лицами, являющимися собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами, возможно только в имеющихся границах земельного участка.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
В данном случае, юридическим лицом МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» не предпринимались какие-либо меры по организации надлежащего использования полезных ископаемых (торфа), лицензия на добычу торфа не выдавалась.
Сам по себе факт осуществления действий по недропользованию без надлежащего разрешения достаточен для привлечения МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах жалобы заявителя поддерживается правовая позиция заявителя, отражённая в жалобе, поданной в Печорский городской суд, которым судом была дана надлежащая оценка в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы жалобы о том, что факт совершения работ находившейся в месте незаконной добычи недр техники, используемой МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» по договору, не доказан, являются несостоятельными, поскольку обстоятельства совершения указанной техникой работ, связанных с изъятием земли, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а также фактически не оспаривалось представителем привлекаемого юридического лица в судебных заседаниях городского суда.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления должностного лица и судебного акта, жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории г. Печора с подчинённой ему территорией № 3/2021/7.3 от 30 июля 2021 года и решение судьи Печорского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу директора МБУ «Производственно-технический комплекс» ГП «Печора» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья: Соболев В.М.