ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/2021 от 16.06.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-177/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Индустриального районного суда г. Хабаровска Кан Р.О., с участием

главного специалиста отдела контроля в области долевого строительства комитета государственного строительного надзора <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

защитника арбитражного управляющего ООО «Гарантия-Строй» Скирка Т.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в помещении Индустриального районного суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, жалобу должностного лица арбитражного управляющего ООО «Гарантия-Строй» ФИО1 на постановление заместителя председателя комитета государственного строительного надзора <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Строй» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя председателя комитета государственного строительного надзора <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и.о. конкурсного управляющего ООО «Гарантия-Строй» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

С указанным постановлением арбитражный управляющий ООО «Гарантия-Строй» ФИО1 не согласилась, обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить принятое решение, признав его незаконным, поскольку фактически и.о. конкурсного управляющего ФИО1 в отсутствии аккредитации не вправе выполнять обязанности в качестве конкурсного управляющего должника, имеющего статус застройщика, за исключением возложенной на нее обязанности по сохранности имущества и не имела такой возможности ввиду отсутствия документации и доступа в личный кабинет застройщика. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гарантия-Строй» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО1, член ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Гарантия-Строй» открыта процедура конкурсного производства, и.о. конкурсного управляющего ООО «Гарантия-Строй» утверждена ФИО1 Принимая во внимание, что доказательств аккредитации ФИО1 публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» не имеется, что препятствует ее утверждению конкурсным управляющим в деле о банкротстве ООО «Гарантия-Строй» как застройщика, с целью обеспечения сохранности имущества должника, суд счел возможным возложить исполнение обязанностей на ФИО1 до утверждения конкурсного управляющего соответствующего требования п. 2.1 ст. 201.1 Закона о банкротстве. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бывшим руководителем должника ФИО4 не переданы и.о. конкурсного управляющего должником бухгалтерская и иная документация, печати и имущество, является препятствием для предоставления отчетности в адрес Комитета. ФИО1 неоднократно обращалась к ФИО4 с требованием передать заверенные копии документов, имеющихся в распоряжении руководителя. Возложенная определениями суда обязанность передать документы исполнена ФИО4 частично в марте и сентябре 2020 года.

При рассмотрении дела защитник Скирка Т.В. поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснил, что комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края был привлечен Арбитражным судом Хабаровского края в качестве стороны по делу и знал какую деятельность ведет застройщик, проблемы объекта, какие затруднения испытывает ФИО1 при истребовании документов, и какие для этого предпринимает меры. Объектом является заброшенный многоквартирный дом, ФИО1 приняла все меры по обеспечению сохранности имущества.

Главный специалист отдела контроля в области долевого строительства комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО2 в ходе рассмотрения жалобы просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснила, что у ООО «Гарантия-Строй» имеется разрешение на строительство, застройщик обращался в Госстройнадзор за получением заключения о соответствии проектной документации. Закон о банкротстве не распределяет обязанности по предоставлению отчетности, в связи с чем, ФИО1, являясь и.о. конкурсного управляющего, в рамках своих полномочий должна была приять меры по истребованию документов для составления отчетности, обратиться в банки, налоговую инспекцию о движении денежных средств, в том числе в комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края. Отсутствие электронной подписи не освобождает ФИО1 от обязанности предоставить отчетность. На составление протокола об административном правонарушении, а также на рассмотрение дела ФИО1 не явилась, какие-либо сведения о невозможности предоставить отчетность не сообщила.

Арбитражный управляющий ООО «Гарантия-Строй» ФИО1 на рассмотрение дела не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, причины неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не представила.

Выслушав пояснения главного специалиста отдела контроля в области долевого строительства комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО2, защитника Скирка Т.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья… не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).

Ответственность по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.

Субъектами указанного правонарушения являются застройщики - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, имеющие в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, состоит в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.

В соответствии с п. 3.2 ч. 3, п. 6 ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ, уполномоченный орган утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, форму сводной накопительной ведомости проекта строительства. Контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» утверждена форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, форму сводной накопительной ведомости проекта строительства. Предоставление застройщиками отчетности в соответствии с данным документом за IV квартал 2019 года и I квартал 2020 года осуществляется в срок до 01.06.2020 (Приказ Минстроя России от 03.04.2020 N 187/пр), согласно которому отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор участия в долевом строительстве), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве. Отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал. Отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС). Датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.

Судом установлено, что ООО «Гарантия-Строй», юридический адрес: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> пом. I (27-41), зарегистрировано в ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с разрешением на строительство № RU27510101-155 от ДД.ММ.ГГГГ, продленным главой администрации Николаевского муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет функции застройщика по комплексу работ, связанных со строительством объекта «Реконструкция объекта незавершенного строительства, жилой многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>» по адресу: <адрес>Б. Согласно договору пр купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства принадлежит на праве собственности ООО «Гарантия-Строй». Органом, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории <адрес> является комитет государственного строительного надзора <адрес>. Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гарантия-Строй» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО1, член ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих». Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гарантия-Строй» признано несостоятельным (банкротом), исполнение обязанностей конкурсного управляющего Общества возложено на ФИО1 В установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно и.о. конкурсного управляющего ООО «Гарантия-Строй» ФИО1 отчетность за I квартал 2020 года в комитет государственного строительного надзора <адрес> в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в ЕИСЖС не направила.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными при рассмотрении жалобы доказательствами: выпиской из ЕГРЮЛ, разрешением на строительство № RU27510101-155 от ДД.ММ.ГГГГ, договором пр купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотом с сайта «наш.дом.рф».

При рассмотрении дела должностное лицо административного органа правильно исходил из того, что ФИО1, являясь должностным лицом, исполняющим обязанности конкурсного управляющего ООО «Гарантия-Строй», и наделенным организационно-распорядительными функциями руководителя юридического лица, осуществляющего застройку объекта «Реконструкция объекта незавершенного строительства, жилой многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>», обязана была предоставить в комитет государственного строительного надзора <адрес> отчетность за I квартал 2020 года в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, обоснованно пришел к выводу о наличии в ее действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что у и.о. конкурсного управляющего ФИО1 отсутствовала аккредитация, в связи с чем, она не вправе была выполнять обязанности в качестве конкурсного управляющего должника, имеющего статус застройщика, за исключением возложенной на нее обязанности по сохранности имущества, не имела доступа в личный кабинет застройщика, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ бывшим руководителем должника ФИО4 не переданы управляющему должником бухгалтерская и иная документация, печати и имущество, является препятствием для предоставления отчетности в адрес Комитета, ФИО1 неоднократно обращалась к ФИО4 с требованием передать заверенные копии документов, имеющихся в распоряжении руководителя, возложенная определениями суда обязанность передать документы исполнена ФИО4 частично в марте и сентябре 2020 года, не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления, поскольку ФИО1, на которую решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возложено исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО «Гарантия-Строй» без каких-либо ограничений, обязана в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» направлять отчетность о должнике в контролирующий орган. Материалы дела не содержат каких-либо сведений об истребовании и.о. конкурсного управляющего ФИО1 у руководителя ООО «Гарантия-Строй» ФИО4 ключа электронной цифровой подписи для последующего получения доступа к кабинету застройщика, обращений в кредитные организации, налоговую службу о движении денежных средств, а также непосредственно в комитет государственного строительного надзора <адрес> об истребовании документов, направления в контролирующий орган имеющихся в распоряжении должностного лица документов.

Должностным лицом административного органа и.о. конкурсного управляющего ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа. Вопрос о возможности назначения ему административного наказания в виде предупреждения не рассматривался. Доводов о невозможности применения данного наказания в оспариваемом постановлении не приведено.

Вместе с тем, оснований для замены назначенного должностному лицу наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

Так, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении и.о. конкурсного управляющего ФИО1 к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на неё Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении материалов дела нарушений норм материального права и процессуального права не установлено, протокол составлен обоснованно.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу, не установлено.

При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о назначении и.о. конкурсного управляющего ФИО1 наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, виде штрафа является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя председателя комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Гарантия-Строй» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, через Индустриальный районный суд г. Хабаровска.

Судья Р.О. Кан