дело №12-177/2021
УИД: 23RS0003-01-2021-002486-38
РЕШЕНИЕ
город-курорт Анапа "25" июня 2021 года
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Аулов А.А.
при секретаре Засеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы жалобы защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвоката Григорьева Д.Ю. на постановление инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшего лейтенанта полиции ФИО2 №18810023190008334981 от 14 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Защитник лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвокат Григорьев Д.Ю. обратился в суд с жалобой на постановление инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшего лейтенанта полиции ФИО2 №18810023190008334981 от 14 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, сославшись на то, что указанным постановлением должностного лица административного органа ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей и применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде отстранения от управления транспортного средства и задержания транспортного средства марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с регистрационным знаком №. Согласно приведенного постановления 14 апреля 2021 года в 16 час 30 минут в г. Анапа, на ул. Астраханская, д№ водитель ФИО1, не имея постоянного места жительства в Республике Армения, в нарушение п.35 Приложения №3 к Договору о присоединении Республики Армения к договору ЕАЭС от 29 мая 2014 года управлял автомобилем, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление транспортного средства в таможенных органах Российской Федерации, что, по мнению инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ. При этом инспектором ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа в вынесенном постановлении не указано, какой пункт Правил дорожного движения РФ был нарушен водителем ФИО1, также неясно, как инспектор установил факт отсутствия постоянного места жительства у водителя ФИО1 в Республике Армения, какие именно документы, подтверждающие таможенное оформление транспортного средства, имелись при себе у водителя ФИО1 и по требованию инспектора не были им представлены, таким образом, не представлено доказательств того, что на транспортное средство марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с государственным регистрационным знаком №, которым управлял ФИО1, требуются документы, подтверждающие таможенное оформление транспортного средства в таможенных органах Российской Федерации. Такой спешкой обуславливается явная заинтересованность должностного лица в привлечении ФИО1 к административной ответственности.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается, что в соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 03 августа 2018 года №289-ФЗ (в редакции от 08 июня 2020 года) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в пределах компетенции обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Согласно ч.ч.3, 4 ст.83 Федерального закона №289-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе устанавливать технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, видов транспорта, лиц, перемещающих товары, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, таможенных процедур, под которые помещаются товары, в том числе в рамках реализации механизма "единого окна" путем обмена документами и сведениями с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Под технологией совершения таможенных операций понимаются совокупность и последовательность совершения таможенными органами действий с использованием или посредством информационных систем таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, связанных с перемещением через территорию Российской Федерации, декларированием и выпуском товаров, а также их временным хранением. Таким образом, таможенным органом при принятии решения о выпуске транспортного средства, принадлежащего ФИО1 и находящегося под его управлением, в свободное обращение на территории РФ были учтены необходимые обстоятельства и избраны соответствующие технологии. Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию государства товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Транспортное средство марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с регистрационным знаком №, зарегистрированное на территории Республики Армения, гражданином <данные изъяты>, в установленном законом порядке приобретшим право собственности на данный автомобиль, который выпущен в свободное обращение в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации, признанно в связи с этим в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в качестве товара Союза. В соответствии с. ч.2 ст.268 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств - выпуск в свободное обращение товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов либо ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если в отношении таких товаров в соответствии с п.8 ст.266 настоящего Кодекса не установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. Данное согласуется с ответом Северо-Осетинской таможни от 05 августа 2020 года, основанным на разъяснении консультационного центра Федеральной таможенной службы от 15 января 2018 года. Более того, согласно разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 года №49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, а также иные международные договоры, составляющие право Союза. При этом положения Таможенного кодекса имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абз.1 п.3 ст.6 Договора и п.4 ст.1 Таможенного кодекса). Согласно п.5 ч.1 ст.260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. В нарушение приведенных правовых норм должностным лицом административного органа неверно дана оценка действиям водителя ФИО1, а, именно, ч.1 ст.12.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства. Действия ФИО1, приведенные должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, а равно в действиях ФИО1 отсутствует и иной состав административного правонарушения, следовательно, согласно пп.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. В связи с чем защитник лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвокат Григорьев Д.Ю. обратился в суд с настоящей жалобой и просит постановление №18810023190008334981 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, от 16 апреля 2021 года отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, прекратить задержание транспортного средства марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с регистрационным знаком №, с отнесением расходов, связанных с перемещением и хранением задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитник – адвокат Григорьев Д.Ю. в судебное заседание не явились, судебные извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства, назначенного на 25 июня 2021 года, были направлены в адрес указанных лиц посредством почтовой связи по адресам, указанным в жалобе, и впоследствии возвращены в адрес Анапского городского суда с отметкой почтового отделения связи - "истек срок хранения" в связи с неявкой адресатов за получением корреспонденции, несмотря на извещение указанных лиц о её поступлении, и истечении в связи с этим сроков хранения, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором: №
Кроме того, информация о дате, времени и месте судебного заседания была доведена до сведения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитника – адвоката Григорьева Д.Ю. 28 мая 2021 года путём размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Анапского городского суда Краснодарского края по адресу anapa-gor.krd.sudrf.ru, что подтверждается отчётом о размещении на официальном сайте суда сведений по делу №12-177/2021 на бумажном носителе.
В силу толкования разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31августа 2005 года №343 (Приказ ФГУП "Почта России" от 07 марта 2019 года №98-п).
Обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, доставляемую адресату по указанному им адресу, является исключительно обязанностью адресата. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту регистрации или по месту фактического проживания лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспонденцией является риском для него самого, все неблагоприятные последствия которого он несет.
Также суд полагает необходимым отметить, что ранее судебное разбирательство по делу откладывалось, по ходатайству защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвоката Григорьева Д.Ю.
Таким образом, с учетом изложенного суд в соответствии с положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитника – адвоката Григорьева Д.Ю.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, следует, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, является должностным лицом, заинтересованным в разрешении данного дела, поэтому не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом.
Нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении судом дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и (или) вынесшего постановление об административном правонарушении.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту только лицами, привлекаемыми к административной ответственности, а также потерпевшими, но не должностными лицами административного органа, в связи с чем суд рассматривает жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в отсутствие инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшего лейтенанта полиции ФИО2
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.
Согласно пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.
Согласно абзаца 2 пункта 2.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа - и прицепа).
Как следует из материалов дела, 14 апреля 2021 года в 16 часов 30 минут в г. Анапа, на ул. Астраханская, № водитель ФИО1, не имея постоянного места жительства в Республике Армения, в нарушение п.35 Приложения №3 к Договору о присоединении Республики Армения к договору ЕАЭС от 29 мая 2014 года управлял автомобилем марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с государственным регистрационным знаком Республики Армения №, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление транспортного средства в таможенных органах Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения инспектором ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшим лейтенантом полиции ФИО2 14 апреля 2021 года постановления №18810023190008334981 о привлечении ФИО1 к административной ответственности, установленной ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Постановление вынесено должностным лицом в порядке, предусмотренном ст.28.6 КоАП РФ, без составления протокола об административном правонарушении, поскольку ФИО1 наличие события вмененного ему административного правонарушения и назначенное административное наказание не оспаривал, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе постановления должностного лица.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об отстранении от управления транспортным средством 23БГ 270634 от 14 апреля 2021 года, протоколом о задержании транспортного средства 23ТЮ 157363 от 14 апреля 2021 года, письменными объяснениями ФИО1 от 14 апреля 2021 года, рапортом инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшего лейтенанта полиции ФИО2 от 15 апреля 2021 года.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 приобрел автомобиль марки "TOYOTA ALPHARD 3.0" с государственным регистрационным знаком Республики Армения № в Республике Армения в 2020 году, при этом ФИО1 является гражданином <данные изъяты> и зарегистрирован по месту проживания в Российской Федерации по адресу: <адрес>, регистрации по месту жительства в Республике Армения не имеет.
В соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным Положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Обязанность государственного учета транспортного средства установлена Федеральным законом от 03 августа 2018 года №283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.
Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Транспортное средство может считаться таким, если принадлежит лицу, имеющему постоянное место жительства вне территории Российской Федерации. Таким образом, гражданин Российской Федерации не может рассматриваться в качестве участника международного дорожного движения, если не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован автомобиль.
С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на её территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.
Согласно положений статьи 1 главы 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене в 1968 год) транспортное средство считается находящимся в "международном движении", если оно:
- принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства;
- не зарегистрировано в этом государстве;
- временно ввезено в него.
Таким образом, гражданин Российской Федерации, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одном из государств - членов ЕАЭС, на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции не может считаться участвующим в международном дорожном движении, если он не имеет постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства.
Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В отношении граждан государств - членов ЕАЭС под временным ввозом понимается ввоз ими на территорию ЕАЭС на срок не более 1 ода транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС.
Таким образом, транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей.
Вместе с тем, законодательством установлены исключения в данной части в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов ЕАЭС.
Так, в соответствии с пунктами 30-31, 35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в Минске 10 октября 2014 года) автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после 10 октября 2014 года (дата подписания Договора о присоединении) по настоящее время и зарегистрированные в данном государстве, считаются для остальных государств членов ЭАЭС иностранными, товарами.
В связи с чем, их временный ввоз на территорию Российской Федерации (без уплаты таможенных пошлин и налогов) возможен только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения.
Ввоз и использование на территории Российской Федерации таких автомобилей гражданами России допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин.
Согласно разъяснениям ГУ БДД МВД России от 29 июня 2020 года №13/12-П-5574 транспортные средства, зарегистрированные в государствах – членах ЕАЭС, допускаются к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации под управлением граждан Российской Федерации в случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции Российской Федерации на основании выданных таможенными органами паспортов транспортных средств.
Отсутствие указанной регистрации транспортного средства в Российской Федерации по истечении десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ.
В случае, если транспортное средство зарегистрировано на гражданина одного из государств-членов ЕАЭС в данном государстве и находится в пользовании гражданина Российской Федерации, его регистрация потребуется только в случае наличия (подтверждения) сведений о временном ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года.
Однако, указанные сведения таможенными органами Российской Федерации не аккумулируются, в связи с тем, что это не предусмотрено законодательством ЕАЭС.
Исключение составляют транспортные средства, ввезенные с территории Республики Армения и зарегистрированные в указанном государстве после октября 2014 года, их эксплуатация гражданами Российской Федерации возможна только при наличии соответствующих таможенных документов, оформленных на указанных граждан.
Отсутствие таможенных документов в данном случае образует состав административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 28 сентября 2020 года №27-01-23/84421 указывает, что в соответствии с пунктами 30 и 31 приложения 3 к Договору от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
При ввозе указанных автомобилей на территории других государств - членов ЕАЭС в соответствии с пунктом 33 приложения 3 к Договору в их отношении проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.
В настоящее время при проведении физическими лицами операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 Таможенного кодекса ЕАЭС и решений Евразийской экономической комиссии.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 264 Таможенного кодекса ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС:
- иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года;
- физическими лицами государств - членов ЕАЭС транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах - членах ЕАЭС, при перемещении через таможенную границу ЕАЭС любым способом не подлежат таможенному декларированию.
Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2020 года №62 "Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 1 января 2020 года).
Вместе с тем, в соответствии с правом ЕАЭС транспортные средства, приобретенные до 31 декабря 2019 года и выпущенные в свободное обращение в Республике Армения в период с 1 января по 1 мая 2020 года по "пониженным" ставкам таможенных пошлин, признаются в других государствах - членах ЕАЭС иностранным товаром:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования";
- до 2 мая 2025 года.
При этом пунктом 35 приложения №3 к Договору предусмотрена возможность ввоза легковых автомобилей, зарегистрированных на территории Республики Армения и сохранивших статус иностранных товаров, с территории Республики Армения на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов ЕАЭС допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Учитывая изложенное, в случае, если транспортное средство было помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпущено в свободное обращение в качестве товара для личного пользования на территории Республики Армения после 10 октября 2014 года и имеет статус иностранного товара, для получения паспорта транспортного средства необходимо осуществить таможенное декларирование таких транспортных средств и уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в таблице 2 приложении № 2 Решения №107.
При этом суд находит несостоятельными доводы защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвоката Григорьева Д.Ю. о том, что в протоколе об административном правонарушении не указан пункт Правил дорожного движения РФ, который был нарушен водителем ФИО1 и указанное свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного его подзащитному, поскольку отсутствие в протоколе об административном правонарушении ссылки на пункт Правил дорожного движения РФ не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством, так как изложенные в нём обстоятельства правонарушения достаточны для квалификации действий ФИО1 по ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, в частности, в протоколе об административном правонарушении указано, какие действия им были совершены, квалифицированные как управление транспортным средством водителем, не имея при себе документов, подтверждающих таможенное оформление транспортного средства в таможенных органах Российской Федерации.
Также безосновательными суд находит доводы защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвоката Григорьева Д.Ю. о том, что инспектор не установил факт отсутствия постоянного места жительства у водителя ФИО1 в Республике Армения, поскольку, как усматривается из письменных объяснений ФИО1 от 14 апреля 2021 года, последний постоянно проживает на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу, что должностное лицо административного органа обоснованно пришло к правильному выводу о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, с соблюдением положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и личности ФИО1 и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД ОМВД России по г. Анапа старшего лейтенанта полиции ФИО2 №18810023190008334981 от 14 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 - адвоката Григорьева Д.Ю. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья: