ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/2023 от 01.02.2023 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2022-006788-79

РЕШЕНИЕ

01 февраля 2023 года город Орел

Судья Советского районного суда города Орла Лигус О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу Департамента здравоохранения Орловской области на постановление начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Сальниковой Л.А. от 27.10.2022 № 764/22/57024-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Сальниковой Л.А. от 27.10.2022 № № 764/22/57024-АП Департамент здравоохранения Орловской области привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Департамент здравоохранения Орловской области обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование указал, что не согласен с постановлением, поскольку в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

На основании изложенного, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 27.10.2022 № 764/22/57024-АП и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.10.2022 № 57024/22/191882.

В судебном заседании представитель должностного лица Сальниковой Л.А. по доверенности Яваева И.В. просила отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на то обстоятельство, что Департамент здравоохранения Орловской области законно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несвоевременное исполнение судебного акта. Просила отказать в удовлетворении жалобы, постановление должностного лица оставить без изменения.

Начальник МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Сальникова Л.А., представитель Департамента здравоохранения Орловской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, судья находит жалобу Департамента здравоохранения Орловской области подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положения части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривают ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судьей установлено, что 27.09.2021 на основании исполнительного листа, выданного Советским районным судом г. Орла, в отношении должника Департамента здравоохранения Орловской области ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области возбуждено исполнительное производство №64594/21/57024-ИП, об обязании обеспечить бесплатное предоставление Кондрашова М.С. медицинского препарата Фиасп в соответствии с медицинскими показаниями. Должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе- в течении 5 дней с момента получения должником копии настоящего постановления.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Департаментом здравоохранения Орловской области.

В связи с неисполнением в установленный законом срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 18.06.2022 вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

На основании постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 02.08.2022 должнику установлен срок для исполнения указанного решения суда- до 15.08.2022.

19.10.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП РФ по Орловской области в отношении Департамента здравоохранения Орловской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, согласно фабуле которого, во вновь установленный срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, должником требования неимущественного характера не исполнены, взыскателю не обеспечено бесплатное предоставление медицинского препарата.

27.10.2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Департамента здравоохранения Орловской области начальником МОСП по ОИП УФССП РФ по Орловской области Сальниковой Л.А. вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, которым Департамент здравоохранения Орловской области признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статья 105 Федерального закона от 02 декабря 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), устанавливающая общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия, предусматривает, что в случаях неисполнения должником указанных требований в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).

В силу статьи 113 Закона об исполнительном производстве неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа (часть 2). В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

Данная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

Так, согласно доводов заявителя, в действиях Департамента здравоохранения Орловской области отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Судья находит данные доводы заявителя обоснованными, подтверждающимися материалами дела. При этом судья исходит из следующего.

Так, согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 упомянутого федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе:

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Указанные полномочия, как и реализация территориальной программы, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования на территории Орловской области, осуществляются уполномоченным органом в сфере охраны здоровья - Департаментом здравоохранения Орловской области.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу части 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Согласно положениям пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту по жизненным показаниям, предусмотрены следующие способы определения поставщика: запрос предложений, в том числе запрос предложений в электронной форме (статьи 83 и 83.1 Закона); закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 28 части 1 статьи 93 Закона).

Пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, расходы на реализацию мер по обеспечению граждан, включенных в федеральный регистр лиц, лекарственными средствами на безвозмездной основе, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели установленным нормативом финансовых затрат в месяц, при условии соблюдения установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедур.

Согласно представленной информации Департаментом здравоохранения Орловской области проводились предусмотренные Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» мероприятия по приобретению медицинских препаратов для ФИО5

Департаментом здравоохранения Орловской области был объявлен аукцион, по результатам которого заключены государственные контракты 24.01.2022, 26.05.2022, 05.09.2022, 19.09.2022.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что решение суда в отношении Кондрашова М.С. не было исполнено Департаментом здравоохранения Орловской области во вновь установленный судебным приставом- исполнителем, в связи с недостаточностью финансовой возможности, необходимостью соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по независящим от него обстоятельствам. По мнению судьи, должником по исполнительному производству были приняты все зависящие от него меры по исполнению требования, содержащегося в исполнительном документе.

Участниками процесса не представлено доказательств, которые позволили бы сделать вывод о бездействии Департамента здравоохранения Орловской области, осуществляющего свою деятельность исходя из размера выделенных бюджетных ассигнований в неисполнении решения суда в отношении ФИО6 во вновь установленный срок.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Следовательно, вина Департамента здравоохранения Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.

Таким образом, в бездействии Департамента здравоохранения Орловской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление начальника МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Сальниковой Л.А. от 27.10.2022 № 764/22/57024-АП в отношении Департамента здравоохранения Орловской области о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Учитывая, что судья пришел по данному делу к выводу об отсутствии состава административного правонарушения (отсутствие вины в действиях лица, привлекаемого к ответственности), подлежит отмене и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.10.2022, вынесенное в адрес Департамента здравоохранения Орловской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решила:

жалобу Департамента здравоохранения Орловской области на постановление начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Сальниковой Л.А. от 27.10.2022 № 764/22/57024-АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление начальника межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Орловской области Сальниковой Л.А. от 27.10.2022 № 764/22/57024-АП АП по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Отменить представление начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Орловской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.10.2022 № 57024/22/191882, вынесенное в адрес Департамента здравоохранения Орловской области.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения копии решения.

Судья: