ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-177/2028-2019 от 03.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 12-177/28-2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

03 апреля 2019 года город Курск

Судья Ленинского районного суда г. Курска Найденова О.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора МУП «Курскводоканал» Цуканова Н.А на постановление заместителя руководителя УФАС России по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика – директора МУП «Водоканал города Курска» Цуканова Николая Анатольевича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя УФАС России по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу директор МУП «Водоканал города Курска» Цуканов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Цуканов Н.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что отсутствует его вина в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, так как нормы закона им нарушены не были. Также указал, что по итогам 2017 года МУП «Курскводоканал» заключил контракты с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 на общую сумму 17493400 руб., что не превышает пяти процентов совокупного годового объема закупок (467292000 руб.). МУП «Курскводоканал» является коммерческим предприятием и не является бюджетополучателем. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) МУП «Курскводоканал» при переходе с ФЗ №223 на ФЗ №44 был рассчитан на основе плана финансово-хозяйственной деятельности, и для его определения был произведен соответствующий расчет, результат которого и принят за СГОЗ. При формировании плана закупок и плана-графика для МУП и ГУП функционал ЕИС не позволяет изначально указать СГОЗ согласно плану ФХД. Пять процентов от СГОЗ (467 292 000 руб.) на осуществление закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 составляет 23364600 руб. В план-график при размещении его в ЕИС было внесено 18000000 руб. ЕИС была создана для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть для бюджетных организаций. Для бюджетополучателей утверждается бюджет на следующий год, от которого и планируется осуществлять по п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44. Сравнивать СГОЗ автоматически рассчитанный ЕИС согласно итоговому за 2017г. план-графику с планируемым в конце 2016г. на 2017г. нельзя, поскольку МУП планировало провести закупки на сумму 467292000 руб., что не отражает функционал ЕИС, а закупок малого объема у единственного поставщика на 18000000 руб.

В судебном заседании защитники директора МУП «Водоканал города Курска» Цуканова Н.А. по доверенностям Бокинов Д.В. и Рукавицына Н.Н. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании представитель УФАС по Курской области по доверенности ФИО6 полагал доводы жалобы необоснованными, в связи с чем просил оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании помощник прокурора г. Курска Звягинцев Л.М. указал, что должностное лицо Цуканов Н.А. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, в связи с чем поданная им жалоба удовлетворению не подлежит.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав предоставленные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 7.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, в виде наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 13 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях: 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса; 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком; 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок; 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.

Согласно ч. 15 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В силу ч. 11 ст. 21 Федерального закона №44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей ста тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

Как следует из материалов дела, в 2017 году МУП «Водоканал» заключены контракты с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ на общую сумму 17 493,4 тыс. руб.

Согласно плану-графику закупок МУП «Водоканал г. Курска» на 2017 год (версия 50, дата размещения 26.12.2017г.) совокупный годовой объем закупок составил 130 949 284,40 руб., также в указанный план-график включены сведения о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 18 000 0000 руб.

При этом, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок, а именно 6 547 464,22 руб.

Между тем, в нарушение, приведенных правовых норм МУП «Водоканал г. Курска» в 2017 году заключены контракты с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ на общую сумму 17 493,4 руб., то есть с превышением на 10 945,9 тыс. руб.

Таким образом, МУП «Водоканал г. Курска» принял решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требованием, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Федерального закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно материалам дела, все контракты, заключенные МУП «Водоканал г. Курска» на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, совершены в лице директора МУП «Водоканал» Цуканова Н.А.

Вина должностного лица Цуканова Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ подтверждается имеющимися по делу доказательствами, которым заместителем руководителя УФАС по Курской области ФИО3, вынесшей оспариваемое постановление, дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.

Действия директора МУП «Водоканал г. Курска» Цуканова Н.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., соответствует санкции ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица Цуканова Н.А. состава инкриминированного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы жалобы о неверном расчете в оспариваемом постановлении 5% закупок, осуществленных в 2017 году на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ от совокупного годового объема закупок заказчика, поскольку такие доводы опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании закона.

В жалобе ее заявитель указывает, что МУП «Курскводоканал» является коммерческим предприятием и не является бюджетополучателем. В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для МУП утверждены прилагаемые показатели планов финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) на 2017-2019г.г. Совокупный годовой объем закупок МУП «Курскводоканал» при переходе с Федерального закона № 223-ФЗ на Федеральный закон № 44-ФЗ был рассчитан на основе плана ФХД.

Между тем, приведенные доводы не могут служить основанием для освобождения директора МУП «Водоканал г. Курска» Цуканова Н.А. от административной ответственности за совершенное им правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, поскольку Федеральный закон от 03.07.2016г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» установил обязательные правила для осуществления закупок унитарными предприятиями без каких-либо исключений. В связи с чем, с 01.01.2017 года применение норм Федерального закона № 44-ФЗ обязательно для всех унитарных предприятий независимо от рода их деятельности, в том числе и для муниципального предприятия «Водоканал г. Курска».

При этом, Федеральным законом № 321-ФЗ установлены единые требования к закупочной деятельности для унитарных предприятий. Вне зависимости от источника финансирования (собственные или бюджетные средства), закупки унитарного предприятия должны проводиться по Федеральному закону № 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения в качестве соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Иные доводы выводов должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, не опровергают и не являются основанием к отмене такого постановления.

Нарушений принципа объективного рассмотрения дела допущено не было.

Ввиду того, что правовых оснований для отмены или изменения постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, то и поданная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя УФАС России по Курской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица заказчика – директора МУП «Водоканал города Курска» Цуканова Николая Анатольевича, оставить без изменения, а жалобу директора МУП «Курскводоканал» Цуканова Н.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 суток с момента получения или вручения.

Судья: