ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1784/2021 от 31.08.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №12-1784/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 31 августа 2021 года

Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО1, действующего в интересах Кодирова ФИО5, на постановление судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении Кодирова ФИО6,

УСТАНОВИЛ: Постановлением судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 19 августа 2021 года Кодиров А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в специализированное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) ГУ МВД России по Нижегородской области» с 19 августа 2021 года до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, защитник ФИО1, действующих в интересах Кодирова А.М., просит судебное постановление от 19 августа 2021 года изменить, исключив из него назначенное Кодирову А.М. административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Жалоба подана в установленный 4.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении

установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом - влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Осуществление этими же лицами трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ. Правовое положение иностранных граждан, в том числе правила их передвижения по территории Российской Федерации, выбора места жительства и пребывания, осуществления ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно положениям этого Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (пункт 4 статьи 13). Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11). Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от И октября 2002 года № 754 к числу таких отнесены территории с регламентированным посещением. 2

Из материалов дела усматривается, что 18 августа 2021 года в 14 часов 30 минут в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства РФ иностранными гражданами, проведенной сотрудниками УУП ОМВД России по Володарскому району, по адресу: [адрес], был выявлен временно пребывающий в Российской Федерации гражданин Республики <данные изъяты> Кодиров А.М. [дата] года рождения, который допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил передвижения и порядка выбора места пребывания (или жительства) иностранных граждан на территории РФ, а именно: в период с 09:00 до 14:30 18 августа 2021 года находился на территории с регламентированным посещением иностранных граждан без полученного в установленном порядке специального разрешения на въезд на указанную территорию, где также осуществлял трудовую деятельность в качестве разнорабочего (уборка территории от строительного мусора) по вышеуказанному адресу, без документа, разрешающего трудовую деятельность иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации (без патента). Приведенные обстоятельства положены в основу двух протоколов об административном правонарушении, составленных 18 августа 2021 года должностным лицом начальником отдела по вопросам миграции (дислокация р.[адрес]) Отдела МВД России по Володарскому району по ч. 1 ст. 18.8,ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ. Определением судьи Володарского районного суда Нижегородской области от 19 августа 2021 года дела об указанных выше административных правонарушениях объединены в одно производство. Рассмотрев дело, судья на основании совокупности исследованных доказательств правильно установил наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пребывания, передвижения и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признав гражданина Республики <данные изъяты> Кодирова А.М. виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 18.8, ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ. Выводы судьи о наличии в его действиях составов указанных административных правонарушений основаны на исследованных и приведенных в постановлении от 19 августа 2021 года доказательствах: протокола об административном правонарушении Ф 52 [номер] от 18 августа 2021 года, протокола об административном правонарушении Ф 52 [номер] от 18 августа 2021 года, объяснения Кодирова А.М., копии паспорта гражданина <данные изъяты> Кодирова А.М., карты «Мигрант», уведомления о прибытии Кодирова А.М. справки ФМС России АС ЦБДУИГ, которые в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценены судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. 3

Действия Кодирова А.М. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ. Доводы защитника об изменении судебного постановления от 19 августа 2021 года путем исключения из него назначенного Кодирову А.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, со ссылкой на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, на не исследования судом имущественного положения Кодирова А.М. подлежат отклонению, как не освобождающие иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство Российской Федерации и не являющиеся основанием для освобождения гражданина Республики <данные изъяты> Кодирова А.М. от административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону. При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Из материалов дела следует, что наказание Кодирову А.М. назначено с учетом характера и обстоятельств совершенных административных правонарушений в виде административного штрафа в пределах санкции, при применении которой установлен наибольший административный штраф. Доводы защитника о незаконности назначенного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылкой на положения подпункта «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», подлежит отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Как следует из подпункта «а» статьи 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», вступившего в законную силу 16 июня 2021 года, до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации. Из представленной УФСБ России по Нижегородской области справки № 106/5/2/1362 от 18 августа 2021 следует, что Управлением получены сведения в отношении выходцев из Центрально-Азиатского региона, согласно которым, Кодиров А.М. является лицом причастным к религиозноэкстремистской деятельности, в том числе в интересах международной террористической организации «Джабхат Фатх аш-Шам» (запрещена в соответствии с решением Верховного суд РФ от 04.06.2020 № АКПИ20- 275С, вступило в силу 20.07.2020г.) (л.д.35). Следовательно, в рассматриваемом деле имеются исключительные обстоятельства, предусмотренные п. 2 Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года № 364, указывающие на наличие создания угрозы национальной безопасности Российской Федерации. При таких обстоятельствах, судья апелляционной инстанции полагает, что назначение Кодирову А.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 2 статьи 5

Судья областного суда И.А. Минеева