ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1785/2021 от 16.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-1785/2021

Р Е Ш Е Н И Е

16 ноября 2021 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,

с участием защитника Улитина А.С.,

должностного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» на постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми от 25.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ОАО «Пермский телефонный завод «Телта»,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3Ленинского судебного района г. Перми от 25.08.2021 года ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, выразившегося в том, что 31.05.2021 в 17-00 час. при проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «Пермский телефонный завод» (Пермский филиал) по адресу: <...> установлено, что ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» допустило нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подробно изложенные в постановлении мирового судьи. ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Защитник ОАО «Пермский телефонный завод «Телта», не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой. В обоснование доводов указав, что ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» не имеет на территории объектов повышенной опасности, не входит в Перечень потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения Пермского края ГКУ ПК «Гражданская защита». Представителем надзорного органа не представлены доказательства того, что ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» относится к организациям, которые обязаны осуществлять действия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций. Привлечение Организации к административной ответственности исходя из включения в плане проверок незаконно и необоснованно. Просит постановление мирового судьи отменить.

Защитник Улитин А.С. в судебном заседании поддержал требования и доводы жалобы. Пояснил, что с 2015 года в отношении Общества проводились проверки по соблюдению требований законодательства в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, в связи с наличием на балансе Общества защитного сооружения, впоследствии защитное сооружение было передано администрации города Перми. Факт включения общества в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса не является основанием для привлечения к ответственности за нарушение требований законодательства в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.

Должностное лицо с жалобой не согласен, учитывая, что ОАО «ПТЗ «Телта» включено в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, в связи с чем, проверка в отношении юридического лица проведена правомерно, в соответствии с планом проверок. Пояснил, что предписание по результатам проверки от 31.05.2021 года ОАО «ПТЗ «Телта» не оспаривалось, результаты проверки незаконными не признавались.

Заслушав участников процесса, оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы контрольно-наблюдательного дела судья находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются организации (подразделения), создаваемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения их деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

В силу п. п. «а, б, в, ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Согласно п. п. 8,9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются: разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих уровнях единой системы; обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций; рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом; рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В силу п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки 27.05.2021 в отношении ОАО «Пермский телефонный завод «Телта», осуществляющего деятельность по адресу: <...> должностными лицами отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Ленинскому району 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю, выявлено следующее:

в нарушение пп. «а» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 в организации отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

пп. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пп. «д» п. 4, п.6 Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" члены координационного органа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» ФИО4ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на основании приказа № 45 от 04.02.2021 не прошли обучение по соответствующей дополнительной профессиональной программе в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

п.п. 8,9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 в организации не определен порядок принятия решений комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, п. 4 Постановления Правительства РФ от 25.07.2020 № 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в организации не определен документ, определяющий номенклатуру, объем материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не создан резерв финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, п.п. «а,в» п.2, п.п. «а,в» п.4, п. 7 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485, Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной Приказ МЧС России от 29.07.2020 № 565 работники организации не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.п. «г» п.2, п.п. «д» п.4, п. 5, абз.3 п. 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485 руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

п. «б» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организацией не утвержден комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении проверки от 23.04.2021 № 9; актом проверки от 31.05.2021 содержащим сведения о выявленных нарушения; предписанием № 9 от 31.05.2021 по результатам проведенной проверки; приказом № 4485 от 29.11.2019; положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ОАО ПТЗ «Телта», утвержденным 04.02.2021; приказом № 45 от 04.02.2021 «Об организации гражданской обороны и назначении сотрудников на внештатные должности в ОАО «ПТЗ «Телта»; планом мероприятий комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 04.02.2021.

На основе представленных доказательств, достоверность и объективность которых у судьи сомнений не вызывает и которым дана надлежащая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения.

Вывод о наличии в деянии ОАО «ПТЗ «Телта» состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «ПТЗ «Телта» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 названного Кодекса.

Действия ПТЗ «Телта» правильно квалифицированы мировым судьей по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ.. Мотивы принятого решения о размере и виде наказания мировым судьей в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.

Доводы жалобы о том, что общество не является субъектом нарушения, судом признаются не состоятельными. Аналогичные доводы были предметом проверки при рассмотрении дела, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

В силу п. 4 Приказа МЧС России от 14.06.2016 №323"Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предметом федерального государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами (далее - объекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный государственный надзор осуществляется, в том числе с применением риск-ориентированного подхода.

Таким образом, исходя из норм Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанность по соблюдению мероприятий в области гражданской обороны возложена на организации, вне зависимости отнесения к категориям гражданской обороны, при этом, в ОАО «ПТЗ «Телта» создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержден состав участников, план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, согласно сведений МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» от 31.05.2021 года ОАО «ПТЗ «Телта» включено в Перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих категорированию по степени потенциальной опасности, размещенный Министерством промышленности и торговли РФ (л.д. 69-71), что также не исключает правомерность привлечения по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 25.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ОАО «Пермский телефонный завод «Телта» оставить без изменения, жалобу защитника без удовлетворения.

Судья подпись

Копия верна. судья О.И. Ошвинцева