ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1786/18 от 21.12.2018 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 12-1786/18

Р Е Ш Е Н И Е

21 декабря 2018 года город Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя областного государственного автономного учреждения «Центр технических видов спорта» (далее по тексту, - ОГАУ «ЦТВС») ФИО2 на постановление врио начальника отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДВО Ространснадзора от 21 сентября 2018 года по делу о привлечении названного учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением врио начальника отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДВО Ространснадзора от 21 сентября 2018 года ОГАУ «ЦТВС» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

На указанное постановление законным представителем ОГАУ «ЦТВС» ФИО2 принесена жалоба, в которой он просит его отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях учреждения состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ОГАУ «ЦТВС» ФИО3, поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из материалов дела, на основании письма Сахалинского ЛО МВД на транспорте УГАН НОТБ ДВО Ространснадзора проведена проверка соблюдения законодательства о перевозке пассажиров воздушным транспортом.

В ходе проверки установлено, что на праве хозяйственной деятельности в ОГАУ «ЦТВС» имеются воздушные суда <данные изъяты>, в собственности учреждения находится воздушное судно <данные изъяты>

С 2017 года по настоящее время ОГАУ «ЦТВС» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров воздушным транспортом.

В частности, на официальном Интернет-сайте учреждения размещен прейскурант на предоставление платных услуг, среди которых, в том числе, указаны экскурсионные полеты на воздушных судах.

Между тем, указанные полеты ОГАУ «ЦТВС» осуществляет, не застраховав риск гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ОГАУ «ЦТВС» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения учреждения к административной ответственности по названной норме Кодекса.

В соответствии со статьей 133 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и находящимся при этом пассажире вещам в соответствии с федеральным законом.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июня 2012 года № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» гражданская ответственность перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном) подлежит страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Из содержания указанной нормы следует, что публично-правовая обязанность страхования своей гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров возложена именно на перевозчика.

Согласно части 2 статьи 6 названного Федерального закона контроль за исполнением перевозчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется путем установления наличия у перевозчика договора обязательного страхования.

Частями 1 и 2 статьи 784, частью 1 786 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Таким образом, услуги по перевозке представляют собой деятельность по перемещению пассажиров с использованием транспортных средств из одного пункта в другой, на что указывает применение термина «пункт назначения», подразумевающий осуществление движения с определенным направлением и определенной целью - изменения локации пассажира или багажа.

В аналогичном смысле понятие «перевозка» применяется в Воздушном кодексе Российской Федерации.

Согласно статье 100 названного Кодекса перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

При этом, частью 1 статьи 101 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах при воздушной перевозке подразумевается наличие, как пункта отправления, так и пункта назначения. Если указанные пункты совпадают, они утрачивают свое значение.

В силу части 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Таким образом, осуществление перевозки предполагает доставку пассажира в пункт назначения, тогда как в дванном случае ОГАУ «ЦТВС», осуществляя экскурсионный полет, производил возврат пассажиров в место отправления.

Содержанием услуг, оказанных ОГАУ «ЦТВС», являлось не деятельность по доставке пассажиров в определенный пункт, а использование в течение определенного промежутка времени воздушного транспортного средства с оказанием услуг по управлению им.

При этом из приведенных выше определений следует, что само по себе движение транспортного средства, в том числе эксплуатация воздушного суда, не может быть квалифицировано как перевозка, поскольку квалифицирующим признаком деятельности по перевозке является цель перемещения пассажира или груза в пространстве.

Таким образом, поскольку деятельность по осуществлению воздушной перевозки ОГАУ «ЦТВС» не осуществляется, соответственно, оно не может быть признано субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ОГАУ «ЦТВС» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление врио начальника отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДВО Ространснадзора от 21 сентября 2018 года отменить, производство по делу о привлечении ОГАУ «ЦТВС» к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья Южно-Сахалинского городского суда Е.Н. Лукша