ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/14 от 15.08.2014 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

  Дело № 12-178/14

 РЕШЕНИЕ

 15 августа 2014 года г. Новочеркасск

 Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области – Калашникова Н.М., рассмотрев жалобу Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Новочеркасска Ростовской области от 11 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г.Новочеркасска от 11 июля 2014 года Региональная общественная правозащитная организация «Женщины Дона» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем оно было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

 С вынесенным мировым судьей постановлением Региональная общественная правозащитная организация «Женщины Дона» не согласилась, в связи с чем, его представителями поданы жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Новочеркасска от 11 июля 2014 года, в которой просят указанное постановление отменить, а производство по делу прекратить.

 В судебном заседании представители Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона» – адвокат Шафиев И.И., действующий на основании ордера, Гнездилова О.А., действующая на основании доверенности, на жалобах настаивали, просили их удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в них.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав объяснения представителей Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона», судья приходит к следующим выводам.

 В силу ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление, судья проверяет законность и обоснованность постановления в полном объеме, в независимости от доводов жалобы.

 В соответствии с ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 Пунктом 7 ст. 32 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения выражается в форме бездействия – неподаче заявления в уполномоченный орган о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 Статья 1 Федерального закон «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 В силу ст. 2 указанного Федерального закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

 Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», введенного Федеральным законом 20.07.2012 № 121-ФЗ, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

 Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

 К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

 Таким образом, основными признаками для признания организации иностранным агентом являются – получение средств из иностранных источников и участие в политической деятельности так, как это определено законом.

 Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании с момента вступления в силу Федерального закона от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (21.11.2012), Организация получает финансирование из иностранных источников:

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>.

 Как следует из протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении, Организацией систематически проводились публичные мероприятия с участием, в том числе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, направленные на привлечение внимания со стороны гражданского сообщества и (или) государственного аппарата к вопросам деятельности государственных органов и гражданского общества.

 Так, <дата> Организацией проведена проблемная дискуссия «Организационные и социальные меры сокращения постпенитенциарного рецидива в ЮФО», в которой, согласно полученной в процессе проведения проверки и представленной Организацией информации приняли участие представители УФМС по Ростовской области, ФСИН по Ростовской области, уполномоченный по правам человека в Ростовской области, руководители учреждений социального обслуживания лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, российские и международные эксперты.

 Темами доклада на указанном мероприятия были: доклад о ситуации с соблюдением прав лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Ростовской области, на получение паспорта и получение (подтверждение) гражданства, основанный на данных мониторинга; о проблемах документирования лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ростовской области; организационно-правовые и социально-психологические проблемы исполнения наказания, связанного с лишением свободы, в системе детерминат постпенитенциарного рецидива; о принимаемых мерах ГУ ФСИН РФ по Ростовской области по подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы и взаимодействию с государственными органами и общественными организациями в вопросах ресоциализации; о системе государственной социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Ростовской области; проблемы ресоциализации, поиск решений с презентацией общероссийского общественно-политического проекта ресоциализации освободившихся заключенных; развитие адаптивного потенциала государства и общества; международные стандарты и международный опыт в сфере ресоциализации и адаптации осужденных и другие темы, касающиеся указанного вопроса.

 В подготовленных по результатам мероприятия Материалах проблемной дискуссии на странице 59 содержатся одобренные Общественной палатой России рекомендации по ревизии национального законодательства Российской Федерации, касающегося рассмотренного на мероприятии вопроса.

 В <дата> в <адрес> края был проведен просветительский семинар на тему «Права человека, права ребенка и система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», с целевой аудиторией учителей истории и обществознания города Новочеркасска. Темами выступлений обозначены: национальная стратегия в интересах детей Российской Федерации. Права ребенка, права человека и ответственность государства в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (изучение международных документов, отраженных в национальной стратегии, как с ними работать, какой они вес имеют в России); права человека и права ребенка, их отличия, и другие темы, касающиеся данного вопроса.

 В период с <дата> Организацией реализовывался проект «По чайной ложке гражданского минимума» предполагающей проведение в рамках дискуссионного клуба проведение дискуссий на обозначенные темы с участием целевой аудитории-журналисты, представители общественных, общественных молодежных организаций, а также общественной палаты г. Новочеркасска. Обозначенные темы включали в себя: Роль личности в местном сообществе; работа в социальных сетях: как правильно общаться в блогосфере; организация системы профилактики и перспектив работы с семьями в социально опасном положении: роль государственных органов и местного сообщества, и другие темы.

 В период с <дата> Организацией был реализован проект «Дельта-2» или «Будущему нужны воспоминания, воспоминанию нужно будущее». В <дата> Организацией с нарушением территориальной сферы деятельности (ст. 14 Закон об общественных объединениях) проведена серия семинаров в <адрес> по теме «Стратегическое планирование активности в местном сообществе» для расширенных региональных команд.

 <дата> в <адрес> был проведен семинар-тренинг по теме «Укрепление потенциала общественных лидеров через актуализацию темы прав человека» с целевой аудиторией представителей образовательных и социальных учреждений некоммерческих организаций и журналистов <адрес>.

 Отчеты о проведенных Организацией мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий, темах докладов, размещены Организацией на сайте в сети интернет (<данные изъяты>), что подтверждается скрин-шотом информации сайта Организации от <дата>.

 Отчеты о расходовании денежных средств, полученных от иностранных источников, направлялись Организацией непосредственно лицам, предоставлявшим иностранное финансирование. По результатам рассмотрения таких отчетов Организация получала сведения об оценке этой деятельности от иностранных источников отчетам (Приложение № к сопроводительному письму Организации от <дата> №). Указанное свидетельствует о том, что проводимые Организацией мероприятия не только входили в круг интересов иностранных инвесторов, но и предполагали выполнение указанных мероприятий с отчетом об их проведении от бенефициара (Организации).

 Анализируя вышеуказанные нормы права, прихожу к выводу о том, что указанными действиями Региональная общественная правозащитная организация «Женщины Дона» совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Мировой судья при вынесении постановления о привлечении Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона» к административной ответственности оценил имеющиеся доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, противоправным действиям Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона» дана правильная квалификация.

 Вследствие этого, мировым судьей и было назначено наказание в рамках санкции ч. 1 ст. 19.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях – административный штраф в размере 300000 руб., которое является справедливым, учитывающим требования закона, последствия, характер и степень опасности совершенного правонарушения.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

 Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Новочеркасска Ростовской области от 11 июля 2014 года оставить без изменения, а жалобы представителей Региональной общественной правозащитной организации «Женщины Дона» – без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст. 30.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 Судья Н.М. Калашникова