ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-178/18 от 15.10.2018 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

15 октября 2018 г. город Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Кочкаров О.Р., рассмотрев жалобу менеджера АЗС № 117 Общества с ограниченной отвественностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиева Темира Черимовича на постановление заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО (Карачаево-Черкесская Республика) ЮМТУ Росстандарта о назначении административного наказания от 01 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении менеджера АЗС Общества с ограниченной отвественностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиева Темира Черимовича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника госнадзора республик ЮФО и СКФО (Карачаево-Черкесской Республики) от 1 августа 2018 г. менеджер АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиев Т.Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, менеджер АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиев Т.Ч. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить. При этом заявитель ссылается на то обстоятельство, что в отношении АЗС была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на данной АЗС был допущен к применению не прошедший в установленном порядке поверку резервуар стальной горизонтальный с заводским номером 0022/1. При этом проверяющий ссылается на то обстоятельство, что резервуары стальные горизонтальные предназначены для проведения государственных учетных и торговых операций с нефтью и нефтепродуктами и их хранения, а также взаимных расчетов между поставщиком и потребителем в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Однако применение резервуаров вне сферы государственного регулирования не запрещено законом, при этом поверка средств измерений обязательна только при условии использования средств измерений в сфере государственного регулирования. В остальных случаях осуществляется калибровка средства измерения. Учетные операции по приему и отпуску нефтепродукта на АЗС осуществляется по автоцистерне (прием) и по ТРК (отпуск). Выполнение измерений в резервуарах - это внутренняя учетная операция ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», и она не может являться сферой государственного регулирования, так как она дублируется соответствующей системой измерений.

Менеджер АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиев Т.Ч. в судебное заседание не явился, заявив ходатайство рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Изучив в судебном заседании материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В пункте 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 3). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным (часть 4).

Как разъяснению в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях», Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ). В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из представленных материалов, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 1 августа 2018 г., и в тот же день вручено менеджеру АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиеву Т.Ч., следовательно, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении могла быть подана заявителем в срок до 13 августа 2018 г. включительно (с учетом выходных дней).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в Черкесский городской суд КЧР 13 августа 2018 г.

Таким образом, срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении заявителем не пропущен.

На основании приказа от 21 мая 2018 г. ЮМТУ Росстандарта в отношении ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» проведена плановая выездная проверка с целью государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.

В ходе проверки установлено нарушение на АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» требований части 1 статьи 9, статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», выразившееся в применении средств измерений неутвержденного типа, не прошедших поверку в установленном порядке.

По результатам проверки ЮМТУ Росстандарта в отношении должностного лица менеджера АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиева Т.Ч. составлен протокол об административном правонарушении от 1 августа 2018 г. , на основании которого 1 августа 2018 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанным постановлением должностное лицо менеджер АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиев Т.Ч. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 руб.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере стандартизации, сертификации, метрологии. Эти правонарушения посягают на права и законные интересы потребителей, а также экономические интересы Российской Федерации.

Непосредственный предмет правонарушения по части 1 данной статьи - обязательные требования государственных стандартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования, установленные техническими регламентами при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.

Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (пункт 2 статьи 1).

<данные изъяты>

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Решение об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на основании положительных результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа и порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений устанавливаются с учетом характера производства стандартных образцов и средств измерений (серийное или единичное производство). Форма свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Частью 8 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов и средств измерений, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Из материалов дела следует, что старшим государственным инспектором отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО (КЧР) ЮМТУ Росстандарта проведена плановая выездная проверка ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» с целью государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов.

В ходе проверки установлено нарушение на АЗС ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» требований части 1 статьи 9, статьи 12, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», выразившееся в применении средств измерений неутвержденного типа, не прошедших поверку в установленном порядке, а именно: ареометр для нефти, заводской ; ареометр для нефти, заводской ; резервуар стальной горизонтальный РГС, заводской ; резервуар стальной горизонтальный РГС, заводской ; резервуар стальной горизонтальный РГС, заводской ; резервуар стальной горизонтальный РГС, заводской , - применяются в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений, не прошедшие поверку в установленном порядке, сведения о поверке отсутствуют, на ареометры для нефти представлены паспорта с первичной поверкой (межповерочный интервал, согласно сведениям из госреестра утвержденных типов средств измерений, составляет пять лет), что не гарантирует достоверности проводимых измерений.

В связи с чем, контролирующим органом сделан вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что внесение резервуара в Государственный реестр системы измерений и периодическая поверка обязательны в случае использования резервуара для измерения количества принимаемого или отпускаемого топлива или для государственного учета.

Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений.

Во исполнение части 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15 марта 2016 г. № 179 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.

Согласно пункту 3 указанного Перечня измерение показателей массы нефтепродуктов при транспортировке, хранении и распределении отнесены Минэнерго к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Из приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 232 утверждены Правила технической эксплуатации нефтебаз (далее – Правила № 232).

Согласно пункту 1.1 Правила № 232 устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

В соответствии с пунктом 2.12 Правил № 232 на нефтебазах должна быть в наличии и вестись, в том числе, следующая документация: паспорта на резервуарные емкости: вертикальные и горизонтальные; градуировочные таблицы на резервуарные емкости.

В пункте 9.1 Правил № 232 указано, что метрологическое обеспечение нефтебаз - это комплекс организационно-технических мероприятий, технических средств, правил и норм, обеспечивающих единство и требуемую точность измерений при эксплуатации оборудования нефтебаз, количественном учете нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, а также при определении показателей качества нефтепродуктов.

Основными задачами метрологического обеспечения нефтебаз являются, в том числе: - создание необходимых условий для получения достоверной измерительной информации при определении количества и показателей качества нефтепродуктов при торговых и учетных операциях; - организация поверки средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора; - обеспечение калибровки средств измерений.

Пунктом 9.3.2 Правил № 232 предусмотрено, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на нефтебазах и используемые при торговых операциях, взаимных расчетах между поставщиком и потребителем, государственных учетных операциях, при хранении и потреблении энергетических ресурсов и определении показателей энергоэффективности, характеризующих энергосбережение на предприятии, при обеспечении охраны окружающей среды и безопасности труда, при сертификации (декларировании) нефтепродуктов, подвергают поверке при выпуске из производства, при ввозе по импорту и эксплуатации в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

Из приведенных положений законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и положений законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов следует, что измерения, осуществляемые с помощью резервуаров, относятся к измерениям, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, и которые выполняются 6 при работах по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также при обеспечении безопасности дорожного движения.

Иные доводы заявителя суд оценивает критически ввиду их направленности не на защиту нарушенного права, а на уклонение от ответственности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности контролирующим органом не допущено. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности контролирующим органом не пропущен. Санкция применена в минимально возможном размере, установленном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, рассматриваемая жалоба на постановление по делу об административном правонарушении признается необоснованной и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л

Постановление заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО (Карачаево-Черкесская Республика) ЮМТУ Росстандарта о назначении административного наказания от 01 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении менеджера АЗС Общества с ограниченной отвественностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиева Темира Черимовича – оставить без изменения, а жалобу менеджера АЗС Общества с ограниченной отвественностью «Лукойл-Югнефтепродукт» Шахиева Темира Черимовича – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Черкесского городского суда КЧР О.Р. Кочкаров